Да, западный кинематограф продвигается вперёд семимильными шагами. Мозг буквально взрывается от просмотра теперь уже не отдельных микросекундных кадров, но длительного и плотного потока жёстко-эмоционального видеоряда, ковровым бомбометанием накрывающего аудиторию. За весь сеанс американского научно-фантастического технотриллера "Гравитация" мексиканского кинорежиссёра Альфонсо Куарона никто из зрителей ни разу не кашлянул и не вскрикнул, хотя поводов к пискам и прочему имелось достаточно. В зале царила мёртвая тишина, народ спинами вжимался в кресла, пытаясь отстраниться от ужасов, царивших на экране.
Какая же проблема была заявлена в данной киноленте? Сюжет незамысловат, описание его много времени не займёт.
...Космический мусор со скоростью 20 тысяч километров в час обрушивается на американский «спейс шатл», занятый ремонтными работами. Два главных героя, из которых первый - изломанная жизнью, а от того, наверное, истеричная и недисциплинированная инженер, которую играет Сандра Буллок (удивительно, неужели персон с такими психологическими характеристиками NASA отбирает для полётов в космос?). Второй - невозмутимый ветеран, командир корабля настоящий мачо (Джорж Клуни). Оба после катастрофы оказываются предоставленными самим себе на околоземной орбите, на фоне усыпанной мириадами звёзд Вселенной. После умопомрачительных кульбитов с одного оставшегося в целости космического объекта на другой исследователю Райане Стоун (она, в конце концов, привела свои нервы в порядок), удаётся неблагополучно, но приземлиться. Happy end! Астронавт Мэтт Ковальски трагически погибает, тем самым сохраняя жизнь коллеге.
И причём здесь антироссийский настрой, совершенно справедливо спросите вы, указав на заголовок читаемого отзыва на "Гравитацию"? Отвечаю.
Вся фишка в том, что сокрушительный поток космического мусора, который сметает дорогостоящие технические достижения современной цивилизации, этот вселенский хаос устроили мы, русские!
С экрана в уши многомиллионной мировой аудитории незлобиво и ненавязчиво, всего-навсего единожды, в самом начале фильма, втюхивается: во всём виноват наш спутник-шпион. Он сломался, вышел из строя, и в него Москва запулила ракету, чтобы замести следы. Разлетевшиеся во все стороны осколки жуткого творения (надо понимать, созданного руками агрессивных российских спецслужб и Роскосмоса), задели по траектории другие космические объекты, которые принадлежали исключительно гуманным государствам мира. Этот лавинообразно разрастающийся поток из фрагментов разодранных обшивок, аккумуляторов, приборов, стекла, пластика и т.п. в результате покрошил все технические образцы человеческого гения на околоземной орбите, созданные не за один десяток лет: станции, телескопы, маяки. Перестала работать глобальная спутниковая связь. Другими словами, как бы мельком обозначенная изначальная причина стремительного развития трагического сюжета "Гравитации" - это мы, россияне. Не было бы на географической карте Российской Федерации, не стало бы поводов нас бояться везде - на земле, на суше, в водной стихии, а теперь и в космосе. За кадром пульсирует не озвучиваемый, но и без того понятный вывод: всё у этих русских не так - ГЛОНАСС буксует, ракеты взрываются, самолёты падают, пароходы переворачиваются, детей насилуют, все наркоманят и пьют, кругом коррупция... Поэтому взрыв спутника-шпиона - это ещё одно лыко в ту же строку.
Вдохновители и создатели этого одиозного триллера отпустили на его производство не такую уж крупную сумму - $80 млн., меньше чем на предшествующие фантастические блокбастеры - "Обливион" ($120 млн.), «Элизиум: Рай не на Земле» ($115 млн.). Он обошёлся в три раза дешевле, чем "Аватар" ($246 млн.). Вряд ли ошибусь в том, что ожидаемые сборы от проката многократно восполнят затраты, понесённые киноконцернами. Весомой отдачей будет и вживлённый в головы сотен миллионов людей со всех континентов планеты информационный чип об опасных для "нормального" мира русских... Эту долгоиграющую форму мировоззренческой прибыли на глобальной площадке глобальных же игроков подсчитать до цента и копейки маловероятно. Но количество раньше или позднее перерастает в качество. Да и распустились уже не только цветочки, но и ягодки вызревают повсеместно.
Так что, братья и сёстры, "холодная война" лишь в головах правозащитников и их зарубежных грантодателей завершилась. На самом деле иначе всё складывается и довольно интенсивно разворачивается.
Импортные, и нередко, к досаде, отечественные фильмы, зудящие на одной и той же, кем-то избранной частоте множатся словно грибы в хорошую для них погоду. На фильмографии Голливуда, вольно или невольно настроенной на дискредитацию России при любом строе и политическом режиме, мне бы и хотелось остановиться несколько подробнее.
По замыслам глобальных стратегов, явно не горящих любовью к нам, нашей стране, нанятыми ими профессиональными кинематографистами на века, как они рассчитывают, проштампованы каиновой печатью персонажи и советской поры, и современной России. Эту продукцию принимают на веру зрители мирового экрана, в первую очередь те из них, кто никогда не бывал в СССР-России. У советских же людей, а теперь россиян, иностранные киноленты, где их создатели пытались и по-прежнему изгаляются в изображении характеров и поведения нас самих, вызывали и вызывают как гомерический смех, так недоумение и досаду. Причины тому, повторюсь, откровенные ляпы и незнание российской жизни зарубежными, в данном случае, американскими мастерами кино. А то, что немалое число из них серьезные профессионалы, сомнения нет.
Крайне редко встречаются западные фильмы, вызывающие уважение объективной критикой и юмором, и ещё реже - несущие добрые слова о нашей Родине. Один из таких позитивов-исключений - "Битва за Россию" ("The Battle Of Russia") - пятая часть многосерийной информационной киноленты "Почему мы сражаемся", подготовленной в далеком 1943 году военным ведомством США. Тогда мы вместе сражались с фашизмом... Фильм номинировался, правда, безуспешно, на Оскара. Режиссёры Фрэнк Капра и Анатоль Литвак. Картина посвящена борьбе нашей страны с захватчиками в разные исторические периоды. Как отмечали киноведы, кинокартина доводила до зрителя силу русского народа, которая "позволяла на протяжении всей многолетней истории России побеждать врагов и сохранить Россию ведущей державой мира... В фильме говорится о загадочности русской души, о том, что все русские люди разные, есть и врачи и учителя, строители, учёные, спортсмены, но всех русских людей объединяет одно - любовь к Родине, к России. Именно любовь к России помогала выдерживать все трудности и выходить русским людям из всех битв победителями".
В этой ленте нет матрёшек, водки, балалайки, криминала, пьяных плясок, того чемодана стандартизированного облика нашей страны и её населения, что появится позднее и будет кочевать от одного американского режиссёра к другому, от одной картины к следующей. Такими тупыми приёмами воздействия на массовое сознание за прошедшие с 1943 года семьдесят лет - три поколения зарубежных зрителей, а теперь и поколения неотёсанных исторически российских недорослей - удалось насадить устойчивый отрицательный стереотип о нас, русских людях, России.
Подобных кинокартин самых разных жанров - военных, боевиков, комедий, фантастики, мелодрам, триллеров, фильмов-ужасов и прочих - море разливанное. На них затрачены миллиарды и миллиарды долларов. Назову навскидку "ляповые", а то и нескрываемо шизофренические фильмы о нас с вами:
"Красный кошмар" ("Red Nightmare"), режиссёра Джорджа Уоггнера 1962 года, "Шпионы как мы" ("Spies Like Us") режиссёра Джона Лэндсиса 1984 года, "Москва на Гудзоне" ("Moscow On The Hudson") режиссёра Пола Мазурски 1984 года, "Красный рассвет" ("Red Dawn") режиссёра Джона Милиуса 1984 года, "Рэмбо. Первая кровь 2" ("Rambo: First Blood Part II") режиссёра Джорджа Пан Касматока 1985 года, "Красный скорпион" ("Red Scorpion") режиссёра Джозефа Зито 1988 года, "Рэмбо III" ("Rembo III") режиссёра Питера МакДональда 1988 года, "Красная жара" ("Red Heat") режиссёра Уолтера Хилла 1988 года, "День независимости" ("Independence Day") режиссёра Роланда Эммериха 1996 года, "Шакал" ("The Jackal") режиссёра Майкла Кейтон-Джонса 1997 года, "Армагеддон" ("Armageddon") режиссёра Майкла Бэя 1998 года, "Красная планета" ("Red Planet") режиссёра Энтони Хоффмана 2000 года, "Небесный Капитан и Мир Будущего" ("Sky Captain and the World of Tomorrow") режиссёра Керри Конрана 2004 года, "Порок на экспорт" ("Eastern Promises", букв. "Восточные обещания") режиссёра Дэвида Кроненберга 2007 года, "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" ("Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull") режиссёра Стивена Спилберга 2008 года, "2012" режиссёра Роланда Эммериха 2009 года, "Солт" ("Salt") режиссёра Филлипа Нойса 2010 года и, подчёркиваю, множество других, где русские (советские, российские) люди - так или иначе субъекты неприятные, отталкивающие, жалкие, вызывающие смех, в то время, как американцы и другие противопоставляемые "русским" персонажи - хорошие парни.
Так и фильм "Гравитация" - новейшее цифровое продолжение раз взятого старта "холодных" отношений между США и Россией.
Между тем, в 1966 году, в самый разгар политического противостояния, талантливым американским режиссёром ныне 87-летним Норманом Джюисоном была снята комедия, высмеивающая страхи и гримасы "холодной войны" с обеих сторон. Я имею в виду фильм "Русские идут! Русские идут!" ("The Russians Are Coming, the Russians Are Coming"). В нём советская подводная лодка села на мель, и местное американское население, включая туристов, после уморительных, а подчас и не очень, злоключений, помогают русским сняться с мели и уплыть без военного конфликта.
Не пора ли на примерах упоминавшейся выше документальной ленты 1943 года и антихолодной сатиры 1966 года перейти на дружелюбный тон в культурных и прочих взаимоотношениях? При этом не посягая на традиции друг друга? Мы, допустим, взираем с внешним спокойствием на «голубые» шествия американцев, не вмешиваемся в их содомские пристрастия, а они не обращают внимания на то, что абсолютному большинству россиян претят гомосексуальные отношения. Иначе недоверие друг к другу дамокловым мечом будет висеть над обоими государствами и народами.
На крайний случай намного безопаснее быть расчётливыми конкурентами, что диктует рынок, чем перманентными врагами, что влечёт колоссальные оборонные расходы.
Кстати, вернёмся к российским правозащитникам, почему бы им, оберегая интересы своего, будем надеяться, Отечества, не предъявить претензии боссам зарубежной киноиндустрии?
Заявить громким голосом и возмущённо: перестаньте дискредитировать такими сценарными методами нашу страну, российский народ перед лицом мирового сообщества!
Ну, на самом деле, что, разве трудно было причиной образования лавины космического мусора в «Гравитации» назвать, к примеру, непредвиденную вспышку на Солнце или переполнение этим самым мусором околоземной орбиты? На высоте до двух тысяч километров накопились, по разным оценкам, 220-300 тысяч техногенных объектов. А это ни мало ни много - минимум 5 тысяч тонн, не принимая во внимание мириады единиц размерами более мелкие! Ан нет, Альфонсо Куарон и поддержавшие его кинокомпании (Warner Bros, Heyday Films, Esperanto Filmoj) решили ставку сделать на безобидное российское изделие в одном малюсеньком экземпляре.
Нахожу предпринятый подход несправедливым. Фильм-то об американской космонавтике, вот и надо в таком случае следовать пословице: нечего на зеркало пенять, коль у самого рожа крива. Взяли бы наши заокеанские партнёры и вспомнили о феврале 2008 года, когда американский спутник-шпион "USA-193" 1976 года выпуска весом 5 тонн и размером с грузовую "Газель" закувыркался с орбиты, имея в топливных баках свыше 450 кг неизрасходованного ядовитого горючего - гидразина. Да так зачудил, что его пришлось зенитной управляемой ракетой SM-3 (RIM-161 Standard Missile 3), запущенной с крейсера "Lake Erie" сбивать над акваторией Тихого океана. После залпа, как свидетельствуют специалисты, разлетелся он на 3 000 обломков величиной с футбольный мяч каждый, вроде бы даже заражённых плутонием-238. По одной из версий, как раз накануне президентских выборов в России; американцы таким образом провели испытание оружия в интересах создания системы ПРО, тем самым нам пальчиком погрозив. Это ли не родственная канва для толчка сюжетной линии "Гравитации"? Нет, им безвинный российский спутник подавай!
И что не менее поразительно. Этим цифровым шедевром о последствиях "русской угрозы" торжественно открывался юбилейный 70-й Венецианский международный кинофестиваль (Венеция, 28 августа - 7 сентября 2013 года). Кинокартине громко аплодировали, её хвалили, поздравляли с заслуженным успехом съёмочную команду, ни слова не произнося при этом о нелепости "русской" причины выдуманных трагических происшествий на околоземной орбите...
Так что я не рекомендую тратить деньги на просмотр «Гравитации», не следует поддерживать своим карманом антироссийскую политику на собственной территории.
А министру культуры РФ Владимиру Мединскому можно было бы посоветовать протянуть Голливуду руку международной дружбы и предложить проект: создать совместный суперблокбастер об освоении землянами - россиянами и американцами - дальнего космоса в русле взаимного согласия и взаимовыручки.
P.S. И ещё. Ныне используемые Китаем космические аппараты - они прототипы советских или нет? О них в "Гравитации" тоже речь шла. Разве США про гиганта-конкурента КНР может позабыть хоть на минутку...