Очеловечивая прошлое

Чему научит единый учебник истории России

Продолжается дискуссия о едином учебнике истории. Между тем совсем недавно на интернет-сайте Российского военно-исторического общества был опубликован проект стандарта, который предполагается положить в основу единого учебника истории. Мы решили поинтересоваться у петербургских ученых, вузовских и школьных преподавателей истории, что они думают по этому поводу.

Компас в море фактов

- Сама идея создания единого комплекса учебников для средней школы является в своей основе абсолютно верной, необходимой и актуальной, - уверен доктор исторических наук Андрей Михайлов. - Ведь история как учебная дисциплина выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Оценка прошлого во многом формирует взгляд и оценку настоящего и будущего, отношение к жизни, причем не только в политике, но даже в быту.

Абсолютно верным, считает ученый, является также идея, что учебник истории должен отразить «единую логику непрерывной истории России». Разумеется, оценка исторических событий в разные периоды могла быть разной и крайне идеологизированной, но единую логику истории страны это никак не отменяет.

- На голову ученика сегодня обрушивается град исторических и псевдоисторических сведений из Интернета и других источников, - говорит Михайлов. - Добавим сюда всяческие политические течения, разнообразные идейные завихрения, постмодернизм с присущим ему антиисторизмом... Учебник здесь должен сыграть роль компаса, навигатора, как и предполагает стандарт.

- История в школе должна дать определенную сумму абсолютных неопровержимых фактов, - считает доктор исторических наук Владлен Измозик. - Надо учить гордиться славными страницами истории своей страны и испытывать отвращение к ее позорным делам; учить нравственности, показывая людей, которые всегда защищали культуру, спасали ее ценности и людей, гонимых властью, врагами, рискуя своей жизнью; надо учить уважать другое мнение; оценивать исторических деятелей обязательно с учетом нравственной составляющей. Тогда Сталин и Берия не будут героями для восхищения и подражания.

С тем, что единый учебник необходим, согласился и доктор исторических наук Сергей Полторак. Он нужен, потому что школьники еще только учатся мыслить самостоятельно и учебник должен их к этому приучать. В начале 1980-х годов в США в школьном учебнике по истории учащимся задавали вопросы на самостоятельность мышления, среди них был и такой: «Что бы сделал ты, чтобы не допустить Октябрьской революции в России?».

- Увы, сейчас в российском обществе стало признаком хорошего тона не любить Россию, - отметил Полторак. - В том, что это так, виноваты те, кто проводит социальную политику, нацеленную на отупление населения страны. Учебник истории должен учить любить прошлое России.

Торопиться не спеша

Многие, принявшие участие в нашем импровизированном опросе, обращали внимание: дело не только в учебнике истории, сколько в учителе!

- История в школе должна преподаваться талантливо и честно - это главное, - уверен Сергей Полторак. - Другое дело, где взять талантливых и честных? Их явно не хватает, так как профессия учителя в России стала синонимом неудачника или в лучшем случае профессией чудаков.

- Подозреваю, что наши чиновники от образования в школе прогуливали уроки, - говорит историк Кирилл Страхов. - Иначе понимали бы, что сознательное отношение к истории формирует вовсе не учебник - «единый» или «справедливый», - а учитель! Но вырастить новое поколение учителей - многолетний кропотливый труд... Проще написать подобие «рухнамы» - «великую книгу всех времен и народов». Но такой учебник проживет недолго. Поменяются персоналии во власти, и сразу выяснится, что его надо переписывать.

А вот мнение практика - учителя истории и обществознания, директор гимназии № 166 Центрального района Петербурга Игоря Карачевцева. Среди его регалий - «Заслуженный учитель России», лауреат премии президента РФ в области образования, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2003»:

- Школьное историческое образование находится в кризисе. В чем причины? Объем исторического содержания за последние десятилетия увеличился, а количество часов на преподавание истории в школе сократилось. Тяжелый удар принес переход в 1990-е годы на концентрическую систему преподавания истории в школе. Теперь вся история человечества с древнейших времен до наших дней изучается с 5-го по 9-й классы - это первый «концентр». А в 10 - 11-х классах на более глубоком уровне вновь повторяются и обобщаются исторические знания учащихся. Это второй концентр.

Опыт работы с учащимися показывает, что большинство учеников 5 - 9-х классов не усваивают большой исторический материал. Новые школьные учебники истории перегружены фактами, событиями, именами. А у педагога катастрофически мало учебного времени, чтобы раскрыть образы событий, деятелей прошлого, обсудить исторические процессы. Без прочной опоры на гуманитарные знания и умения учеников трудно организовать работу по формированию исторического мышления в старших классах. А «дамоклов меч» ЕГЭ заставляет учителя истории идти по пути натаскивания на конкретные знания.

По мнению Карачевцева, переход на новые федеральные стандарты образования, к сожалению, не меняет сложившуюся ситуацию. В старших классах история становится предметом по выбору, а введение нового обязательного предмета «Россия в мире» не решит задачу воспитания уважения к отечественной истории, поскольку этот курс является не чисто историческим, а неким национальным аналогом обществознания.

- Разработанный историко-культурный стандарт в своих концептуальных основах, в том числе культурно-антропологический подход, выработка сознательного оценочного отношения к истории, несет позитивный заряд, но в содержательном наполнении во многом повторяет предыдущие учебные программы по истории, - считает Игорь Карачевцев. - Если его укладывать в «прокрустово ложе» концентрической системы преподавания истории в условиях введения новых ФГОС, мы можем вернуться вновь к разбитому корыту. Что делать? Вспоминаются две крылатые фразы - «лучше меньше, да лучше» и «торопиться надо, но не спеша»!


Четыре «линейки»

Впрочем, представление о том, что школам в обязательном порядке будет «навязан» один-единственный учебник истории, не вполне соответствует действительности. Как рассказала старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук  Варвара Вовина, участвующая в работе над новым учебником, речь идет о четырех равнозначных вариантах, которые будут предложены для преподавания.

- В конкурсе на единый учебник отечественной истории будут принимать участие «линейки» (то есть серии) учебников, начиная с 6-го класса и по 9-й класс включительно, - отметила Варвара Вовина. - Победителями станут четыре «линейки», которые отберут из гораздо большего количества поданных на конкурс. Участвуют в нем и представители петербургской исторической школы. Если мы победим, наш учебник выйдет как один из четырех утвержденных.

Как подчеркнула Варвара Вовина, особенностью петербургской серии будет серьезное внимание к культуре, истории науки и искусства, быту и нравам, повседневности. Предполагается уход от истории политических институтов в сторону очеловечивания прошлого. Экономические сюжеты будут также вводиться ограниченно и только в изложении тех периодов, когда в этой области действительно происходили существенные изменения, которые могут запоминаться детьми. Но акцент будет сделан на людей, а не на цифры.

Главная проблема - помочь школьникам представить прошлое как часть своей жизни, как то необходимое временное пространство, без которого уже нельзя жить. Это можно попытаться сделать через сопереживание, сочувствие, заинтересованность. Предполагается, например, ознакомить школьников с основными источниками по отечественной истории, чтобы они поняли, что нет такого волшебного сундучка, в котором лежат готовые исторические факты.

- Поскольку авторами будут академические ученые - специалисты по тем периодам, которым посвящен каждый из учебников, - в них в сжатой форме будут изложены современные взгляды на основные проблемы отечественной истории, - говорит Варвара Вовина. - В общем, одна из важнейших задач - сделать учебники интересными. Учеба может и должна быть творчеством. Конечно, тут главная роль принадлежит учителю, но и от учебника многое зависит.

РИСУНОК Аркадия ГУРСКОГО

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300397@SV_Articles

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глезеров:
«Ударницы» как антитеза развалу
Феномен женского батальона
21.10.2015
Трамвай пойдет до Скорбящей
Документы Российского государственного исторического архива (РГИА) позволили пролить свет на неизвестный ранее эпизод - деятельность полевого лазарета, сформированного в Александро-Невской лавре в самом начале Первой мировой войны
18.09.2015
Неуживчивый правдолюбец и неутомимый строитель
Таким рисуется портрет этого зодчего
20.07.2015
Все статьи автора