Всё в нашем мире изменчиво! Как только Украина обрела независимость, вдруг оказалось, что статус Украинской Православной Церкви, которая на правах экзархата входила в состав Русской Православной Церкви, многих украинских политиков не устраивает. С их подачи начался раскол УПЦ. И сегодня, помимо канонической УПЦ в составе Московского патриархата, действует неканоническая УПЦ т.н. Киевского патриархата, которую никто в православном свете не признаёт.
Русскую Православную Церковь «национально-сознательные» украинцы всячески шельмуют, подвергают остракизму, её русскость претит их «высоконравственному» национальному самосознанию. Если углубиться в историю этого вопроса, оказывается, что одним из последовательных сторонников единства УПЦ с русским Православием являлся архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Лазарь Баранович (1620?-1693). Именно его стараниями черниговская епархия первой на Украине отпала от Киевской митрополии и вошла в лоно РПЦ.
История не сохранила нам сведений о месте рождения, семье, детстве и юности будущего «великого столпа Церкви». Так назвал Л. Барановича его младший современник Дмитрий Туптало (Ростовский), подвизавшийся в Чернигове несколько лет проповедником. Считается, что родился он в Малороссии, а вот в черниговском Борисоглебском соборе возле захоронения Л. Барановича в кратких сведениях о нём говорится, что родился он в Белоруссии. Общепризнанной датой его рождения считается 1620 год, но можно встретить и другую дату, например 1616 год. И даже более раннюю.
Известно, что учился Л. Баранович в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря, а потом продолжил учёбу в польских учебных заведениях Вильно и Калиша. Завершив образование, вернулся в Киев, принял монашество и стал преподавать в Киево-Могилянском коллегиуме. Последний возник по инициативе киевского митрополита Петра Могилы в результате слияния школ Братского Богоявленского монастыря и Киево-Печерской лавры (1634) и сыграл исключительную роль в распространении православных и культурных традиций на украинских землях. Преподавал спудеям (ученикам) латинский, греческий и церковно-славянский языки, поэтику и риторику. Как преподаватель, зарекомендовал себя с лучшей стороны, потому был назначен ректором коллегиума и одновременно стал игуменом Богоявленского монастыря (1650), в котором сам не так уж давно до этого учился.
А время, когда Л. Баранович пребывал в стенах Киево-Могилянского коллегиума, было тревожное. Южнорусский народ находился под властью Речи Посполитой, которая именовала окраинные земли своего государства Украиной. За неё ещё предстояла тяжёлая затяжная война между Польшей и Россией, закончившаяся в конечном счёте бесславной гибелью польского государства, его разделом. А Россия, придя на Украину, стала именовать её Малороссией.
Поляки всячески принижали православных, многие православные храмы переделали в костёлы, отдали униатам, иезуитам, доминиканцам, иудеям. Прекрасно понимая, что православные так просто не откажутся от своей веры, Польша силой насаждала унию - этакий эрзац единения православия с католицизмом. Широкое распространение уния получила на западных украинских землях. Народ отказывался её признавать и часто с оружием в руках поднимался против поляков. Последовательным противником унии был Л. Баранович. В своих проповедях он призывал свою паству стойко противостоять униатам. А когда казаки, ведомые Богданом Хмельницким, поднялись на борьбу с польским засильем (1648-1654), Л. Баранович поддержал их.
Киево-Могилянскому коллегиуму в столь тяжёлое время выжить было непросто. Пришлось ректору проявить недюжинные хозяйственные способности, чтобы найти дополнительные источники дохода. Так, он отобрал земли доминиканских монастырей. Но средств на содержание коллегиума всё равно не хватало. К тому же влекомые патриотическими чувствами, многие спудеи ушли в войско Богдана Хмельницкого. Тогда Л. Баранович принимает решение оставить своё ректорство, чтобы всецело предаться монастырским заботам в киевском Кирилловском монастыре, где он был игуменом (1651).
А через два года Л. Баранович становится игуменом черниговского Елецкого монастыря. И вот тут уже можно говорить о черниговском периоде жизни неустанного подвижника Божьего, продолжавшемся до самой его смерти. Эта пора его деятельности была насыщена самыми плодотворными свершениями на благо украинского Православия, которое, однако, он не мыслил вне Русской Православной Церкви.
Добрый пастырь своих овец, Л. Баранович пользовался авторитетом черниговской паствы. А как известный сторонник Москвы, нашёл поддержку Б. Хмельницкого. Промосковские настроения Л. Барановича ярко выражены в его более позднем письме киевскому митрополиту Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому), который вместе с гетманом Петром Дорошенко симпатизировал туркам. «Под басурманскою рукою стонет Греция, и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь (тогдашняя Украина. - В.Т.) сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь, и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо своё».Потому, когда умер черниговский епископ Зосима (Прокопович) и зашла речь о новом черниговском епископе, Б. Хмельницкий без колебаний дал Л. Барановичу рекомендательное письмо. И митрополит Гедеон Молдавский в Яссах рукоположил Л. Барановича черниговским епископом (1657). А через десять лет в Москве в присутствии патриархов Александрийского, Антиохийского и Московского его возводят в сан архиепископа Черниговского. Ему даётся право проводить службу в саккосе (верхнем богослужебном облачении, которое в то время дозволялось носить только митрополитам и патриархам). Так Москва признала исключительную роль Л. Барановича в укреплении малороссийского (украинского) Православия, а Черниговскую епархию утвердила первой по значимости в Малороссии.
Став черниговским епископом, Л. Баранович устраивает свою кафедру в Новгороде-Северском, потому что епархиальный Чернигов был в большом запустении после изгнания из него поляков. Новый черниговский епископ немало сделал для восстановления православных святынь старинного русского города. Здесь он создал церковный хор, который своими песнопениями прославился даже в России, его стараниями была создана типография, сыгравшая значительную роль в православной и культурной жизни Украины-Малороссии.
А когда Л. Баранович переходит в Чернигов, то возрождает православную жизнь в черниговских монастырях - Елецком и Борисоглебском (при поляках в них хозяйничали униаты и доминиканцы). Возглавляя Черниговскую епархию, прославился он и своими реформаторскими устремлениями. Мечтал перевести из Киева в Чернигов кафедру митрополита, чтобы Чернигов, «переяв» славу Киева, стал центром украинского Православия. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, лишь скажем, что эта его затея так и осталась неосуществлённой.
Он страстно желал, чтобы в Чернигове был свой монастырь, схожий с Киево-Печерской лаврой. А потому по его инициативе стали расстраивать старый Ильинский монастырь с Антониевыми пещерами. На высокой горе к западу от Ильинского монастыря закладывается Троицкий собор и трапезная Введенская церковь. Тут же в глубоком овраге, на склоне горы начинают копать Новоантониевы пещеры.
Таким образом, создаётся новый монастырский комплекс, состоящий из двух подземных монашеских обителей (Антониевы и Новоантониевы пещеры) и надземных культовых сооружений (Троицкий собор, Ильинская и Введенская церкви). Полное подобие Киево-Печерской лавры! После завершения строительства Троицкого собора (1695), зодчим которого был прибалтийский немец Иоганн-Баптист Зауэр, он стал кафедральным собором Черниговской епархии, а монастырь стал называться Троице-Ильинским.Л. Баранович мечтал, чтобы в Чернигове был и свой коллегиум, подобный Киево-Могилянскому. Основать его полагал на базе славяно-латинской школы, которую перевёл из Новгорода-Северского в Чернигов и разместил в Борисоглебском монастыре. Даже выкупил землю под будущее учебное заведение рядом с ним. Но на большее средств не хватило. Мечту Л. Барановича осуществил его ученик и последователь архиепископ Иоанн Максимович. Коллегиум, «черниговские Афины» - первое высшее учебное заведение на Левобережной Украине - открылся в Чернигове на Валу в 1700 году.А как не сказать о поэтическом даре Л. Барановича! От него ведёт своё начало знаменитый кружок черниговских поэтов, просуществовавший почти сто лет. В него входили известные церковные деятели Иоаникий Галятовский, Дмитрий Туптало (Ростовский), Иоанн Максимович и просто поэты «милостью Божьей», такие как Иван Величковский. Черниговский поэтический кружок стал заметным явлением культурной жизни города, а сам Чернигов, наряду с Киевом, стал основным культурным центром Малороссии. Типография Троице-Ильинского монастыря печатала религиозные сочинения, зачастую полемического содержания, в них шёл спор с католиками и униатами. Перу Л. Барановича принадлежат сборники проповедей «Трубы словес проповедных» и «Меч Духовный».В типографии издавались и поэтические произведения черниговского архиепископа. Многие его стихи вошли в сборник «Лютня Аполлона», написанный польским языком. Все они разные, многие из них религиозного толка и проникнуты страстной верой. Обладая незаурядным поэтическим даром, Л. Баранович воспользовался им в полной мере. И прославлял в своих стихах «Творца неба и земли», Богоматерь, святых и ангелов.
Другая часть его поэтического творчества принадлежит стихам, которые болью отзываются на животрепещущие проблемы современной ему жизни. Благодаря именно этим стихам Л. Баранович по праву принадлежит к одним из наилучших поэтов Украины-Малороссии XVII века.
И вот что характерно: в стихах Л. Баранович называет себя русином. И странно бывает читать, что кое-кто из современной пишущей братии называет его украинцем. Конечно, сам он возразить уже не сможет. Но ставить знак равенства между русином и украинцем, думается, неправомерно. И в наше время на Закарпатье проживают русины. Следуя логике таких сочинителей, их, что, тоже нужно считать украинцами? А вот себя таковыми они не считают и даже подумывают о своей автономии.
* * *
Л.Баранович желал быть хозяином в своём доме и много сделал для Украины-Малороссии, будучи местоблюстителем (исполнял обязанности митрополита) киевской митрополичьей кафедры. Трижды в разные годы он занимал эту кафедру. На этой должности проявил себя неординарным церковным деятелем и политиком.
Показательны в этом отношении выборы нового киевского митрополита в 1657 году. Проходили они под председательством Л. Барановича. При его поддержке киевским митрополитом был избран Дионисий Балабан. Он отблагодарил Л. Барановича переподчинением ему несколько церковных округов (протопопий) из своей митрополии. А Черниговскую епархию признал независимой от Киева, правда, она оставалась под юрисдикцией Константинопольского патриарха.
Так продолжалось, пока киевским митрополитом не стал Гедеон Четвертинский, который присягнул на верность Москве, а Черниговскую епархию вернул под «крыло» Киевской митрополии. Между энергичным киевским митрополитом и стареющим черниговским архиепископом возникла вражда. Бурная деятельность Четвертинского привела к тому, что уже через год Киевская митрополия вышла из-под юрисдикции Константинополя и вошла в Московский патриархат. Киевский митрополит был обласкан в Москве, положение его на Украине-Малороссии упрочилось, но, как оказалось, ненадолго.
Не без интриг И. Мазепы был смещён с гетманства И. Самойлович, близкий друг Четвертинского. Этим не преминул воспользоваться Л. Баранович. Чувствуя, что теряет свои позиции среди малороссийского духовенства, он посылает в Москву своего ученика и будущего преемника на посту черниговского архиепископа Ф. Угличского. После длительных и сложных переговоров Черниговская епархия опять отложилась от Киевской митрополии и перешла под юрисдикцию Москвы, стала неотъемлемой частью Русской Православной Церкви (1688).
А через пять лет Лазаря Барановича не стало. Похоронили его в черниговском Борисоглебском соборе, слева от иконостаса. Память о нём, как о выдающемся архиепископе, поднявшем из руин Черниговскую епархию и приложившем немало стараний для борьбы с недругами Православия, осталась жива в сердцах верующих. Он не мыслил Украинскую Православную Церковь вне Русской Православной Церкви. И сегодня, когда УПЦ в расколе, личность Лазаря Барановича заставляет истинно православных помнить, что в единстве двух больших православных Церквей (Русской и канонической Украинской) - сила вселенского Православия и Русского мира.___________
Фото - http://www.gorod.cn.ua/news_14551.html; http://www.vidania.ru/icony/icon_pokrov_presvyatoy_bogorodizy.html; http://wmuseum.ru/ukraina/495-muzey-knigi-i-knigopechataniya.html и автор