Зимненская обитель волынского Святогорья

0
673
Время на чтение 8 минут
В этом году исполняется 1025 лет с величайшего для нас исторического и духовного события - Крещения Руси князем Владимиром. За свои деяния и массовое обращение русского народа в православную веру, князь причислен к лику святых как равноапостольный. Процесс приятия христианства был длительным и нелегким. До наших дней сохранилось немного храмов и обителей, возведенных во времена Крещения. Один из таких - Зимненский Святогорский Успенский монастырь, расположенный на Святых холмах над рекой Луга, близ села Зимнее, что в 5 километрах от города Владимир-Волынский Волынской области современной Украины.

* * *

«Крестя всю Русь - он Зимно не забыл», - пишет самодеятельный современный стихотворец. По преданиям, после присоединения Волыни и Холмщины к Киевской Руси, князь Владимир основал на этих землях город, назвав своим именем, а близ него, на горе, где раньше располагалось древнее языческое капище, заложил в 1001 г. монастырь в честь Успения Богоматери. У основания горы велел построить малый храм в честь Святой Троицы. Возле храма приказал расположить свою зимнюю резиденцию, откуда и произошло название села - Зимнее (Зимно). Успенский монастырь установился как пещерный - внутри горы была обустроена церковь и несколько келий. По истечении лет место прозвали Святой горой.

Волынский князь Всеволод Владимирович, сын князя Владимира, пригласил киевских монахов в церковь Успения Пресвятой Богородицы и укрепил храм деревянными оборонительными стенами со сторожевыми вышками.

 

 

В Зимненской обители

Процветание монастыря началось вместе с развитием города. Место начало притягивать паломников со всех волынских земель, стало важнейшим духовным центром, по значимости не уступая Киево-Печерской обители, с которой волынский Святогорский Успенский монастырь поддерживал тесные связи.

Упоминание о Зимненской обители впервые встречается в «Житии Феодосия Печерского» (XI в.), где рассказано о вынужденной остановке «в монастыре, нарицаемом Святая гора, сущем около града Владимира» игумена Варлаама - сына киевского воеводы Вишаты, возвращавшегося из паломничества в Константинополь. В 1073 г. преподобный скончался от болезней. Его мощи обрели покой в пещерах Святогорского Успенского монастыря, а позже были перевезены в Ближние пещеры Киево-Печерской обители. Среди пещер Зимненского монастыря сохранилась та, где покоились мощи игумена Варлаама Печерского, а у основания горы бьет целебный источник, названный его именем.

 

 

Игумен Варлаам Печерский

В Зимненском монастыре располагалась обитель первого волынского епископа Стефана, основателя Кловского Киевского монастыря, и Амфилохия, одного из уважаемых Печерских старцев. Игуменом обители был также святой Нифонт, ставший впоследствии архиепископом Новгородским. Он известен нам как продолжатель летописи преподобного Нестора Летописца.

В 1213 г. в Успенском монастыре остановился на ночлег и молитву великий князь киевский Даниил Галицкий.

В Ипатьевской летописи упомянуто, что в 1223 г. на Волыни «были Владимирские епископы... Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а затем был Василий со Святой горы».

Трудные времена для Зимненской обители настали в январе 1241 г., когда войска хана Батыя, внука Чингисхана, захватили Волынские земли. Расцвет обители пресекся, но в Святогорских пещерах Волыни монашеский подвиг продолжался.

Упоминание о монастыре встречается под 1458 г. в дарственной грамоте князя Свидригайла.

Второй расцвет Святогорского волынского монастыря начался в 1491 г., когда на Святой горе развернулось строительство каменного Успенского собора. Средства на монастырь жертвовали многие представители знати: Четвертинские, Вишневецкие, Корецкие, Радзивиллы, Сангушко. Строительство храма было завершено в 1495 г. Под началом князя Михаила Федоровича Чарторыйского, который еще долго покровительствовал храму и обители. Его сын Александр порой отбирал имущество у монастыря, но все же в 1566 г. отлил для монастыря 45-пудовый колокол с барельефом Богоматери и Воскресением Христовым. Колокол сохранился до наших дней.

 

 

Вид на Зимненскую обитель

В 1682 г. территория обители перешла к греко-католикам, и большая часть православных монахов перебралась в Киев, забрав все документы и дарственные на землю. Без собственной земли монастырь вскоре пришел в упадок, не изменили ситуацию и пожертвования. Вскоре обитель пришлось закрыть. В 1724 г. село Зимнее купил католик Михаил Чацкий, разграбил богатства монастыря, вынес некоторые святыни, книги и колокола, оставив только два. Как гласит легенда, Чацкий стал перед иконой Божьей Матери, что была в монастыре с самого его основания, и воскликнул: «Ну что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» Дерзкий человек тут же ослеп, а через три года умер. Рассказывают, что все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до собственной кончины.

В 1795 г. Волынские земли вошли во владения Российской империи, в Зимненском храме вновь начались православные богослужения. Храм был отреставрирован лишь к 1862 г. Указом от 28 февраля 1893 г. Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь был восстановлен в качестве женской обители. В храме появилась икона равноапостольной княгини Ольги.

В 1906 г. монах Афонской горы Афанасий передал Зимненскому монастырю икону великомученика Пантелеимона.

В период Первой мировой войны Зимненский Успенский храм был сильно поврежден. В 1939 г. его закрыли. На территории с. Зимнее расположилась воинская часть. В период Великой Отечественной войны сюда снова вернулись монахини, но были изгнаны в 1946 г. Территория монастыря была отдана тракторной бригаде колхоза им. Н. Ф. Ватутина. Но для прихожан каменный храм продолжал работать.  

В 1975 г. началась реставрация Зимненской обители (как памятника истории и архитектуры). Реставрационные работы были окончены в 1991 г. При активном участии прибывших в обитель монахинь. Женский монастырь возобновил работу лишь в 1994 г.

* * *

Самой главной святыней Успенского монастыря долгое время являлась икона Богоматери «Зимненская». Как гласит легенда, во время взятия Херсонеса в 987 г. князь Владимир лишился зрения. В следующем году супруга князя Анна по благословению Константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга повезла икону в Киев. Князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное свечение от иконы. Князь прозрел, а образ был подарен Зимненской обители.

Ниже мы видим современную монастырскую настенную роспись с изображением истории Зимненской чудотворной иконы. Слева - патриарх Константинопольский благословляет иконой Богородицы святого князя Владимира на брак с царевной Анной. Справа - святой князь Владимир передает икону монахам Зимненского монастыря.

 

 

Дореволюционный православный писатель Е. Поселянин в своей известной книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» рассказал: «На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой».

 

 

Икона Божией Матери «Зимненская»

 

 

Этот образ прославлен как чудотворный - от него известно множество случаев исцеления.

Во время Первой мировой войны зимненская игуменья Мария вместе с келейницей и благочинной вывезла икону в Житомир. В 1966 г. монахиня дореволюционной Зимненской обители старица Иулиания, одна из трех оставшихся в живых спасительниц, передала чудотворный образ в Корецкий монастырь. 

По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира трудами игуменьи Стефаны и благочинной монахини Николаи в 1995 г. Зимненская икона вернулась в родные стены крестным ходом. Вот и современное чудо: во время крестного хода с иконой исцелилась от слепоты жительница с. Зимнее. Накануне прибытия иконы в Зимнее паломники видели в полночь в монастыре огненный столб над церковью Святой Троицы и слышали из храма пение «Херувимской». Решив, что в церкви совершается служба, они пошли туда, но оказалось, что храм закрыт.

Почитается икона 24 сентября по новому стилю. В этот день в монастырь съезжаются паломники и идут крестным ходом. В честь Зимненской Богородичной иконы Национальный банк Украины в 2010 г. выпустил юбилейную коллекционную монету номиналом 20 грн.

А прежде, в 1999 г., была выпущена красивая почтовая марка почты Украины.

 

 

Марка-блок в честь Зимненской Богородичной иконы

«Радуйся, куще, Зимно преобразившая!» - поется в акафисте этой чудотворной иконе.

Также монастырь обогатился искусным списком иконы Вышгородской богоматери и частицей мощей святого Николая Чудотворца.

* * *

В 2001 г. монастырь отпраздновал тысячелетие (!). На празднование приехали тысячи православных Украины, Беларуси и России. В северо-восточном углу обители был установлен памятник равноапостольному князю Владимиру.

 

 

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру в Зимненской обители

Ныне в монастыре обитает более 40 монахинь и послушниц. Работают золототканая мастерская и пекарня, есть собственный хлев и действующий фруктовый сад. Это позволяет монастырю помогать нуждающимся - нищим, малоимущим пенсионерам, многодетным семействам. Обитель привечает и воспитывает детей из неблагополучных семей и сирот. В Зимненском монастыре открыты офтальмологический кабинет и летний оздоровительный детский лагерь.

В августе 2009 г. Зимненскую обитель  посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на восьмой день своего пастырского и паломнического визита на Украину. У святых врат монастыря под звуки духового оркестра Святейшего Владыку встречали Блаженнейший Митрополит Владимир, иерархи и клирики Украинской Православной Церкви, игумения Стефана (Бандура) с насельницами, местные жители и паломники, представители власти. Игумения Стефана, приветствуя Предстоятеля, огласила адрес от сестер обители и преподнесла в дар Святейшему Владыке список чудотворного Зимненского образа Пресвятой Богородицы. В ответном слове Его Святейшество отметил, что со времени избрания на Патриарший престол он всем сердцем стремился приехать на Украину и побывать в Зимненском монастыре. Святейший Владыка подошел к людям, собравшимся в этот день в обители, пообщался с ними и благословил. Верующие, приветствуя Предстоятеля Русской Церкви, громко восклицали: «Кирилл - наш Патриарх», пели ему многолетие.

 

 

Патриарх Кирилл в Зимненском монастыре. 5 августа  2009 г.

В нынешнем нерядовом году на Рождественской службе в Зимненском монастыре побывал президент Украины В. Янукович. Литургию проводил архиепископ Бориспольский Антоний.

 

 

В. Янукович на Рождественской службе в Зимненской обители. 2013 г.

В память о пребывании в монастыре управляющий делами УПЦ архиепископ Бориспольский Антоний и игуменья Стефана подарили президенту Зимненскую икону Божьей матери. В. Янукович подарил обители церковные обрядовые принадлежности, осмотрел монастырь и посетил пещеру преподобного Варлаама и храм святой Иулиании княгини Ольшанской. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры. 

«Сейчас пришла наша очередь - и мы с вами должны пройти все испытания, которые нам дает Господь Бог, - сказал президент в своей речи, - и сделать так, чтобы наша жизнь, жизнь наших детей и наших внуков на этой земле улучшилась и чтобы Святой Дух, живущий в Православии, всегда давал нам силы».

 

http://odnarodyna.com.ua/content/zimnenskaya-obitel-volynskogo-svyatogorya

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ангелина Демьянок
Все статьи Ангелина Демьянок
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58