Православные напевы в горах Сноудонии

Британские зарисовки

Спасибо, скромный русский огонек,
За то, чтоты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно дале
к...

Николай Рубцов, «Русский Огонёк»

Жизнь вдали от дома, а особенно в другой стране, часто сопряжена со многими испытаниями, прежде всего душевными. Забота родных, внимание друзей, мелочи привычной окружающей тебя обстановки - всего этого порой до боли не хватает. К счастью, современные технологии помогают намного легче переносить наплывы щемящей сердце ностальгии. Электронная почта и разговоры в «скайпе» заметно сглаживают дефицит тёплого душевного общения. Но всё же есть вещи, которые очень сложно каким-либо образом заменить. К таким понятиям относится прежде всего полноценность духовной жизни человека. Прожив полгода в Великобритании, где я нахожусь на учёбе, в последнее время я стала испытывать такую духовную потребность - потребность посетить православный храм, помолиться, поставить свечи у святых образов. Поэтому, узнав о предложении сотрудницы международного отдела нашего университета Ольги Эдвардс поехать в православную церковь, я очень обрадовалась и воодушевилась. Тем более, что как рассказала Ольга (она сама родом из России и всегда берёт под своё попечительское крыло нас, студентов из Украины), настоятелем храма является очень увлечённый человек -архимандрит Данил, хорошо знающийукраинскую и русскуюисторию.К тому же мне было очень посмотреть, как выглядит православная церковь, расположенная в самом сердце Уэльса и кельтской культуры.

И вот, 7 апреля, в День Благовещения Господня, мы отправились в путь. Наша группа состояла из украинских и русских студентов - учащихся Глиндорского университета, нескольких преподавателей, одной местной жительницы и Ольги. Дорога лежала через Сноудонию - национальный природный парк, славящийся своими горными вершинами и необыкновенно красивыми пейзажами горных долин. Несмотря на апрель, в горах ещё лежало много снега, чего в Уэльсе не наблюдалось в течение последних 60 лет. Уникальная зима пришлась на время нашей учебы! Преодолев извилистые серпантины горных трасс, мы оказались в небольшом городке БленайФистиниог (BlaenauFfestiniog) - одном из самых высокорасположенных в Уэльсе. Вскоре мы увидели и саму церковь, названную в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она находится в каменном здании, на одной из стен которого размещён православный крест.

Мы с трепетом и волнением вошли внутрь. На службу мы немного опоздали и скромно стали в конце храма. Я с интересом рассматривала его внутреннее убранство. Нас окружал типичный интерьер английских помещений, с деревянными подпорками на стенах. Но вокруг были настоящие православные иконы с надписями на разных языках, по-видимому, пришедшие в храм из всех нашего мира... Прихожан в храме было немного - четверо певчих, одна монахиня и ещё несколько человек, как мне показалось, местные жители. Голос за алтарём произносил слова православной службы на английском языке, перемежая его с валлийским. Певчие подпевали. Мы тихо стояли, вслушиваясь в слова молитвы. И вдруг чётко послышалось: «Господи, помилуй...». Напев подхватили певчие и праздничная служба продолжилась на русском, точнее, старо-славянском языке (почти без акцента!). Душа замирала, когда эхом от высоких потолков храма отбивались слова знакомых молитв. Ещё большим было удивление, когда врата алтаря распахнулись и на встречу нам в праздничном лиловом облачении  вышел отец Даниил - настоящий православный батюшка с длинной белой бородой и проникновенным взглядом.

Остаток службы пролетел незаметно. Английский, валлийский и старо-славянский языки поочерёдно сменяли друг друга, делая её понятной и доступной для всех прихожан, собравшихся здесь в праздничный день Благовещения. Мне сложно было поверить, что всё это происходит здесь, в Великобритании, в центре Северного Уэльса, посреди заснеженных вершин Сноудонских гор...

В конце праздничного богослужения отец Даниил на старо-славянском и английском прочитал отрывок из Евангелия, посвящённый Благовещению, причастил нас во оставление грехов и обратился с небольшой проповедью, в которой рассказал нам о Святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея Руси, прославленном Русской Православной Церковью в годы Перестройки в 1989 году. Отец Данил сказал, что на примере этого святого мы должны учиться вверять свою жизнь Господу.

После службы всех ждало угощение от Батюшки, в том числе и с настоящими русскими «деликатесами» - черным хлебом, солёными огурцами и груздями. (Это дома для многих повседневная еда, а у нас это действительно «деликатес», особенно чёрный хлеб). Во время трапезы нам удалось немного пообщаться с архимандритом Даниилом, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Отец Даниил рассказал, что родился на острове Англси и является коренным валлийцем. Он окончил колледж в городе Рэксхэм, где сейчас живём и учимся мы. Будущий священник всегда интересовался историей православных храмов и монастырей. Переломным событием в его судьбе стала встреча и общение с митрополитом Антонием Сурожским, епископом Русской Православной Церкви, знаменитым философом и проповедником. После этого произошло обращение будущего Батюшки в православную веру.  Сейчас архимандрит Даниил является руководителем Православной мисси Уэльса, официально учреждённой в 1996 году. Более 30 лет он живёт в городке БленайФистиниог, где в одной из комнат своего дома обустроил небольшую часовенку для молитв. Батюшка также регулярно проводит службы в храме, который был создан в здании бывшего магазина. Это единственное место в Великобритании, где службы ведутся на валлийском языке. Кстати, перевод сделал сам отец Даниил. На мой вопрос, где он изучал русский, Батюшка ответил, что воспринимал русскую речь во время посещения служб и теперь сам может провести часть богослужения на старо-славянском. Архимандрит Даниил много путешествует. Так, он рассказал, что во время последнего визита в США ему подарили новую икону - «Чернобыльский Спас», посвященную трагическим событиям Чернобыльской катастрофы. Батюшка посетил и некоторые места в России, Белоруссии, Украине, он знает многое из истории наших стран. Например, у ребят из Чернигова он интересовался о Святом Феодосии Черниговском.  Ещё отец Даниил мечтает посетить Донецк - история этого города, раньше называвшегося Юзовка, тесно связана с именем Джона Юза -  известного валлийского промышленника, построившего на месте Юзовки большой металлургический завод.

Я немного рассказала Батюшке и о своих путешествиях, связанных с православными святынями - Оптиной пустынью, Дивеевским и Санаксарским монастырями, где я побывала во время Ушаковских сборов. На что отец Даниил ответил, что немало о них наслышан и тоже мечтает там побывать, особенно в Дивеево у мощей Серафима Саровского.

Как рассказал архимандрит, прихожан в храме не очень много. На большие праздники в храм приходит около 70 человек, хотя несколько лет назад на Пасху было около 300. Это люди из разных стран - не только выходцы из Украины, России, Белоруссии, а и из Латвии, Эстонии, Румынии, Болгарии, Греции, Эфиопии, православные других стран. Так, за трапезой мы познакомились с парнем Никитой из Латвии, который тоже живёт и учится в Англии, а в Блэнай приезжает специально на службу.

Общаться с Батюшкой было необыкновенно интересно и легко, несмотря на то, что он говорит большей частью на английском. К сожалению, было пора уезжать. Мы благодарили отца Даниила за приглашение присутствовать на службе, за угощение и тёплый приём. А Батюшка пригласил нас приехать вновь - на Пасху. Все с радостью согласились вернуться, только уже не с пустыми руками, а с куличами, пасхами и настоящими украинскими писанками. Мы уезжали с чувством умиротворения на душе, зная, что в храме остались гореть поставленные нами свечи и частичка души - маленький русский огонёк, согревающий вдали от Родины.

Александра Шумилова

http://www.voskres.ru/oikumena/shushu.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александра Шумилова:
Международные Ушаковские сборы в Гамбурге
Репортаж Александры Шумиловой с места события
27.05.2015
Православные напевы в горах Сноудонии
Британские зарисовки
12.04.2013
Вера. Отечество. Честь
Торжество имперского сознания
07.04.2009
Все статьи автора