Так мог сказать, пожалуй, каждый, кто стал участником образовательной программы Санкт-Петербургского правительства, приехав в Петербург на курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка и литературы из числа соотечественников, проживающих за рубежом (21.11.10 -4.12.10) . Северная Пальмира сразу же очаровала нас своей классической красотой. Казалось, что мы здесь уже когда-то были... Так хочется вернуться, до слёз, туда ,где легко и спокойно твоей душе...
«Онегин - добрый Наш приятель,
Родился на брегах Невы...»
И наконец-то -О, Создатель -
С Невою повстречались МЫ!
Окунувшись в мир литературного Петербурга, мы не просто открыли для себя этот город. Мы становились его со-жителями. Помогали нам в этом интересные лекции ведущих специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования: «Проблемы коммуникации в русской классике», «Формирование культурной памяти через уроки литературы», «»Технология освоения концептов русской культуры», «Маленькие трагедии Пушкина как путешествие по культурным эпохам», «Петербургский текст русской литературы».
Метры «петербургских мастерских» М.Б. Багге и Л.Д. Фураева, который раз убеждали нас, что литература - это не простое познание мира , это «гимнастика для души».
Об особенностях новояза и перспективах развития русского языка в современном социокультурном пространстве поведал нам ведущий программы «Как это по-русски?» В.А. Ефремов. А уж как надо говорить по-русски ,мы услышали на лекции самой Л.А. Вербицкой - Президента СПГУ и Председателя МАПРЯЛ.
Авторы нового учебника по литературе И.Н. Сухих и С.П. Белокурова рассказали нам, как сделать литературу - «необязательный предмет»- притягательной для ученика. Мы верили нашим преподавателям , т.к. почти каждый из них, несмотря на почётные звания, работает в школе, проверяя свою теорию на практике.
Мы входим к Ахматовой Анне
В дом невский - последний в пути.
И волн черноморских плесканье
Заносим к Поэту в горсти.
Методику проведения занятий в стенах известных литературных музеев Ф. Достоевского, А. Блока, А. Ахматовой, В. Набокова, в Пушкинском Доме одобрили все слушатели курсов. Мы невольно позавидовали питерским коллегам такой уникальной возможности : при изучении творчества писателя, поэта привести своих учеников в Дом, где Он жил. Хотя, как заметили преподаватели, юные петербуржцы не всегда осознают это. Что ж, «лицом к лицу лица не увидать». И всё-таки, сама аура великих людей, растворённая в воздушном пространстве Петербурга, думается, всё-таки помогает петербуржцам сохранить себя и понять одну простую истину: будущее литературы в её прошлом. Эта же мысль звучала на встрече современных петербургских писателей при обсуждении новой книги «Писатели для школы. Литературная матрица», где некоторым слушателям курсов посчастливилось побывать.
Но общим для нас остаётся
Суворова труд и Петра:
Взлетающий меч полководца
И плотницкий взмах топора!
Несмотря на плотный график занятий, всё-таки удалось представителям Херсонской делегации посетить Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий при Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга и познакомится с новинками петербургской системы образования. Конечно, обнаружили много общего в образовательном пространстве России и Украины. Родилась идея проведения курсов для директоров школ с русским языком обучения - есть чему поучиться, есть что внедрять в управленческую практику. Мы часто восхищаемся Западом и Америкой, бездумно перенося их модели развития на нашу почву. А ведь Петербург -изначально самый европейский из русских городов. И он уже «переварил» по-своему западный опыт. Этот материал надо осваивать.
Не нам судить Историю. Но нами
Истории продолжатся пути.
История грядущая - мы сами!
И нити дружбы вместе нам плести!
Есть ещё одно преимущество этой поездки. На курсах присутствовали представители из разных стран бывшего Советского Союза - Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Туркменистана, Киргизстана, Казахстана, что дало возможность обменятся опытом. Несмотря на границы и самостоятельность государств, чувствовалась некая близость всех присутствующих. Это не только причастность к Великой русской культуре, но и искреннее желание быть одной многонациональной семьёй, как когда-то это было там, в «советском» детстве.
Нет, дни такие не пройдут бесследно!
Ты близок нам -хоть ехать далеко.
Прощай, Санкт-Петербург, пусть Всадник Медный
Помашет на прощанье нам рукой!
За все приятные мгновения нашего пребывания в Северной Столице хочется поблагодарить Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, Санкт-петербургскую академию постдипломного педагогического образования, Россотрудничество в г. Киеве.
Прекрасным обрамлением «петербургской сказки» стали торжественные церемонии открытия (Российский Этнографический музей) и закрытия (Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени) курсов.
Присутствие именно в этих исторических залах создавало особую атмосферу возвышенности и значимости миссии Учителя русского языка и литературы.
Участие в таких образовательных программах - это большой подарок и награда для тех, кто никогда не изменял «духу русскому» и кто с честью носил и носит звание «Учитель русского языка и литературы».
Кузьмич Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, зав. н-м отделом управления ЮУРИПОПК
Марковская Лилия Анатолиевна, учитель русского языка и литературы, методист методического кабинета при городском управлении образовании Херсонского городского совета