История без пропаганды

Кто, когда и зачем нас крестил?

В последнее время часто говорят о фальсификации истории. Но если вдуматься, то сознательным искажением истории занимается каждый, кто пытается осмыслить отдельные исторические факты, как бы соединить узловые точки в некую ломаную линию и увидеть, откуда и куда движется тот или иной народ, государство и даже все человечество.

Непраздные вопросы

Мы субъективны в своих оценках исторических событий, поэтому у всех (от профессиональных историков, до любопытных дилетантов) получается своя кривая, и не всегда она выводит туда, куда нужно. Разум наш хотя и стремится изо всех сил к истинному знанию - как же все было на самом деле? - но он не способен преодолеть своей ограниченности в силах и во времени. Значит, можно предположить, что объективное представление об истории существует в таком разуме, который ничем не ограничен - ни своими возможностями, ни временем. Понятно, что речь идет о божественном Разуме, то есть о Боге, Который собственно и является Творцом истории.

Поэтому когда перед нами встает вопрос: кто, когда и, главное, зачем крестил славянские племена, мы должны быть предельно осторожны, чтобы не довериться что называется без боя первому же ответу, найденному в учебнике. Нахождение правильного ответа на этот вопрос чрезвычайно важно для понимания - зачем мы как народ вообще существуем. Вопрос не праздный, особенно в теперешнее время, когда мы как бы повисли в воздухе, не понимая в какую сторону нам  идти в глобальном, историческом смысле. Учитывая такую важность вопроса, ответ следует искать в области Промысла - то есть того, чего от нас хочет Бог, проведя славян, а затем сменивший их русский этнос, через узловую точку истории - Крещение Руси.

Прощание с кикиморой

Считается, что 1025 лет назад христианство было принесено в так называемую Киевскую Русь, которая хотя и не была единым политическим образованием, но уже тогда воспринималась современниками как нечто цельное - Земля Русская. Классическое, школьное представления об этом событии таково, что даже у благодушно настроенного к факту христианизации славянских племен, создается устойчивое впечатление какой-то внезапности и чуть ли не вероломности (по крайне мере на первых порах) появления христианства в русских землях. Действительно, со страниц школьного (в широком смысле - университетского) учебника в наше сознание почти двести лет транслируется приблизительно следующая историческая картинка.

Любимый всем народом великий князь Владимир - будущий равноапостольный и Красное Солнышко - в один прекрасный день вышел к киевлянам и объявил, что кто хочет оставаться ему другом - немедленно должен принять Крещение. Мол, вот греческие попы, вот - Днепр, и вперед... Это грубое упрощение приведено специально, потому что никто ведь не помнит велеречивых строк карамзинской истории, описывающей Крещение совсем в других, гораздо более  возвышенных картинах и выражениях, но в головах остается именно такой образ события.

Даже поверхностное ознакомление с политической и социальной реальностью Киевской Руси X-XI веков позволяет усомниться в подлинности этой исторической зарисовки. Конечно, никто не захотел бы ссориться с сильным и всеми любимым великим князем, но делать то, чего не понимают, русские люди в то время тоже бы не стали. Князь, даже такого великого города, как Киев, в то время не был самодержцем в позднесредневековом смысле этого слова. Точнее, он был независим от других правителей, но не от своего свободного, а особенно городского, народа.

Например, воевать по своему желанию великий князь мог пойти куда угодно, но только со своей верной дружиной, состоявшей в лучшие годы из нескольких сотен. А смена веры, смена религиозного уклада жизни - это вещь гораздо более серьезная, чем очередная привычная война. И приказать креститься князь мог только опять же дружинникам, в меньшей степени, а в большей - своим холопам, то есть рабам или прислуге, которых у князя было очень много, может быть, несколько десятков. Все остальные выслушали бы великого князя очень вежливо, поклонились бы ему очень почтительно и... разошлись бы по своим дворам думать.

Есть и еще одна проблема исторического осмысления Крещения Руси. Это представление о том, что до христианства славянские племена имели развитую религиозную систему языческих божеств, к десятому веку оформившуюся в господствующий культ Перуна. И якобы славянское язычество было таким особым мироощущением, что насильственное вторжение христианства в этот «светлый» мир сварогов, даждьбогов и кикимор, было ни чем иным как разрушением этого прекрасного пантеона. Не понятно только, почему к концу X века наши предки так легко расстались со своими кумирами. Больше похоже, что известное сожжение и потопление идола Перуна в Киеве, никого из киевлян особе не тронуло. Тем более, что киевляне за несколько лет до этого уже не позволили великому князю (тогда еще язычнику) поставить Перуна в Киеве, но только за городом. В этом смысле глава языческого олимпа напоминает небезызвестного неуловимого Джо, который неуловим, потому что никому не нужен.

Крещение как финальный аккорд

Скорее всего, также как когда-то в Римской империи, христианство в Киевской Руси поднималось по социальной лестнице снизу в вверх, пока не настигло главу государства. До 988 года христианская вера не менее пяти веков распространялась в славянских землях абсолютно свободно. Купцы из Византии, обмен товарами и рабами, строители и наемные воины, - все это активно двигалось сквозь Киевскую Русь по пути из варягов в греки. И задолго до конца X века этот многолюдный поток был уже по преимуществу христианским. Русские люди просто не смогли бы равнодушно смотреть на новое религиозное учение и самые умные и прозорливые из них - прежде всего, равноапостольная княгиня Ольга - увидели Свет Истины. А после перевода богослужебных книг Кириллом и Мефодием на славянский язык уже не было никаких препятствий к естественной, эволюционной христианизации Руси. И во время детства князя Владимира в Киеве уже были храмы, священники и звучала с амвона христианская проповедь на родном языке.

Отвечая на поставленные вначале вопросы, можно не опасаясь исторической фальсификации, сказать, что крестил нас Промысел Божий. И процесс этот,   начатый апостолом Андреем Первозванным, продолжился естественным образом через торговые пути по Днепру и в основном уже был закончен к концу X века, чему свидетельством стало крещение варяга с русскою душою - великого князя Владимира.  

Величие равноапостольного князя Владимира в том, что он сочетал христианство и государство на Руси, тем самым выполнив волю Божию - начало подготовки к переселению Церкви Христовой под защиту грядущей через 500 лет Российской империи. Его величие в том, что он поставил свою княжескую печать в самом конце уже очень длинного списка христиан русской земли, запечатлев тем самым в глазах всего народа самый важный для нас исторический выбор - выбор Христа и Его Церкви смыслом нашего государственного и личного существования.

Газета "Саратовская панорама", №29 (906) от 24 июля 2013 года

Иеромонах Дорофей (Баранов)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-07-28-16-31-31-istoriya-bez-propagandi

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дорофей (Баранов):
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
22.04.2019
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи автора