Мелочность или равнодушие?

0
416
Время на чтение 5 минут

Помню, как в первый год своего воцерковления в ответ на просьбу кого-то в храме передать свечу, например, «к празднику» (то есть к праздничной иконе на центральном аналое), считала, что перед тем, как эту самую свечку взять в руки, непременно надо перекреститься. Не знала зачем - просто видела, как это делают другие прихожане. Хотя то и дело в голове мелькали разные варианты объяснений в диапазоне между суеверным ограждением себя от какой-то скорби, которую можно взять на себя, прикоснувшись к чужой свече, и вполне разумным присоединением своей краткой молитвы к молитве того, кто эту свечу собственно купил и желает поставить. А почему бы просто не спросить, как правильно: нужно креститься в данном случае или не нужно? Почему бы не прояснить для себя смысл и других традиционных действий в Церкви, чтобы не превращать их в бессмыслицу?..

В знак благодарности и любви

Приходя в Церковь, человек сталкивается с совершенно иным миром - неизведанным, таинственным - поэтому он, чаще всего, с готовностью и благоговением принимает все правила поведения в этом мире. А вопрос: «Зачем надо делать именно так?» - порой кажется ему чуть ли не кощунственным. Но вопросов не нужно бояться, ведь эта пытливость свидетельствует о неравнодушии к своей вере и к тому, что происходит в Церкви. Другое дело - ответ должен быть правильным и адекватным, а это уже область в том числе и нашей ответственности - тех, кто в церковной жизни делает уже не первые шаги. Часто бывает, что люди, посещающие храм много лет, сами совершают какие-то нелепые ошибки. Например, подходя под благословение, пытаются вместо руки священника поцеловать поручи его облачения. Но ведь мы знаем, что через священника нас благословляет Сам Господь, поэтому, целуя руку, мы тем самым отдаем целование деснице Божией. Причем же здесь поручи? Их действительно целует священник, когда облачается перед совершением каких-либо таинств и треб. Он читает специальную молитву и прикладывается устами к знамению креста, изображенному на поручах, также на епитрахили и фелони. Но это имеет уже совсем иной смысл.

Справедливости ради надо заметить, что часто сами священнослужители подходящим к кресту, на помазание или под благословение людям протягивают для целования именно запястье руки в поручах. А прихожанам, соответственно, ничего больше не остается, как смиренно приложиться. Даже если кто-то уже привык к этому, не стоит с другим батюшкой поступать так же, считая это верным. Ужасно смотрятся сцены, когда человек начинает хватать священника за руку и тянуть к своим губам его запястье или неестественно изгибать голову, чтобы непременно достать до поручей. А если это происходит у Чаши со Святыми Дарами, так это просто опасно, ведь можно случайно толкнуть и опрокинуть ее.

Куда снисходит благодать?

Еще одной распространенной ошибкой или, лучше сказать, странностью является привычка некоторых прихожан класть правую руку поверх левой, будто испрашивая благословения, когда они подходят к помазанию на полиелее. Это опять же говорит о том, что человек искаженно понимает смысл совершаемых действий. Руки складываются «лодочкой», чтобы принять благословляющую десницу и поддержать ее во время целования. Никакого «магического» значения это положение рук не имеет. Хотя можно услышать от прихожан мнение, что так в раскрытые ладони снисходит благодать Божия. Но это не более чем вымысел, да еще и небезопасный с духовной точки зрения. По той же причине не верно складывать руки таким образом во время богослужения, когда священник подает общее благословение молящимся: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди со всеми вами» или благословляет Святыми Дарами во время пения Херувимской песни, ведь принять благословляющую руку и поцеловать ее в данном случае мы не можем.

Что же касается помазания святым елеем на всенощной и полиелейной службах, то оно символизирует милость Божию к нам, служит внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости совершаемого в этот день церковного праздника, нашей сопричастности Церкви. Помазание также является символом Божьего благословения, и мы лобызаем десницу священника, совершающего помазание, однако в данном случае он держит свою руку на весу, чтобы освященное масло не попало на одежду подходящим людям или на пол, следовательно, складывать ладони «лодочкой» не имеет никакого смысла.

Знамение Креста

Можно также видеть, что некоторые складывают руки крестообразно на груди не только подходя причащаться, как и положено, но и подходя на помазание или ко кресту. Это тоже не верно. Сложенные на груди руки перед Чашей означают собственно крестное знамение, как бы заменяют его, во избежание того, чтобы случайно не подтолкнуть потир с Дарами. Подходя же ко кресту, осенять себя крестным знамением дополнительно не нужно, а следовательно, и заменять его сложением рук на груди. Неуместно это делать и перед помазанием.

Бытует мнение, что сложенные крестообразно руки символизируют наше смирение, но это уже более поздние смысловые наслоения, не имеющие богословского подтверждения.

Совершенно неправильной будет попытка приложиться к Святой Чаше головой или поцеловать руку священника, держащего Чашу. Мы благоговейно целуем край потира, приняв Тело и Кровь Христовы, мысленно лобызая прободенное ребро Спасителя. Никаких других действий возле Чаши совершать не следует.

Сила мелочей

Можно вспомнить еще целый ряд ошибок и странностей, которые то и дело приходится наблюдать в наших храмах. Это и не совсем объяснимое желание некоторых прихожан непременно дотронуться головой до Евангелия во время евангельского чтения на молебне (кстати, многие священники активно поддерживают это стремление, когда во время чтения начинают по очереди прикасаться Евангелием к склоненным головам), и неуставные земные поклоны на Светлой седмице, и множество предрассудков, связанных с Причастием, когда люди, например, считают, что прикладываться к иконам после принятия Святых Христовых Таин нельзя или нельзя поцеловать собственного ребенка,- да мало ли что. И дело ведь не в том, что эти неправильности могут нанести серьезный вред душе человека или внести разлад в его церковную жизнь, хотя по большому счету это близко к истине. Главное - обилие всех этих неправильностей выявляет в нас людей, мало знакомых со своей верой, поддающихся даже каким-то суевериям и более того - людей, не обеспокоенных этим печальным фактом. Спросите меня, когда я потрудилась задать вопрос о необходимости креститься, передавая свечу к праздничной иконе. Правильно: только когда начала готовить эту публикацию. А до того я довольствовалась своей интуитивной догадкой, что это вовсе не обязательно. Слава Богу, догадка подтвердилась.

Приходит на память услышанный мною полуанекдотичный случай: однажды во время полиелея к архимандриту Макарию (Веретенникову), бывшему тогда ректором Московской Духовной Академии, подошел на помазание в числе прочих выпускник Академии, положив правую руку поверх левой, как на благословение. Его Высокопреподобие отложил кисточку, благословил своего ученика и торжественно произнес: «Поздравляю Вас: за годы учебы в семинарии и Академии Вы так и не научились правильно подходить на помазание».

Так какая ж беда, если кто-то допускает подобные ошибки? Разве это грех? Да не грех. А можно ли считать грехом равнодушие к своей вере, а значит, и ко Христу?.. Ведь переставая придавать значение таким вроде бы мелочам, мы рискуем превратить это в пагубный навык, а следовательно, духовно обокрасть самих себя и в конечном итоге лишиться главного.

 Газета «Православная вера» № 17 (493)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-18-23-52-55-melochnost

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06