Недавно в газете «Православная вера» (№ 14) в статье «Полюбите читать Святое Евангелие» игумена Нектария (Морозова) была затронута важная тема - значение Евангелия в жизни христианина. На эту тему можно говорить долго, но главная задача священнослужителя: помочь пришедшему в храм человеку полюбить эту Книгу. Без этой любви христианская жизнь теряет свою основу. Здание невозможно построить без прочного фундамента. Фундамент христианской жизни - евангельское слово.
Автор этих строк в течение нескольких лет ведет огласительные беседы для взрослых, желающих принять Крещение, будущих крестных и родителей. Практически на каждой беседе я задаю пришедшим людям вопрос: «Читали ли вы Святое Евангелие?». Обычно всегда находятся несколько человек, читавших Евангелие или знакомых с евангельским текстом через переложения. Практически у всех в домашней библиотеке есть Библия, или Новый Завет, или Евангелие отдельно. Кому-то главная книга Церкви досталась по наследству от бабушек и дедушек, кто-то приобрел Библию потому, что «такая книга должна быть дома». Дело остается лишь за малым - обратиться к живому слову Христа.
Запомнился разговор с человеком, готовившимся стать крестным отцом. Он сказал примерно следующее: «По роду деятельности я юрист, а без глубокого знания законодательства и понимания ответственности хорошим юристом быть нельзя. Тем более еще серьезнее нужно относиться к вещам духовным. Но знаете... я прочитал Евангелие и понял, что не могу и не готов принять для себя многое из того, что написано в нем... Как же я могу быть крестным и помогать духовному воспитанию ребенка, если я сам нуждаюсь в помощи?». Тогда меня поразила прямота и искренность этого человека. Я не хочу сказать, что остальные люди - не прямые и не искренние. Конечно нет. Просто мой собеседник понял самую важную вещь: чтобы принять Евангелие, нужно перебороть себя, преодолеть свое «я». Не случайно Крещение в православном богословии считается новым рождением, началом новой жизни.
В наше время Таинство Крещения становится «вступлением в Церковь» не только для крестившихся детей, но и для их родителей и крестных. Крещение детей совершается по вере родителей и восприемников ребенка, поэтому, выражаясь современным языком, по умолчанию подразумевается, что родители и будущие крестные являются «активными» верующими. В большинстве случаев священник наблюдает противоположную картину: очень и очень многие пришли в храм чуть ли не в первый раз. Тогда Крещение маленького человека может стать рождением для новой жизни с Богом для всей семьи, а неотъемлемой основой «нового бытия» будет семейное чтение Евангелия.
Совсем недавно, прошедшим Великим постом, я стал участником еще одного разговора. Человек пришел в храм, но не для того, чтобы стать крестным или начать путь воцерковления, а для того, чтобы... уйти из христианства. Я не могу описать подробностей разговора, поэтому приведу лишь одну фразу: «Я пришел посмотреть на Церковь и вижу, что она не для меня, мне здесь нечего делать...». Мы говорили долго и о многом. В итоге с большим «скрежетом» мой собеседник согласился перед «уходом» почитать Евангелие. Когда через некоторое время я снова вышел в придел, в котором обычно совершается исповедь, то узнал моего собеседника: он сидел на скамье и читал. Подойдя к нему, я увидел совершенно изменившееся лицо и услышал слова: «Я не знал, что в Евангелии такое написано... Я не думал, что это так важно. Я буду читать и дальше». После этого я его больше не встречал, но у меня есть уверенность, что евангельские слова что-то изменили в душе того человека.
В Священном Писании Нового Завета есть поразительные примеры обращения ко Христу, причем обращения из такого состояния, когда для человека, казалось бы, уже нет возможности что-то изменить. Мытарь Матфей, сидевший у «сбора пошлин», услышал призывающие слова Господа: Следуй за Мною (Мф. 9, 9) и стал апостолом, евангелистом. Что же здесь странного? Христос позвал его - и он пошел. Если немножко глубже всмотреться в Евангелие, то можно понять, что призвание Матфея-мытаря - настоящее чудо. Сборщик податей, ненавидимый своими соплеменниками - неслучайно слово «мытарь» было практически синонимом слова «грешник», решает вдруг оставить все, изменить привычный ход жизни и стать учеником Христа, стать проповедником благой вести.
Другой пример - апостол Павел. Фарисей, проведший юность «у ног» одного из самых видных и авторитетных учителей, одобрявший преследования и убийства христиан, по дороге в Дамаск изменяет свою жизнь в совершенно противоположную сторону. Поэтому Церковь знает не гонителя христиан Савла, а первоверховного апостола Павла, автора четырнадцати посланий, вошедших в Новый Завет.
Есть и еще пример, уже совсем близкий к нашему времени. Известный православный писатель, проповедник, миссионер - митрополит Антоний Сурожский. Будучи четырнадцатилетним юношей, в 1928 году Андрей Блум (так звали в миру владыку Антония) попал на лекцию очень известного тогда богослова и философа протоиерея Сергия Булгакова. Лекция отца Сергия возымела на сердце юноши обратный эффект: если христианство именно такое, то лучше расстаться с христианством навсегда, - решил для себя Андрей. Но перед тем как отказаться от непонравившегося христианства, Андрей вознамерился прочитать Евангелие с целью убедиться, что первоисточник христианской веры ничуть не лучше, чем его переложение в лекции известного богослова. Закончив читать Евангелие от Марка, Андрей Блум почувствовал присутствие рядом с собой Того, о Ком проповедовал апостол и евангелист Марк.
Христианин читает Евангелие не для того, чтобы просто знать его содержание, но для того, чтобы соотнести с евангельским мерилом свою собственную жизнь. Живем ли мы так, чтобы по слову Христа люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16)? Сильна ли наша вера настолько, чтобы вместе с апостолом Петром воскликнуть: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16)? В этих словах не просто признание Божественности. Исповедовать Христа как Бога - значит свидетельствовать о Его Божественности своей собственной жизнью. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), - говорит Господь Иисус Христос.
Любовь не дается автоматически, не покупается за деньги. Любовь в евангельском смысле возможна только во Христе и со Христом. Осуществиться это может только одним способом: нужно любить Евангелие, нужно жить им. И тогда место нашего «я» займет Христос, сомнения рассеются, а любовь будет настолько сильной, что уже никто не сможет ее отнять.
Газета «Православная вера» № 17 (493)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-17-23-45-00-fundament