В годы Великой Отечественной на фронте борьбы с нацистскими захватчиками в рядах Красной армии сражалось плечом к плечу с мужчинами 800 тысяч советских женщин и девушек, в том числе и совсем молодых, еще школьниц. Зачастую они были санинструкторами. Эта «женская» должность на самом деле требовала далеко не женских выдержки, терпения и сил. Ведь хрупкие девушки должны были под пулями выносить с поля боя раненых солдат.
Поэт-фронтовик Муса Джалиль, погибший в гитлеровских застенках в 1944 году, в память об отважных девушках-санинструкторах писал в стихотворении «Смерть девушки»:
«Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке».
По праву санинструкторы получали высокие государственные награды, наравне с разведчиками, пехотинцами, артиллеристами. Отважные девушки не только помогали раненым. В сложных ситуациях они брали в руки оружие, уничтожали гитлеровцев и вели в бой солдат. Среди санинструкторов на передовой было 40% женщин. Среди 44 медиков - Героев Советского Союза - 17 женщин. По словам замечательной поэтессы Ю. Друниной, которая сама во время войны была санинструктором, «мужчины в окровавленных шинелях на помощь звали девушку»...
Среди прославленных героинь Великой Отечественной войны была и Мария Боровиченко. Появившись в самом начале войны в штабе 5-й воздушно-десантной бригады, Маша сразу завоевала доверие и симпатии бойцов, а впоследствии стала для многих из них ангелом-хранителем. Генерал Родимцев, командовавший той бригадой, после войны написал о санинструкторе повесть «Машенька из Мышеловки», ставшую одним из немногих почти документальных свидетельств подвигов самоотверженной девушки.
Герой Советского Союза гвардии старший сержант Мария Сергеевна Боровиченко
Мышеловка - это крохотный поселок близ Киева, в котором 21 октября 1925 года родилась будущая героиня. Там она и росла - в семье рабочего, в доме № 26 по улице Мышеловской (сейчас улица Квитки-Основьяненко). Машина тетя Евдокия Бурлацкая вспоминала: «После смерти матери Мария росла, училась и воспитывалась у меня. Детей у меня не было, поэтому всю свою ласку и внимание я уделяла ей и воспитывала ее, как родную дочь. Мария любила природу, музыку, пение, танцы и спорт. Была активным участником художественной самодеятельности в школе; мечтала стать педагогом или врачом...»
С 1933 по 1941 годы Маша училась в киевской средней школе № 122. Закончить учебу она не успела - началась война.
Памятная доска на стене киевской школы №122, в которой училась М. Боровиченко. В советское время
Машину родную Мышеловку немцы оккупировали в августе 1941 года. Вместе с дядей она ушла из дому и отправилась к линии фронта. Гвардии генерал-полковник дважды Герой Советского Союза А. И. Родимцев вспоминал: «10 августа 1941 г., в один из самых трудных дней для столицы Украины - города Киева, со стороны противника через линию нашей обороны перешли двое - мужчина и девочка. Я сказал, чтобы их привели на командный пункт. Первой в блиндаж вошла девочка, смуглолицая и черноглазая, в коротком порванном ситцевом платьице, босая. За ней - коренастый, небритый мужчина лет сорока пяти, с густой сединой на висках, в синей косоворотке и тоже босой. Девочка старалась держаться поближе к мужчине и с доверчивостью ребенка смотрела то на меня, то на окружающих офицеров...
Они проявили себя, как настоящие разведчики, и, пробираясь к линии фронта, успевали наблюдать и запоминать: дядя с 15-летней племянницей доставили важные данные о расположении врага в распоряжение командования 5-й воздушно-десантной бригады. Благодаря этой информации наша артиллерия уничтожила многие вражеские орудия и пулеметные точки».
Машенька и ее дядя были зачислены бойцами военно-десантной бригады 11 августа 1941 года. Уже 13 августа, во время боя на территории Киевского сельхозинститута, М. Боровиченко вынесла с поля боя восьмерых раненых и застрелила двоих немцев при спасении комбата Симкина.
А. Родимцев свидетельствовал: «Когда наш первый батальон, которым командовал капитан Симкин, ворвался в здание сельхозинститута и в нем завязалась рукопашная схватка, среди бойцов-десантников оказалась и маленькая смуглая санитарка. Она успела вынести из коридора института трех наших раненых солдат. Удивленный отвагой этой девочки, капитан Симкин приказал ей вернуться в батальонный санитарный пункт. Однако через несколько часов капитан снова увидел санитарку во дворе института: она перевязывала руку нашему пулеметчику и над чем-то смеялась. За поясом у нее торчал трофейный немецкий пистолет. Симкин рассердился: «Как ты посмела не выполнить приказа? Только и недоставало, чтобы дети здесь под огнем бегали. Сейчас же в санитарный пункт!»... А через полчаса капитан Симкин был тяжело ранен. Теряя сознание, он увидел черноглазую девочку с тяжелой санитарной сумкой через плечо, бегущую к нему сквозь дым и пыль боя. По-видимому, фашисты решили захватить командира живым. Трое гитлеровцев одновременно бросились к раненому капитану, но Машенька успела подбежать раньше. Припав на колено, она выхватила пистолет и убила двух фашистов, третий шарахнулся в сторону и залег за кучей щебня. Он вскинул автомат, прицелился, однако дать очередь не успел: кто-то из бойцов метнул гранату, и она грянула взрывом, далеко разбросав щебень».
4 и 5 сентября 1941 года в бою у Конотопа Маша успела не только спасти более 20 бойцов, но и помогла установить пулемет на высоте у реки Сейм, решивший исход боя. Она убедила стрелка поменять месторасположение огневой точки и помогла перетащить пулемет, они вместе вели огонь. Враг не прошел на этом участке. Боевая задача была выполнена.
Летом 1942 года у села Гутрово Мария Боровиченко пошла в разведку вместе с бойцами. Ночью они уничтожили автоколонну противника с горючим для танков и почти весь его гарнизон. Днем, во время боя, Маша пошла в атаку вместе со всеми, убила четырех гитлеровцев и оказала помощь нескольким раненым бойцам. В этом бою было уничтожено более сотни солдат противника, а одна машина с горючим доставлена в расположение наших войск.
В период героической битвы за Сталинград М. С. Боровиченко находилась на передовой в составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии, которой командовал А. И. Родимцев. 14 февраля 1943 года она была награждена медалью «За боевые заслуги».
Разведчица и санитарка Маша Боровиченко близко подружилась со старшим фельдшером санитарной роты 34-го гвардейского стрелкового полка Мишей Кравченко. Впервые они встретились в бою, и с тех пор старались держаться вместе, сражались бок о бок, помогали друг другу и проявляли удивительную отвагу, подвергая себя смертельной опасности. Командир полка дважды представлял их обоих к наградам.
Маша и Миша. Кадр из фильма «Нет неизвестных солдат»
По воспоминаниям А. Родимцева: «В Сталинграде бойцы 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии бесстрашно сражались за каждую площадь и улицу, за каждый квартал и дом, за каждый подвал и этаж. Ранним утром 24 сентября я находился на командном пункте. Грохот танковых пушек, треск автоматов и пулеметов сливались в сплошной прерывистый гул. В воздухе то и дело взвизгивали пули, с коротким, пронзительным звоном рвались мины, и осколки, впиваясь в стены, дробили кирпич. Залегая в бомбовых воронках, укрываясь за грудами щебня и остатками стен, наши автоматчики косили фашистов с расстояния в двадцать - тридцать метров. Близко от меня разорвалась граната, рыжим клубком взлетела глинистая пыль, и, словно из самой пыли, пронизанной коротким блеском огня, вдруг поднялся человек. Машенька бросилась через провал в стене, и только она исчезла, как на том месте, где стояла, грянула взрывом мина. Промедли она лишь несколько секунд, и все было бы кончено. Но она услышала стон раненого и поспешила на помощь. Так иногда случается на войне: человека спасает исполнение долга. А еще через две-три минуты я увидел и Мишу Кравченко. Запыленный, в изорванной шинели, он осторожно нес вместе с Машенькой среди развалин тяжело раненного солдата».
После окончания Сталинградской битвы Маша и Миша решили пожениться. За два дня до уничтожения врагов в городе они отправились в цех завода «Красный Октябрь», чтобы осмотреть раненых по приказу командира медсанроты. Там военфельдшер Михаил Кравченко был убит немецким снайпером на глазах у своей невесты.
Поражает, насколько сильным было в девушке чувство воинского долга. Когда Миша упал, сраженный пулей фашиста, ей хватило выдержки и самообладания, чтобы эффективно ответить врагу двумя гранатами. Она вернулась в цех и молча опустилась перед Мишей на колени.
Летом 1943 года велись ожесточенные бои под Обоянью, где гитлеровские части пытались прорваться к Курску. М. Боровиченко пришла к Курской дуге в звании старшего сержанта. Воинская часть, в которой служила Маша, находилась на самом опасном участке, приходилось постоянно отбивать атаки врага. В составе 32-го Гвардейского артполка 13-й Гвардейской стрелковой дивизии 5-й Гвардейской армии Воронежского фронта Мария Боровиченко продолжала свой ежедневный героический труд под вражескими пулями.
14 июля у деревни Орловка Белгородской области Маша вынесла с поля боя четверых раненых солдат. Спасая пятого - командира взвода лейтенанта П. К. Корниенко, - она успела метнуть гранату в фашистский танк. Тут ее поразил осколок вражеского снаряда, попавший в самое сердце Марии, не дожившей до своего 18-летия чуть более трех месяцев.
Спустя 20 лет после гибели Марии Боровиченко сослуживцы добились награждения и увековечения памяти героини. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Марии Сергеевне Боровиченко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом отвагу и геройство».
И в том же 1965 году на экраны страны вышел фильм «Нет неизвестных солдат», снятый на киностудии имени Довженко режиссером Суламифью Цыбульник. В основу ленты легла повесть генерала Родимцева «Машенька из Мышеловки». Роль Маши исполнила актриса Наталья Рычагова.
Именем Марии Боровиченко названы улицы в Киеве и в городе Ивня Белгородской области. Школа № 122 города Киева, в которой училась героиня, тоже названа ее именем. Во дворе школы установлен памятник-монумент, на фасаде установлена мемориальная доска.
Памятник М. Боровиченко в Киеве