Хотя «дела русские» в украинском государстве веселыми не назовёшь, тем не менее, не все русские находятся в унынии, многие ещё продолжают работать на общественно ниве, отстаивая позиции родной культуры, русского языка, русскоязычного образования. Как это уже 10 лет делают в «украинской», а точнее в новороссийской глубинке, Редакция газеты «Русская ПРАВДА» поинтересовалась у руководителя Русской национальной общины «Русичъ» города Херсона Татьяны Александровны Кузьмич.
Татьяна, создаётся впечатление, что женщины всё реже становятся активными участницами русского общественного движения, а Вы как раз «тот случай». Как Вы оказались в «гуще событий»?
Я бы не стала утверждать, что количественно или качественно участие женщин отличается от такого же состояния «мужской» активности. А в моей истории сыграл роль субъективный фактор встречи с уникальным человеком, настоящим полковником Виктором Васильевичем Горяйновым, руководителем одесской организации «Русичъ». Наверняка его активность, энергия, искреннее служение делу и повлияли на мой выбор. Я работала учителем русского языка и литературы, и школьной программы, как мне казалось, было недостаточно для глубокого познания русской культуры. Поэтому возникла идея организации литературно-исторических конкурсов для школьников. А Виктор Васильевич помог не только организационно, он стимулировал ребят призами, подарками, перспективами учебы в Российской Федерации. Это был 2003 год, объявленный «Годом России на Украине». Тогда и был основан херсонский «Русичъ».
В.В.Горяйнов и Т.А.Кузьмич, 2005 год
Работа с детьми в образовательной сфере предполагает создание определенной системы?
Да, она уже создана. Прежде всего, это система традиционных ежегодных мероприятий. Фестиваль военной песни - самый дорогой для меня праздник. Ребята поют песни военных лет, становятся добрее и чище. Победителей конкурса прошлого года наградили поездкой на Мемориальный комплекс «35 Береговая батарея» в Севастополе. Катарсис, испытанный детьми от увиденного и услышанного, не сравним ни с одной лекцией на военную тему.
Еще одно нетривиальное мероприятие стало традиционным, и не только для Херсона. В 2009 г. мы впервые провели конкурс «Пушкинская красавица», не какая-то там «мисс», а именно «Пушкинская красавица». Конкурс настолько понравился всем, что его идея была реализована в нескольких школах Херсонской области, особенно ярко в школе №10 Новой Каховки. Очень интересен театральный тур конкурса: участницы появляются на сцене в образах пушкинских героинь, зрители видят Марию Волконскую, Царевну из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», Лизу из «Барышни-крестьянки», Арину Родионовну, Царевну-лебедь...
Уже несколько лет мы занимаемся проведением организационно-методических семинаров и конференций для преподавателей русского языка и литературы.
Конкурс "Пушкинская красавица", 2011 год
Проведение конкурсов, да и любой общественной деятельности предполагает ресурсную и организационную поддержку. Помогают?
А как же! Херсонский «Русичъ» выстроил активные взаимоотношения с Генеральным консульством Российской Федерации в Одессе, Представительством Россотрудничества. Нам помогают Московский Дом соотечественника, ОАО «Российские железные дороги», Фонды «Русское единство» и «Русский мир». Мы плотно работаем с представителями «родственных» структур российских соотечественников, с которыми мы объединяемся в «Русское Содружество» и в Координационных Советах организаций российских соотечественников. Особо хотела бы отметить «Русскоязычную Украину» и её руководителя Вадима Васильевича Колесниченко; УАПРЯЛ во главе с Людмилой Алексеевной Кудрявцевой, кипучая энергия которой привела к использованию возможностей государственно - общественного управления на уровне Министерства. Упомянутые олимпиады и конкурсы стали возможны благодаря ей. Отрадно, что теперь проходят Всеукраинская олимпиада по русскому языку и литературе, Всеукраинский конкурс «Учитель года» в номинации «русский язык», заработали секции «русская литература» и «русский язык» в рамках Малой академии наук. Тесно мы работаем с председателем Всеукраинской организации «Русская школа» Александром Николаевичем Кондряковым, чьи учебно-образовательные программы и для учащихся, и для педагогов не просто интересны, но очень познавательны. Поражает как география его мероприятий, так и их разнообразие. Он охотно делится своим опытом и поддерживает коллег.
Помогают и мои коллеги из Южного Округа Системы КСОРС - всегда отзывчивые и щедрые Валентин Чернов из Одессы, Вячеслав Кузнецов из Новой Каховки, отважная семейная чета Батаровых из Херсона, отчаянные энтузиастки Вера Жижко из Кировограда и Зоя Шаталова из Николаева. Это люди, чей труд на ниве русского дела я уважаю, учусь у них, подставляю им плечо, а они мне. Самый главный критерий их работы - искренность, самоотдача, преданность и служение славянским ценностям.
Финал конкурса "Предок мой построил Херсон", 2007 год
Согласитесь ли Вы, что главной проблемой для русскокультурного сообщества есть вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни и в первую очередь - из образовательного процесса?
Разумеется, в этом отношении за 20 с лишним лет проблем накопилось. Что касается образования, то к «политическому привкусу» происходящего добавляется ещё и привкус увлеченности западническим образовательным реформаторством. Пришло время, когда эти вопросы надо решать кардинально. Мы (русские общественные организации) можем проводить прекрасные культурные мероприятия для учащихся, но пока русский язык не будет введен как обязательный предмет в учебные планы всех школ, независимо от профиля и языка обучения - ситуация не сдвинется с места. Это пора понять.
В этих условиях роль учителя чрезвычайно возрастает. А какова она сегодня на Украине?
Как и всегда, велика и почётна. Величие её состоит в том, что учитель должен возвышать душу ребенка, наполнять её светом, добротой. Другое дело, как впитает это ребенок, насколько он сможет пронести через взрослую жизнь этот свет и доброту. Но дать этот образец через собственный пример, через литературные образы учитель обязан. Сейчас внедряются такие новые слова как «тьютер» и «модератор». Может быть, для проведения тренинга и семинара они уместны, но для душевного общения с ребенком нужен именно Учитель, Воспитатель.
Такое понимание роли учителя и образования всегда было основой нашей отечественной педагогики. А учитывая чрезмерно модернизационные процессы, которые происходят в системе образования не только на Украине, но и в Российской Федерации, мы пришли к идее проведения в 2011 г. семинара, а потом, в 2012 г., и конференции на тему «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства». В прошлом году это мероприятие для педагогов и руководителей школ проходило при поддержке Фонда «Русский мир» и Всеукраинской общественной организации «Русская школа».
Основная идея конференции - возродить в школах Украины, Российской Федерации и Беларуси богатейшее наследие отечественного образования; противостоять «инновациям», которые ориентированы на далеко не совершенные американские и западные образовательные методики и технологии. Нам следует помнить, что среди 10 всемирно известных педагогов 3 - наши, восточнославянские: Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Их опыт изучается во всем мире. Например, в Китае есть несколько школ, которые носят имя Сухомлинского и, соответственно, активно внедряют его методику обучения и воспитания в школьный учебно-воспитательный процесс. А у нас нет этого. Исключение - Павлышская школа. В лучшем случае у нас организуются конференции и семинары, посвященные известным педагогам, а кто отслеживает каждодневное внедрение их богатейшего опыта в практику современной школы?
Мы не против хороших западных методик. И Вальдорфская школа, и школа Монтессори имеют право на существование и интерес к ним. Но прежде мы должны изучать и внедрять свой отечественный педагогический опыт, а вот потом и позаимствовать можно что-то, да так, чтобы не навредить собственной ментальности.
Праздник Масленицы, 2009 год
Наверное, поэтому тема Вашего диссертационного исследования - «Формирование социальной компетентности старшеклассников средствами славянской культуры»?
Тема эта родилась на стыке моей преподавательской, общественной и административной деятельности. В 2006 г. я побывала на Соборе славянских народов в Минске, в 2009-м Собор проходил в Киеве. На базе детского оздоровительного лагеря «Спутник» мы провели две тематические смены, посвященные славянской тематике. В 2009/2010 учебном году на базе Херсонской общеобразовательной школы №45 был реализован первый этап образовательного проекта «Земля Славянская».
Мне запомнилось выступление Святейшего патриарха Кирилла летом 2007 г. в Киеве. Он отметил, что придёт время, когда славянская цивилизация на равных будет вступать в диалог с западной цивилизацией. У представителей славянской цивилизации есть все для этого - и великая история, и свои герои, и духовные ценности. Нужно только осознать это и дать молодому поколению правильные внутренние установки, духовные и политические ориентиры. Вот так и возникла идея темы диссертации.
Подготавливая выпускников школ к успешной адаптации в социуме, мы должны помнить о том, что они должны позиционировать себя как представители той цивилизации, культуру и историю которой они впитали. Социокультурная идентичность - это одна из составляющих социальной компетентности. Над её формированием надо усиленно работать, если мы не хотим раствориться в глобализированном мире, если хотим сохранить свой цивилизационный код (по Данилевскому). В противном случае нас ожидает эпидемия переидентификации нашей сущности, когда будет заменена цивилизационная матрица и создана новая ментальность. Первые признаки этих процессов мы, к сожалению, уже наблюдаем: когда жарят яичницу на Вечном огне, когда в школах(!) празднуют Хеллоуин и День Святого Валентина - это уже, как говорится, процесс пошел.
Т.А.Кузьмич и гости Херсона - председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, народная артистка России Л.В.Стриженова 2008
А через какие предметы общеобразовательного цикла нужно формировать социокультурную идентичность?
Во-первых, я бы сказала так: прежде всего, через личность Учителя. Он может быть и математиком, и химиком, и учителем физкультуры. Все дело в том, как он себя позиционирует, какие цивилизационные ценности как личность исповедует. Нам необходимо возродить классическую подготовку педагогических кадров.
Во-вторых, вся система работы школы должна быть пронизана этой идеей. Я знаю только одну школу современности, которой в мире, по словам Амонашвили, равных нет в этом плане - школа Щетинина (Краснодарский край). В ней идёт обучение по метапредметным технологиям (кстати, это инновация для современных педагогов, но Щетинин уже давно отработал ее основательно) и воспитательный процесс очень гармонично переплетается с учебным. Основой для воспитания в школе является славянская культура.
В-третьих, если говорить о предметах, так это, в первую очередь, предметы гуманитарного цикла. К сожалению, по новому образовательному Госстандарту, предметы гуманитарного цикла перенесены в вариативную часть учебного плана. Теперь только школы гуманитарного профиля будут изучать такие предметы как литература, языки и история в достаточном количестве. А школы технического, математического профиля, хорошо, если какой-то минимум часов и будут в инвариантной части плана иметь, а то и вовсе нет. Где гарантия, что часы вариативной части в таких школах будут выделяться на предметы гуманитарного цикла?
И какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
Здесь мы должны вспомнить о возможностях государственно-общественного управления в учебных заведениях. Представители наших общественных организаций должны входить в Советы школ, усиленно работать с администрацией и лоббировать продвижение этих предметов для изучения за счет вариативной части учебного плана. Да и родителям не надо сидеть сложа руки, нужно быть активнее и решительнее.
Вы награждены грамотой Ассоциации медиаобразования и медиапедагогики России. Расскажите об этом новом направлении в современной педагогике.
Это очень интересное и полезное направление. Спасибо таганрогским коллегам - представителям Ассоциации, учителям русского языка и литературы А.Галченкову, Г.Авдеевой, О.Барабаш, которые приобщили меня к такому интересному делу. Сегодня разнообразие доступных молодежи средств массовой коммуникации (медиа) постоянно растет. Это несет и новые возможности, и новые угрозы. В «Белой книге образования Украины» приводятся такие данные: по результатам массового всеукраинского репрезентативного опроса, проведенного Лабораторией массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии НАПН Украины, почти 60% старшеклассников становятся жертвами манипуляций со стороны телевидения, к критическому восприятию информации, распространяемой через медиа, способны лишь 24% молодежи.
"Интеграция медиаобразования в условиях современной школы", г.Таганрог, 2011 год
Некачественная медиапродукция оказывает влияние на представления молодежи об окружающем мире, на формирование их моральных и нравственных принципов. Поэтому возникла необходимость педагогического вмешательства в эти процессы. Сегодня недостаточно детям рассказать, как они могут использовать средства медиа в учебной и образовательной целях. Их необходимо самостоятельно учить действовать в медиасреде, защищаться от ее негативного влияния, участвовать в разработке качественной медийной продукции. Ныне в восточнославянских государствах наиболее эффективной теорией медиаобразования, на мой взгляд, является теория «защитного» (или «прививочного») подхода, когда педагоги в противовес низкопробным текстам, фильмам и т.д. дают образцы высокохудожественные, приобщая детей к признанным ценностям, прежде всего, своей родной культуры. В этом плане экранизация русской классики (как советского периода, так и современности, например, фильмы В.Бортко) может стать хорошим материалом для формирования социальной компетентности старшеклассников. Да и современные киноаматоры создают, порой, интересные и полезные в воспитательном плане вещи. Херсонщине есть чем гордиться: на 74-м Международном кинофестивале любительских фильмов «Уника» (Болгария, лето 2012) одноминутный фильм «Камень» Андрея Богуна (с. Малая Александровка Великоалександровского района Херсонской области) получил Золотую медаль! Думаю, что наши общественные организации должны устанавливать контакты с такими интересными личностями, привлекать их к сотрудничеству.
Кстати, факультативы по медиаобразованию уже есть в учебных планах некоторых школ Российской Федерации. В скором будущем подобные спецкурсы и факультативы будут вводиться в учебные планы украинских школ. Разрабатывают и читают эти факультативы, прежде всего, учителя гуманитарных предметов. Поэтому для филологов - большой простор для разработки таких программ, например, на материале русской или, шире, славянской культур.
Произведения каких поэтов, писателей, историков, творивших на русском языке, вы сегодня перечитываете?
Вечное - Пушкина, Тютчева и Айтматова (особенно его легенду о манкуртах, где он гениально предсказал процессы переидентификации личности). К Н.Гумилеву - особое внимание было всегда, но последние два года усилился интерес, потому что судьба подарила мне встречу и дружбу с потомками Поэта, которые живут у нас в Херсонской области в Новой Каховке. Из историков - Данилевского и Л.Гумилева. Я бы еще добавила, что современным педагогам, нашим идейным сторонникам, необходимо перечитывать работы Ушинского, Макаренко, Сухомлинского; изучать опыт таких педагогов от Бога как Амонашвили и Щетинин.
Кроме проблем русского языка, в школах Украины актуальна и тема передергивания и фальсификации исторических фактов, политизации истории.
Абсолютно точно. Причем это касается и межпредметных связей. В новой Программе по мировой литературе почему-то почти не нашлось места для темы Великой Отечественной войны - всего лишь 3 стихотворения! Она упоминается только в 7 классе в разделе «Вторая мировая война в европейской поэзии». Такой урезанный вариант данной темы, безусловно, негативно сказывается на формировании исторической памяти и нравственных установок подрастающего поколения.
О том, как трактуется это событие в учебниках истории, мы тоже знаем. Так что, по-видимому, теперь на плечи общественных организаций ляжет работа по сохранению исторической памяти.
Совсем недавно мы провели встречу учителей истории и руководителей школ с доктором исторических наук, профессором, заместителем директора Российского института стратегических исследований Тамарой Семеновной Гузенковой. Она представила книгу «Расскажу Вам о войне...», в которой сделан анализ восприятия образов и героев Великой Отечественной войны в учебниках и сознании школьников в государствах, образовавшихся после развала СССР.
Татьяна, сегодня многие говорят о кризисе Русского Дела на Украине, какова его судьба, на ваш взгляд?
В последнее время мы часто слышим призыв к объединению. Но нужно внимательно смотреть с кем объединяться. Как и в любом другом деле, в нашем нужны профессионалы, основная черта которых, в данном случае, искреннее, преданное служение русским ценностям, желание и умение защищать их. А когда в наши ряды приходят совершенно с другими целями, например, не восхищаться гением Пушкина, не популяризировать его творчество, а срывать с того места, где ступала его нога, цветочки в свой сад, так это уже другое отношение к делу. С такими «русскими» объединяться не хочется.
Думаю, пришло время, когда необходимо провести мониторинг деятельности русских организаций Украины. 10 - 15 лет - достаточный временной промежуток, чтобы определить, кто есть кто в нашем деле. Критерий здесь один - не красивая презентация себя в русской теме, а твои реальные, конкретные дела для русской темы. Это сделать не просто, но необходимо, если мы хотим, чтобы наши российские коллеги нас уважали и помогали нам: ведь им тоже интересно работать с профессионалами, а не с теми, кто «срывает цветочки» с русской темы.
Русским организациям сегодня нужны успешные свершения, которые продемонстрируют обществу, нашим соотечественникам, что нами выбран правильный путь. А для успеха нужно больше конкретных дел.
Презентация книги о П.А.Столыпине, 2012 год
Что Вы пожелаете своим соратникам и оппонентам?
Соратникам хочу пожелать твердой убежденности в правоте нашего дела, смелости и товарищества по Гоголю. А нашим идеологическим оппонентам хочу напомнить несколько цитат из работ классиков украинской культуры, без комментариев.
Вот, например, Драгоманов написал в 1891 г.: «Я мушу признати, що знаття західноєвропейських мов дуже мало поширене серед українців... Подумайте ж тепер, яка мусить бути просвіта в такій громаді, коли вона ще збунтується й проти російського письменства?» (Цитирую по книге Драгоманов М.П. «Вибране», Киев, 1991 г., с.479-480).
«Ми всі русофіли... Ми любимо великоруський народ і бажаємо йому всякого добра, любимо і вивчаємо його мову і читаємо у тій мові певно не менше вас. І російських письменників, великих світочів у духовному царстві, ми знаємо і любимо» (Франко И.Я., т.45, с.420). И он же: «Коли твори літератур європейських нам подобались, порушували наш смак естетичний і нашу фантазію, то твори росіян мучили нас, будили в нас людину, будили любов до бідних та покривджених» (т.27, с.362).
В заключение приведу слова Николая Васильевича Гоголя, написанные в письме к А.Смирновой в декабре 1844 г.: «Скажу Вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только то, что никак бы ни дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро наделены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой: явный признак того, что они должны пополниться одна другою».
Беседовал Виктор ШЕСТАКОВ
Русские на Украине