«Один Лука со мною»

0
433
Время на чтение 5 минут

31 октября - память святого апостола Луки. Немало сказано о литературных достоинствах Евангелия от Луки, написанного на самом чистом греческом языке. Мало кого сегодня поставит в недоумение вопрос о том, кто автор «Деяний апостольских» - конечно же, Лука. А вот как получилось, что этот греческий врач, не иудей по происхождению, стал одним из ближайших учеников Христа, посланного прежде всего к иудеям? Да еще и одним из немногих авторов, чьи тексты вошли в состав канонических книг Нового Завета?

-  Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент - в Галатию, Тит - в Далматию. Один Лука со мною.

Так пишет об апостоле Луке апостол Павел во Втором послании к Тимофею. Факт, обращающий на себя внимание: все ушли - и только Лука остался. Свидетельство верности, качества, которое кажется редким и удивительным сегодня и которое, как видно, было таким же нечастым явлением и в первые годы существования Христовой Церкви.

Апостол Лука составил две канонические книги Нового завета - одно из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.  Свидетельствовал о земной жизни Сына Божия и самых первых годах жизни Церкви. Написал первые в истории иконы - Матери Божией, и апостолов Петра и Павла. Был одним из 70-ти ближайших учеников Спасителя и верным спутником апостола Павла во время его миссионерских путешествий.

Эти факты вызывают удивление. Встает вопрос: что же сделал апостол Лука, что удостоился такой награды, такой неповторимой по насыщенности внутренним содержанием  жизни? И в чем сегодня мы можем постараться уподобиться этому человеку?

Думается, не будет ошибкой сказать, что история апостола Луки - история верности и непрестанного стремления быть с Богом.

Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Он не был иудеем, но есть предположения о том, что был знаком с иудейским Законом и обычаями и, возможно, по каким-то причинам даже принял иудаизм. Он был медиком, очень образованным человеком. Но почему-то, услышав о том, что в Галилее проповедует Иисус Христос, оставил Антиохию и приехал туда, чтобы послушать проповедь Спасителя.

Что повлияло на решение антиохийского врача? Почему он решился на переезд, а потом и на полную перемену своей жизни? Об этом Лука не сообщает нам ничего.  Мы видим, что он принял это решение и, один раз решив прийти ко Христу, больше уже не оставляет Его.

Он слушает проповеди Спасителя, становится одним из 70-ти апостолов и вскоре сам начинает проповедовать о наступлении Царствия Божия.

В последние дни земной жизни Спасителя он также пребывает в Иерусалиме. Вероятно, во время распятия Христа он стоит где-то «вдали» и смотрит на происходящее.

Лука не участвует в снятии тела с Креста и погребении Спасителя. Однако почему-то именно Луке (и его спутнику (Клеопе) Спаситель первым является после своего Воскресения. Об этой встрече Лука рассказывает в Евангелии.

После встречи с воскресшим Господом они с Клеопой спешат поделиться радостью о Воскресении с другими учениками Христа, узнают, что Он явился Петру и после видят явившегося в их собрании Спасителя.

Для уверения тех, кто думал, что видит призрак умершего Христа,  Господь показывает язвы от гвоздей на руках и ногах, вкушает пищу и разъясняет то, что о Нет сказано в Священном Писании Ветхого завета.

На этой встрече собраны ближайшие ученики Христа и в их числе - апостол Лука.

После вознесения Господня он немного пребывает в Иерусалиме и возвращается в родную Антиохию.  

По пути он проходит город Севастию, в котором находились нетленные мощи Иоанна Предтечи. Примечательный момент: он не просто покланяется мощам, но берет с собой частицу этой святыни - десную руку, под которою некогда преклонил главу Христос, приемля крещение. Он вообще хотел взять с собой мощи целиком, но севастийцы не захотели расстаться со святыней. Лука же не хотел идти на родину с пустыми руками, вернее даже, он не упустил возможности принести своим соотечественникам бесценную святыню. Он позаботился о них, и дар его был таким, который приобщал, приближал их к Богу.

В Антиохии Лука прожил до того момента, как туда пришел апостол Павел.Встретившись с Павлом, он становится его спутником и сотрудником в деле проповеди.

Вмести они идут в Грецию, а потом Павел оставляет Луку в Македонии, в городе Филиппы, где Лука устраивает Церковь.

Удивительная вещь: апостол Лука, видевший Господа Иисуса Христа во время земной жизни, встретившийся с Ним после Воскресения и слышавший Его проповедь, встретившись с Павлом, становится его помощником и действует как бы находясь у него в послушании. Это тоже пример:  ради устроения Церкви и проповеди апостол Лука как бы забывает о себе, он не стремится быть первым, но избирает такой путь, на котором в согласии с другим таким же верным учеником Христа может принести Церкви наибольшую пользу.

Он несколько лет живет в Македонии, трудится и проповедует. Когда Павел возвращается из своего третьего путешествия и проходит через Филиппы, он дает Луке поручение сходить  в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины, и Лука отправляется в Коринф. Потом они вместе идут  Палестину и по пути снова проповедуют о Христе

В Палестине, в городе Кесария, апостола Павла заключают под стражу, и Лука остается  при нем. Мы снова видим проявление верности: Лука был с Павлом во время проповеди и остается  с ним в заключении.

Когда Павла отправляют на суд кесаря в Рим, Лука едет вместе с ним и, пока апостол Павел пребывает под стражей, вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками Павла проповедует в столице Христа.

Он не оставляет апостола Павла и остается верен Христу, неустанно продолжая дело проповеди.

Проходит два года, Павла освобождают и Лука вместе с ним посещает основанные ранее церкви.

Вскоре император Нерон начинает в Риме лютое гонение на христиан. Апостол Павел возвращается в столицу, чтобы словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он снова оказывается заключен под стражу, и снова Лука, несмотря на опасность, остается с ним.

- Я уже становлюсь жертвою, - пишет апостол Павел своему ученику Тимофею, - и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент - в Галатию, Тит - в Далматию. Один Лука со мною.

Возможно, апостол Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме.

После этого он благовествовал в Италии, Далмации, Галлии, Македонии и соседней с Македонией Ахаии.

Трудно представить, что пережил Лука в Риме, но мы видим, что никакие опасности и вообще ничто не помешало ему продолжать свою проповедь.

В глубокой старости апостол Лука предпринимает путешествие в Египет, потом возвращается в Грецию и продолжает проповедовать, рукополагать священников и диаконов и помогать страждущим.

Апостол Лука прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 84-х лет в Ахайе. Он претерпел мученическую смерть за Христа: за отсутствием креста, был повешен на оливковом дереве.

Тело апостола было погребено в Фивах, - главном городе Беотии, - а потом перенесено в Константинополь.

Название православных христиан - верные, и одна из составляющих богослужения, во время которого совершается проскомидия и Таинство Причастия - приобщения человека к Богу - называется литургией верных. «Верные» - это не просто слово: оно говорит об одном из определяющих качеств православного христианина и в то же время содержит в себе требование жить и поступать соответственно этому качеству.

Жизнь апостола Луки - удивительный пример верности своему служению и Богу.

http://www.taday.ru/text/1274627.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06