Долгая дорога в Минск. Что дальше? (II)

 

Часть I

Подписание в Минске 31 мая Николаем Азаровым Меморандума об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией стало весьма символичным шагом.

Показательной выглядит реакция представителей ЕС на сам факт появления этого документа. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс подчеркнул, что Украина не вела консультации с ЕС по поводу подписания Меморандума с Таможенным союзом. «Нужно изучать документы... Если перейти черту в торговле с Таможенным союзом, то нельзя тогда подписывать договор с ЕС» (1).

При этом, конечно же, прибалтийский дипломат поспешил оговориться, что европейцы не ставят под сомнение право Украины самим выбирать себе внешнеполитических партнеров.

Несмотря на то, что прозвучавшая оценка Меморандума со стороны страны-члена ЕС стала одной из первых, она вызвала озабоченность в украинском правительстве. И не в последнюю очередь тем, что Литва вторую половину 2013 года будет председательствовать в ЕС.

Л. Кожара поспешил успокоить своего литовского коллегу, заявив, что «бумаги, документы никогда не могут быть риском для чего-то. Важна суть. Меморандум имеет технический характер, в самих уставных документах Таможенного союза нет понятия, что такое наблюдатель» (2).

В украинском руководстве опровергли тезис о том, что подписанный Меморандум может использоваться как средство шантажа ЕС в процессе подписания Соглашения об ассоциации. «Это абсолютно исключено. Нашу политику мы никоим образом не противопоставляем евразийским интеграционным образованиям», - сказал советник президента Украины - уполномоченный Украины по вопросам внешнеполитических и интеграционных процессов Константин Елисеев, добавив, что у Украины четко определен приоритет - это интеграция в Европу (3).

С российской стороны постпред при ЕС Владимир Чижов подчеркнул, «что мы считаем неправильным заниматься перетягиванием каната по украинскому сюжету и ставить Киев перед какими-то дилеммами. Решать украинцам, их руководству, парламенту, общественному мнению» (4).

Насколько далеко готова пойти Украина в сотрудничестве с ТС после подписания Минского меморандума?

В правительстве страны считают наиболее удачным примером те выгоды, которые получила от присоединения к ТС Беларусь. По словам руководителя рабочей группы по взаимодействию со странами ТС Юрия Бойко, «Беларусь опережает Украину по ВВП на душу населения. Не имея ни газа, ни нефти. В Беларуси мне показали цифры, свидетельствующие о том, что у них произошел рост всех показателей после вступления в Таможенный союз» (5).

После заключения Меморандума представители Украины смогут присутствовать на всех открытых заседаниях ТС, знакомиться с подготовкой документов. Судя по всему, желание наблюдать переговорный процесс в рамках заседаний ТС изнутри вызвано намерением Украины прояснить для себя не плюсы, а, прежде всего, минусы взаимодействия трех стран. Как долго Украина планирует работать в таком формате?

По мнению российского политолога Александра Дугина, времени на размышление у официального Киева осталось совсем немного: «Дело в том, что попытки играть в двух направлениях, шантажировать Запад возможным сближением с Россией и заигрывать с Россией, шантажируя возможным сближением с Западом, эта политика себя исчерпала. Украине необходимо принять решение. В Евросоюз эту страну не возьмут никогда, это исключено» (6).

В самом ЕС до сих пор не понимают (делают вид, что не понимают), какой именно статус получила Украина по результатам подписания Меморандума. Глава представительства Евросоюза в Киеве Ян Томбинский заявил в четверг, что если статус наблюдателя в Таможенном союзе не будет предусматривать делегирование суверенных прав, это не будет противоречить евроинтеграции Украины (7).

В сообщениях СМИ по итогам минской встречи 31 мая действительно присутствовала некоторая путаница. Украинские представители, согласно Меморандуму, имеют теперь право по приглашению присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, Совета Евразийской экономической комиссии и Коллегии ЕЭК. Страны ТС в то же время заявили о своей поддержке получения Украиной статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Статус наблюдателя должен быть прописан в документах и утвержден в октябре на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Следует заметить, что в Меморандуме указано на то, что Украина должна «воздерживаться от действий, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства» (8).

Что касается мотивов Беларуси и Казахстана, наряду с Россией подписавших Заявление об участии Украины в евразийском интеграционном процессе (9), то свою версию на этот счёт представил украинский политолог Владимир Фесенко. По его словам, «им нужен союзник, потому что тяжело вдвоем противостоять амбициям российского тяжеловеса внутри Таможенного союза» (10).

На наш взгляд, при анализе мотивации не стоит акцентировать внимание на противоречиях внутри ТС, а вспомнить о том, что именно казахстанский президент в свое время выступил с идеей евразийской интеграции, поэтому у него нет оснований считать себя «легковесным» в данном межгосударственном объединении. Динамично развивающаяся промышленная Белоруссия также не испытывает комплекс «младшего брата», поскольку является важным и неотъемлемым звеном ТС.

С российской стороны приветствовали решение Украины по подписанию Меморандума. Вместе с тем официальному Киеву был дан знак о том, что останавливаться на достигнутом нельзя. «Мы исходим из того, что, поскольку договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в этот союз. Потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наше интеграционное объединение», - пояснил заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев (11).

Время для половинчатых решений и политики лавирования сегодня действительно проходит. Несмотря на то, что ТС представляет собой сравнительно молодую международную организацию, им уже наработан достаточно интересный опыт взаимодействия. Поэтому подписание Украиной Меморандума с Евразийской экономической комиссией не должно стать исключительно символичным действием. Это особо подчеркнул премьер России. По мнению Дмитрия Медведева, «это первый шаг, важный шаг, нужный шаг. И мы ему очень рады. Но он может стать и последним шагом, если ничего не делать» (12).

Политическая элита Украины и после подписания Меморандума с ЕЭК останется верной политическому курсу «многовекторности», рассчитывая извлекать сиюминутные политические дивиденды из своего положения между ЕС и ТС. На это прямо указывает риторика представителей украинского руководства.

Но такое положение не может быть долговременным, поскольку приведёт к сползанию страны в «серую зону неопределенности». Валерий Мунтиян, например, заявлял, что Кабинет министров до 1 июля намерен подготовить предложения главе государства: «До 1 июля мы доложим главе государства окончательные подсчеты и прогнозы относительно интеграции Украины в ТС, потом передадим эти подсчеты российской стороне» (13).

Изменят ли «окончательные подсчеты» те показатели, которыми располагает В. Мунтиян сейчас: «По нашим подсчетам, экономический эффект от интеграции Украины в Таможенный союз (ТС) однозначен. Украине требуется глубокая интеграция в ТС. Если Украина будет членом ТС, то по 38 основным отраслям у нас ожидается рост валового выпуска до 3 процентов ежегодно»?

Если позиция и после этого не изменится, то государство, находясь в «серой зоне неопределенности», получает категорию «буферного», то есть прикрывающего собой развитые страны от нелегальной миграции и наркотрафика.

Экономические трудности, спад производства, сложности с выплатой зарплат бюджетникам, пенсий и пособий, массовые отпуска «за свой счет», пик которых может прийтись на осень 2013 - первое полугодие 2014 года, - все это не сюжет фантастического фильма, а вполне реальное ближайшее будущее страны.

Реальность может измениться в том случае, если действующая власть Украины примет политически сложное для неё, но спасительное для государства решение о дальнейшем развитии отношений с Таможенным союзом и последующем вступлением в Евразийский экономический союз, сначала получив статус наблюдателя при нем.

* * *

А Европейский союз уже затребовал письменных объяснений об отношениях Украины с Евразийским экономическим советом...

1. http://lb.ua/news/2013/05/31/203119_es_izuchit_podpisal_azarov.html

2. http://www.unian.net/news/574447-kojara-memorandum-s-ts-ne-nosit-yuridicheskiy-obyazatelnyiy-harakter.html

3. http://obozrevatel.com/politics/79231-ukraina-soobschala-es-o-svoih-planah-stat-nablyudatelem-v-ts-eliseev.htm

4. http://newskaz.ru/politics/20130531/5154329.html

5. http://gazeta.zn.ua/macrolevel/o-ts-o-es-i-sovrazhestve-partnerov-_.html

6. http://www.aif.ru/money/article/63668

7. http://odnarodyna.com.ua/content/posol-es-nazval-usloviya-evrointegracii-ukrainy-pri-nalichii-statusa-v-ts

8. http://odnarodyna.com.ua/node/13952

9. http://odnarodyna.com.ua/node/13951

10. http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/ukraina/1665837.html#ixzz2UtOFqzxw

11. http://www.vz.ru/economy/2013/5/29/634856.html

12. http://ru.golos.ua/politika/13_05_31_medvedev_nadeetsya_chto_ukraina_ne_budet_delat_shagov_protivorechaschih_int

13. http://www.unn.com.ua/ru/news/1216492-do-1-lipnya-budut-pidgotovleni-ostatochni-pidrakhunki-schodo-integratsiyi-v-ms-v-muntiyan

Фото: rferl.org

 http://odnarodyna.com.ua/content/dolgaya-doroga-v-minsk-chto-dalshe-ii

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий