Владыка Пантелеимон: откликаться на чужую беду нужно, но важно понимать как

В Москве открылся первый приют для бездомных, который в дикие морозы уже спас не одну жизнь...

Епископ Пантелеимон Епископ Пантелеимон © / Екатерина Изместьева / АиФ

О том, как правильно творить благие дела, «АиФ» поговорил с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном.

Юлия Тутина, «АиФ»: Владыка, кажется, сегодня благотворительность в моде...

Владыка Пантелеимон: Конечно, очень хорошо, что наши соотечественники вспомнили о тех, кто нуждается в помощи. На самом деле это исполнение заповедей Иоанна Крестителя. Тем людям, которые приходили к нему креститься на Иордан, он говорил: «У кого есть две одежды, отдайте одну тем, у кого нет ни одной. И у кого есть пища, делайте то же самое». И ставил это условием покаяния. Надо постоянно помнить - кто, если не ты, и не кивать при этом на неповоротливое государство или нерадивых родственников нищего... Но стоит понимать, что порой «помощью» можем принести вред. Например, подав алкоголику или наркоману денег на смертоносное зелье. Знаете, в метро часто милостыню просят беременные женщины. Я им много раз давал адрес нашего «Дома для мамы» - проекта службы «Милосердие», но, к сожалению, ни одна из них не позвонила и не пришла. Откликаться на чужую беду нужно обязательно, но важно понимать как...

Дело государства?

- И как конкретно?

- Конечно, проще всего вытащить кошелек и считать, что ты совершил хорошее дело. Но, если на улице нищий подходит лично ко мне, я денег не даю, а останавливаюсь и спрашиваю, в чём его нужда. Предлагаю, например, покормить, и, если голоден, идём с ним в ближайший магазин - пусть хоть поест нормально! Или покупаю билет, если он в этом нуждается. 

- А нужна ли вообще частная благотворительность? Возможно, кормить нищих, лечить больных и ухаживать за инвалидами - задача государства?

- Система благотворительности в целом нуждается в реформировании. Нельзя сказать, что чиновники ничего не делают. Но сделать это непросто. Например, сейчас часто получается, что укрупняют детдома, больницы, школы. А я уверен, что если говорить о социальной среде, то будущее, наоборот, за небольшими учреждениями, где каждый чувствовал бы себя человеком, а не винтиком огромной машины. Или деньги сейчас в основном вкладывают в социальные учреждения, а я уверен, что их следует выделять в достаточном количестве и семьям, которые не сдали в эти самые соцучреждения своего ребёнка-инвалида, посвятили жизнь его воспитанию... А пока государство тратит огромные деньги на содержание в госучреждениях, где качество ухода заведомо хуже, чем в семье. 

Социальное служение Русской православной церкви. Инфографика: АиФ / Яна Лайкова

Но эта ситуация сложилась ещё в советское время, когда как раз и считали, что нужно запретить всякую частную благотворительность и всё взять под контроль государства. Хотя оно с этими проблемами по определению справиться не может. И даже если государство оказывает помощь, оно остаётся машиной. А душа есть в общественных, в религиозных организациях. У сёстер милосердия, добровольцев иная мотивация, чем у госслужащих, даже самых лучших, которые работают прежде всего за зарплату. В Германии, например, больше половины всех социальных и медицинских услуг оказывают общественные или религиозные организации. Но на свою деятельность они получают день­ги от государства.

- Вы являетесь духовником училища сестёр милосердия. А зачем смешение медицины и веры?

- В основе любой жизнедеятельности лежат определённые этические нормы. Медицинская сестра должна иметь сострадание к больным, должна оказывать им милосердие. Понимаете, все воры-полицейские, мздоимцы-врачи, халатные медсёстры в начале своей работы, наверное, были очень хорошими. Но трудно в коллективе, где есть нечестность, не поддаться искушению. Поэтому нужно, чтобы у человека была твёрдая основа. Для людей, которые верят в Христа, эта вера и является основой. 

- Люди часто жалуются - их не пускают в реанимацию к родным, даже к грудным детям. Как так?

- Мы консультировались в Министерстве здравоохранения, и там разъяснили: законодательных препятствий для присутствия родственников в реанимации нет. Можно и нужно этого добиваться! Для меня, человека, который постоянно общается и с больными, и со стариками, и с умирающими, одно из тяжелейших переживаний, когда я в реанимации вижу одинокого ребёнка, а вокруг него чужие люди - врачи. У меня самого двое внуков умерли в реанимации. С одним из них мне разрешили побыть, я стоял рядом с младенчиком, молился, больше ничего не делал. Мне было тяжело это видеть, но, надеюсь, родственное участие было ему в помощь... Знаю историю, когда волонтёр вытянула своим присутствием с того света вообще чужого ребёнка. А что уж говорить о матери!

Любить даже врагов

- Говорят, скоро не будет хватать еды - столь стремительно растёт число землян. Может, и многодетные уже не нужны?

- Тут всё зависит от жизненных целей конкретного человека. Если он хочет каждый день есть по 10 бутербродов с икрой, иметь «Бентли», кататься на лыжах в Альпах, то, конечно, ему жалко делиться деньгами со своими будущими детьми. Но человек создан Богом, чтобы узнать радость любви - наибольшую радость, которая есть в жизни. Без неё он перестаёт быть человеком. Многодетные матери говорят, что каждый новый ребёнок - новая радость. Я знаю одну многодетную семью, где последние роды были трудными и мама больше не может иметь детей. Она тоскует и хочет взять ребёнка из детского дома. Безусловно, эта радость трудная, особенно в нашем обществе, где воспитываются эгоцентризм, потребительское отношение ко всему, где процветает предательство, когда детей и стариков сдают в интернаты. Счастье - это не наслаждение для себя, а радость жизни для другого. Но не испытавшая такую радость бизнес-леди, скорее всего, будет чувствовать себя ущербной и несчастной даже с икрой и в Альпах. А перенаселение нам не грозит, нашему народу скорее угрожает вымирание.

- Помогать другим нужно?

- Конечно. Если здоров, имеешь чуточку свободного времени, сил, денег, но не помогаешь ближним, то перестаёшь быть человеком, теряешь основу, которая в каждом заложена. Помощь другим нужна хотя бы потому, что приносит настоящую радость. 

http://www.aif.ru/society/religion/1098186
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Пантелеимон (Шатов):
«Церковь не только говорит, что аборт – страшный грех, но и протягивает руку помощи»
Обращение епископа Пантелеимона (Шатова) ко Дню защиты детей
01.06.2018
Помогать до и после рождения
Епископ Пантелеимон - о демографическом кризисе и защите жизни детей
01.06.2017
«Мы не можем смириться с тем, что живых людей воспринимают как мусор»
Епископ Пантелеимон (Шатов) призвал каждого задать себе вопрос: что я сделал для того, чтобы спасти детей, которые были убиты, еще не успев родиться
31.05.2016
О мерах по снижению распространения ВИЧ-инфекции с точки зрения глобальной наркополитики, морали и этики
На заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, 23 октября 2015
29.10.2015
Все статьи автора
Юлия Тутина:
В театре, кино и мультфильмах. Откуда пошла мода на православную тематику?
Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» по сюжету на религиозную тему неожиданно собрал хорошую кассу
09.10.2015
Крест патриарха Кирилла
О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ» рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков
26.05.2014
Владыка Пантелеимон: откликаться на чужую беду нужно, но важно понимать как
В Москве открылся первый приют для бездомных, который в дикие морозы уже спас не одну жизнь...
07.02.2014
Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога
Глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда - о святынях, сиротах и коммерциализации Рождества
16.01.2014
Все статьи автора