Польша под уздцы

Украинский кризис 
0
635
Время на чтение 4 минуты

23 апреля информационные агентства распространили интервью польского президента Бронислава Коморовского каналу TVN24.

Ключевым поводом к сенсации преподнесли слова польского лидера об украинских законах о десоветизации и признании УПА (Украинской повстанческой армии) борцами за независимость, в которых Коморовский отметил возможности ухудшения польско-украинских отношений.

«Без исторического диалога не может быть примирения между Польшей и Украиной», - заявил он. В Европе и России заговорили о расширении проблемных тем, грозящих перерасти в конфликт. Прежде всего, имелись в виду темы реституции и исторических этнонациональных конфликтов поляков и галичан. Однако слова польского президента представляются бурей в стакане воды.

Безусловно, в польском обществе, как и в определенных политических кругах страны, активно муссируют и эти темы, и более радикальные, вплоть до восстановления Речи Посполитой и возвращении территорий.

Что касается эпизодического красноречия Бронислава Коморовского то, представляются важными несколько поводов, приведших его к этим заявлениям.

Предвыборный популизм. Коморовский действительно озвучивает мнение части польского общества, что обусловлено реальным наличием антиукраинских настроений (особенно в исторических аспектах) и начавшейся в Польше президентской избирательной кампании, в которой кандидатом от правящей партии «Гражданская платформа» зарегистрирован нынешний президент.

Евроатлантическая постановка. Не вызывает сомнения факт того, что Польша является страной ручного управления, а посредством риторики Коморовского ЕС или даже США дают сигнал Киеву о необходимости более гибких решений по таким щепетильным вопросам.

Прагматизм. Нынешнее заявление Коморовского («без исторического диалога не может быть примирения между Польшей и Украиной») и подобные ему уже не раз звучали из уст польских политиков разного ранга. А в этом случае Польша дает сигнал Западу, что Варшава заметила усилившуюся заинтересованность с его стороны Украиной и демонстрирует, что не будет отдавать Киеву свои приоритетные и лидерские позиции на антироссийском направлении восточно-европейской политики.

В принципе, ни один из перечисленных поводов не исключает другого. Характерно, что Коморовский был в Киеве в день принятия законов, однако тогда предпочел отмолчаться, а потом даже приветствовал решение Верховной рады. Приветствовал десоветизацию он и в последнем интервью.

Как и любое подобное интервью со стороны президента, оно было продуманным и весьма аккуратным. Даже когда корреспондент довольно провокационно попросила его оценить действия украинского парламента, Коморовский ответил крайне толерантно, мол, этот закон всего лишь «закрывает дискуссию на тему роли УПА и ОУН, и это неправильно», ибо он «делает невозможным проведение исторического диалога». Президент признает возникшую проблему диалога, но называет это естественным делом в политике, а так как «роль президента такова, что ему приходится брать решение сложных вопросов на себя, он будет продолжать вести польско-украинский диалог».

Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына в интервью Gazeta Wyborcza был куда категоричнее: «Это не было провокацией, а этот закон принят с пакетом других исторических законов о способе чествования памяти жертв Второй мировой войны или открытия доступа к советским архивам».

Совершенно очевидно, что уже значительная часть польского политикума (не общества, а его слуг) не рассматривает проблему польско-украинских взаимоотношений в 30-50-х годах прошлого века серьезным препятствием для генеральной линии - противостояния России, а территориальные претензии, которые действительно могут иметь иной резонанс, до сих пор серьезно в Польше не поднимали.

Наиболее важным для Польши есть вопрос сохранения за ней статуса главного игрока в противостоянии с Россией. Варшава неоднократно была инициатором и организатором различных политических конструкций, где всегда оставляла для себя роль модератора, лидера, ответственного за ресурсы. Этим Польша занимается и теперь в отношениях с Украиной, навязываясь в «старшие сестры».

Современные международно-экономические реалии польские ресурсы поистощили, а потому вариант реституций для многих там выглядит своеобразной компенсацией. Украинская сторона на появление волны информации о будущих «реституционных штормах», с одной стороны, отреагировала как на «информационные страшилки России» (Александр Палий) и «сознательную дискредитацию европейских ценностей». С другой стороны, как на юридический нонсенс, не имеющий отношения к документам Соглашения об ассоциации Украины и ЕС (член украинской переговорной группы по соглашению Тарас Качка). Качка уверен, что вопрос реституции не регулируется общим законодательством ЕС и его страны решают эту проблему «внутри», а Украина не будет принимать законы о реституции.

Причем характерно, что пока реституционный бум поддерживают именно польские общественники. Общественники знают, что основой для их требований будет являться Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая (Ст.1 Протокола № 1) является основанием для принятия решения о реституции имущества прежним владельцам или их наследникам. Польша эти опыты, кстати, довольно длительные и тернистые, уже проходила.

Вопрос в том, что ни один из «больших политиков» о реституционных перспективах не исповедовался.

О реституции польской церковной собственности говорят больше, скажем, бывший депутат сейма Анджей Запаловски (доктор военных наук Национального университета обороны Польши) или архиепископ Львова (гражданин Польши Мечислав Мокшицки). В Европе эту тему поднимал лишь глава Торгово-промышленной палаты Австрии Кристоф Ляйтель.

Для политических тяжеловесов Польши эта тема остается табуированной. Информацию о возможных имущественных компенсациях в Бельведере и его политических окрестностях никто не подтверждал, но никто и не опровергал.

Складывается впечатление, что для польского руководства пока эта тема, как и иные щепетильные темы польско-украинских отношений, выведены из официальной риторики как временно не нужные. Но их не выбросили на свалку, их пока придерживают.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Шестаков
Все статьи Виктор Шестаков
Украинский кризис
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Потерянное время
Враги используют медлительность и просчёты Москвы
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07