Последние наставления апостола Петра

Не зная того, что содержат в себе книги Нового Завета, трудно быть полноценным христианином. В книгах этих - мудрость вечной жизни, глаголы добра. И мы продолжаем знакомить наших читателей с содержанием и смыслом соборных апостольских посланий.

За первым соборным посланием святого апостола Петра следует второе, более краткое. Второе послание апостола Петра - это последнее наставление самого ревностного ученика христианам. Вероятно, послание было написано апостолом в Риме, незадолго до кончины, о чем он и сам пишет: Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2 Пет. 1, 14). Поэтому апостол еще раз желает напомнить христианам слова своих наставлений, чтобы они всегда сохранялись в нашей памяти (см.: 2 Пет. 1, 15).

Приветствие

Апостол Петр начинает послание приветствием: Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Хрис­та (2 Пет. 1, 1). Апостол обращается к читателям послания как к равным, потому что они имеют ту же самую драгоценную веру, что и спутники Господа - апостолы, от имени которых и говорит святой Петр: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия (2 Пет. 1, 16). Всем читателям послания (то есть всем христианам) апостол желает: Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Хрис­та Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1, 2). С таким же пожеланием благодати и мира апостол обращался к верующим в первом послании (см.: 1 Пет. 1, 2).

История спасения

В первую очередь апостол Петр напоминает верующим о спасении, совершенном Господом. Апостол пишет, что от Божественной силы... даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию (2 Пет. 1, 3). Господь дает нам все необходимое - и для тела, и для души. Эти слова перекликаются с прошением Молитвы Господней: Хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3). Под хлебом насущным отцы Церкви понимали все необходимое для человеческой жизни и Самого Христа, Который есть хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51).

Самый главный из даров Божиих - спасение. Апостол Петр пишет: Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 1, 4). Мир растлен похотью. Похоть - это желание, от которого рождается грех. Вместо кажущегося наслаждения человек испытывает страдания. Поверив словам змея-искусителя в Эдемском саду, Ева видит, что дерево познания добра и зла, от которого Господь запретил вкушать плоды, хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3, 6). Желание вкусить плодов этого дерева приводит ко греху, но человек не становится богом, как обещал это змей (см.: Быт. 3, 5), а видит свою наготу (см.: Быт. 3, 7).

Сын Божий ради спасения падшего человека сам становится человеком, соединяет Божественное естество с человеческим естеством. Апостол Петр для объяснения того, как именно происходит спасение человека, использует сложную богословскую формулу и говорит, что мы соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 2, 4). Быть причастником - в прямом значении этого слова означает быть (со)участником и (со)товарищем в чем­либо. Можно быть соучастником греха, а можно быть соучастником Божественной жизни, к которой и приобщил нас Господь Иисус Христос. Поэтому не случайно вкушение Святых Тела и Крови Христовых называется Причащением.

Наставления в добродетели

Чтобы преодолеть похоть, необходимо прилагать старание (2 Пет. 1, 5). Если человек стремится жить по вере, то она украшается добродетелями. Апостол Петр увещевает своих читателей: Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1, 5-7). Добродетели противопоставляются грехам. Если один грех может повлечь за собой другие, то и совершенствование в одной добродетели открывает путь для новых ступеней христианской жизни. Вершиной всего является любовь.

В то же время добродетели не становятся самоцелью для христианина. Они - средство, возвышающее верующего в познании Господа: Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1, 8). Отсутствие добродетелей апостол сравнивает со слепотой: В ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих (2 Пет. 1, 9).

Бог и человек: взаимное ожидание

Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет. 3, 7). В ожидании последнего суда христиане должны совершенствоваться в добродетели, не поддаваясь уловкам лжепророков и лжеучителей, вводящих пагубные ереси и отвергающихся искупившего их Господа (ср.: 2 Пет. 2, 1). Вера в Господа Иисуса Христа как в Спасителя - краеугольный камень апостольской проповеди. Мало признавать Иисуса Христа святым человеком или пророком, Христос - обещанный Богом Мессия. Почему это так важно? Потому что вера в Господа Иисуса Спасителя подразумевает осознание необходимости спасения от грехов и страстей. Но чтобы пришло осознание, необходимо увидеть грехи и принести в них покаяние.

Неверящие в Спасителя - не видят своих грехов, обещают свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19). Грех - это подмена истины ложью. Ложная, греховная свобода делает человека рабом похоти. Рабство Богу дает верующему настоящую свободу в познании Господа Иисуса Христа.

Но свобода в Господа достигается только через терпение. Поэтому апостол Петр особенно предостерегает от тех, которые говорят: Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же (2 Пет. 3, 4). Но апостол отвечает и на этот вопрос: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 8-9). Ожидание пришествия Божия для христиан есть норма жизни. Но и Бог пребывает в ожидании покаяния тех, кто еще не познал Его. Поэтому мы должны явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире и долготерпение Господа нашего почитать спасением (ср.: 2 Пет. 3, 14-15).

Краткость и суровость

В числе семи соборных посланий есть самое краткое (всего двадцать пять стихов) и одновременно самое суровое и строгое послание. Это послание, написанное апостолом Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова (ср.: Иуд. 1, 1). Апостол Иуда не принадлежал к числу двенадцати апос­толов. Он один из тех, кого святой апостол Марк называет братьями Господа - Иаков, Иосия, Иуда и Симон (см.: Мк. 6, 3). Братья Господа - это дети от первого брака святого праведного Иосифа Обручника, названного мужа Пресвятой Богородицы.

Послание обращено к призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом (Иуд. 1, 1). Призванные - это все те, кто откликнулся на призыв Господа Иисуса Христа и принял веру. Прежде всего апостол Иуда желает верующим умножения милости, и мира, и любви (ср.: Иуд. 1, 2). Ведь христиане - возлюбленные у Бога (ср.: Иуд. 1, 3). Как в Ветхом Завете Бог именовал возлюбленным сыном народ израильский (см.: Исх. 4, 22), так и в Новом Завете возлюбленными детьми Бога становятся все, принявшие Господа Иисуса Христа.

К чему же призывает апостол Иуда читателей послания? Главная мысль послания - христиане должны подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3). Вера передана однажды во всей полноте, поэтому невозможно добавить к ней что-то новое, так же как и убавить. Подвизаться - значит со всем усердием хранить истину и полноту переданной веры. Ведь вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. 1, 4). В этих словах послание апостола Иуды очень близко второму посланию апостола Петра (см.: 2 Пт. 2, 1).

Апостол Иуда приводит примеры наказаний Божиих отвратившимся от веры. Господь погубил тех израильтян, которые отпали от веры после того, как были освобождены из египетского рабства (см.: Иуд. 1, 5); осудил на вечные узы ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище (Иуд. 1, 6); подверг казни огня вечного Содом и Гоморру и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию (Иуд. 1, 7). Апостол продолжает сравнения и с горечью пишет о тех, которые идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Иуд. 1, 11). Каин - братоубийца (см.: Быт. 4, 1-16), Валаам - прорицатель, за деньги согласившийся проклясть народ израильский (см.: Числ. 22-25), Корей - израильтянин, выступивший против пророка Моисея (см.: Числ. 16, 1-35). Братоубийство, ложь и незаконное стремление к власти - главные пороки, которых должны остерегаться верующие. Ведь грех Каина, Валаама и Корея - это грех против воли Божией, сопротивление Богу злом и насилием.

Цель христиан - назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (ср: Иуд. 1, 20-21). Вновь мы слышим слова о необходимости любви к Богу как главной добродетели. Потому что только Бог может соблюсти от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости (Иуд. 1, 24).

Газета «Православная вера» №9 (509)

Подготовил Священник Василий Куценко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/poslednie-nastavleniya-apostola-petra
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Василий Куценко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019