Лунная эпопея по-русски и по-американски

В начале октября этого года мир отмечал 55-летие запуска первого советского искусственного спутника Земли, ознаменовавшего начало космической эры. 4 октября директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый заявил, что в планах российских ученых до 2021 года - создание обитаемых баз на Луне, работа над миссией «Фобос-Грунт» и осуществление совместного российско-европейского проекта «ЭкзоМарс». Выступая в рамках Дня космической науки ИКИ РАН, ученый заявил: «Наши лунные миссии - это своего рода прелюдия к пилотируемым полетам к Луне и созданию на ее поверхности серии астрономических обсерваторий». Первые две посадки на Луну планируется осуществить уже в 2015 и в 2018 годах.

А еще в начале 2006 года глава Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов сообщил, что Россия планирует к 2015 году создать постоянную базу на Луне и с 2020 года начать промышленную добычу изотопа гелий-3 для термоядерной энергетики (по мнению ряда ученых, именно термояд, когда на Земле закончатся нефть и газ, способен предотвратить энергетическую катастрофу). Американская реакция последовала незамедлительно: в том же месяце президент США Дж. Буш выдвинул свой план покорения космоса, предусматривавший «создание поселения на Луне» и «полет на Марс»...

Вскоре после этого, в октябре, глава Федерального космического агентства России (Роскосмос) А.Перминов и администратор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) М.Гриффин (Michael Griffin) в резиденции посла США в РФ подписали соглашение о проведении совместных исследований Луны и Марса. По итогам встречи М.Гриффин «не исключил», что Америка и Россия смогут организовать совместную миссию на Луну, заявив: "Я с нетерпением жду следующего десятилетия, когда мы вернемся на Луну. Думаю, мы увидим, как впервые российские и американские космонавты пройдут по ее пыльным тропинкам".

Сейчас многие уже не помнят, что СССР не только открыл космическую эру в истории человечества, не только отправил в космос первого человека, но и стал первой страной, которой удалось облететь Луну, высадить на ее поверхность аппарат и сфотографировать обратную сторону спутника Земли. В рамках лунной программы СССР еще в 1968-1970 гг. было совершено несколько успешных полетов (с возвращением аппарата на Землю) автоматическими КА «Зонд» (аппараты с порядковыми номерами с 4-го по 8-й, которые являлись беспилотным аналогом советского корабля «Л-1», предназначенного для облета Луны двумя космонавтами). «Зонд-4» (запущен 2 марта 1968 года) совершил полет по траектории, схожей по параметрам с траекторией баллистического облёта Луны (достиг по эллиптической орбите расчетной точки, удаленной от Земли на 330 000 километров), и впервые в мире возвратился на Землю из дальнего космоса. В полёте аппарата «Зонд-5» (15-21 сентября 1968 года) впервые в мире было осуществлено возвращение на Землю со второй космической скоростью космического аппарата с живыми существами на борту (черепахи) после облёта Луны.

Таким образом, до т.н. американской миссии «Apollo-8» СССР уже имел приоритет перед США в возвращении космического аппарата из дальнего космоса на Землю и первым послал живых существ в окололунное космическое пространство. Однако затем «лунная» инициатива была упущена. Причем вызвано это было скорее психологическими, нежели технологическими факторами.

По официальной версии, 20 июля 1969 года в 20.17 по Гринвичу американский корабль «Apollo-11» совершил посадку на поверхность Луны. Спустя 8 часов человек, по словам американских журналистов, «впервые воплотил свою мечту и оказался на другой планете». Американские СМИ продемонстрировали всему миру командира экипажа Нила Армстронга (Neil Armstrong), который, «коснувшись поверхности Луны», сказал вошедшие в историю слова: «Это небольшой шаг для человека, но огромный прыжок для человечества!» (That's one small step for man, one giant leap for mankind).

Руководство Советского Союза просто проигнорировало (то же сделал Китай) высадку американцев, заявив, что это не более чем «хорошо смонтированное кино». Однако дальше развивать эту тему советские пропагандисты не стали. Не стали делать этого и чиновники от космонавтики. Разве что в 2006 году руководитель Роскосмоса А.Перминов, заявивший в интервью газете «Аргументы и факты», что «не сомневается» в «реальности лунных экспедиций», заодно отметил, что часть видеоматериалов «на всякий случай» снималась американцами «в Голливуде».

Несколько лет назад в России увидело свет обстоятельное исследование Ю.Мухина «Лунная афера США». На основе тщательного анализа фото и видеосъёмок того, что считается полётами американцев на Луну, автор доказывал, что все они были сняты на Земле мастерами из Голливуда. По его словам, советское руководство того времени «покрыло» американскую лунную афёру потому, что спецслужбы США шантажировали ЦК КПСС якобы имеющимися у них доказательствами причастности Хрущёва к убийству Сталина в марте 1953 года. Их оглашение в те годы, когда советско-китайские отношения были накалены до предела, в том числе и по причине несогласия Мао Цзэдуна с развенчанием Сталина и его курса в СССР, могло бы привести к непредсказуемым последствиям. (Согласно еще одной точке зрения, руководство СССР «усмотрело в своем отказе от разоблачения американской аферы получение сильного козыря для перманентного политического давления на США»).

За прошедшие с 1969 года почти сорок лет скептиков меньше не стало. Скорее, наоборот. Один из самых скандальных мифов в истории космонавтики не перестает будоражить сознание.

Еще в 2000-е гг. в Интернете были выложены якобы несмонтированные записи «пребывания группы Армстронга на Луне», на которых даже видны члены съемочной группы! В газетах нередкими стали заголовки вроде: «Все их полеты - ловкая, изготовленная в Голливуде мистификация с целью создания США имиджа великого государства...». Около шести лет назад в передаче немецкого телеканала «Бокс» (демонстрировавшего двухчасовой фильм, посвященный «лунной программе» США «Apollo») была представлена вполне убедительная позиция сторонников теории «лунного заговора» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). По данным немецких журналистов, по меньшей мере 20% населения США полагает, что «высадка на Луну» американцев - это голливудская мистификация с политико-идеологической подоплекой. То есть даже в США многие понимают, что полеты «Аполлонов» - это «просто кино».

Несколько лет назад в Америке произошло знаменательное событие. В передаче «Темная сторона Луны» («Dark Side of the Moon»), показанной телеканалом CBC Newsworld, вдова известного голливудского мэтра режиссуры Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick), скончавшегося якобы от сердечного приступа (версия смерти была открыто поставлена под сомнение в американской прессе), поведала необычную историю.

В то время, когда СССР уже вовсю осваивал космос, президент США Ричард Никсон, вдохновленный, по словам вдовы, научно-фантастическим фильмом-эпопеей ее мужа, вошедшим в историю как один из лучших шедевров Голливуда «2001: Космическая Одиссея» (2001: A Space Odyssey, 1968), призвал режиссера вместе с другими голливудскими профессионалами «спасать национальную честь и достоинство США». Что мастера «фабрики грез» и сделали! По версии телеканала CBC Newsworld, во-первых, кадры высадки американских астронавтов на Луну были сфальсифицированы умельцами из Голливуда, во-вторых, решение о фальсификации принималось на самом высоком уровне (лично президентом США).

Интересно, что уже через пару лет, в 1971 году, Кубрик уехал из США в Великобританию и больше в Америке не появлялся. Все его последующие фильмы снимались только в Англии. Долгие годы режиссер вёл затворническую жизнь, явно чего-то всё время опасаясь. По мнению английской газеты «Sun», режиссёр «боялся быть убитым американскими спецслужбами по примеру других участников телеобеспечения лунной аферы США». Его смерть 9 марта 1999 года в английском поместье под Hertfordshire по-прежнему остаётся тайной, волнующей крупнейшие европейские таблоиды.

Режиссёр умер якобы от сердечного приступа в конце монтажного периода своего последнего и самого загадочного фильма «С широко закрытыми глазами» (Eyes wide shut), главные роли в котором сыграли Том Круз и Николь Кидман. Именно Кидман в июле 2002 года в интервью американской «The National Enquirer» прозрачно намекнула, что Кубрик отправился в лучший мир не по своей воле. По словам актрисы, режиссёр звонил ей за 2 часа до официального времени скоропостижной смерти и просил не приезжать в Hertfordshire, где, как он выразился, «всех нас отравят так быстро, что мы не успеем даже чихнуть». По утверждению британских журналистов, сотрудники Агентства национальной безопасности (National security agency) США первый раз пытались убить Кубрика еще в 1979 году.

Возможности «лунного» обмана не исключают не только журналисты и люди, имеющие отношение к «фабрике грез», но и некоторые американские астронавты. Так, Брайн О'Лири (Brian O'Leary) заявил, что «не может дать 100-процентной гарантии, что Нил Армстронг и Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin) действительно побывали на Луне».

Инженер-ракетчик Билл Кейзинг (Вill Kaysing), работавший в Rocketdyne, компании, строившей ракетные двигатели для программы «Apollo», автор книги «Мы никогда не летали на Луну. Американский обман стоимость в 30 миллиардов долларов» («We Never Went to the Moon: America's Thirty Billion Dollar Swindle»), вышедшей в 1974 году и написанной в соавторстве с Randy Reid, также убежден в том, что под видом прямого репортажа о посадке лунного модуля НАСА распространило фальшивку, снятую на Земле. Специалист считает, что для съемок был использован военный полигон в пустыне штата Невада. На снимках, сделанных в различное время советскими разведывательными спутниками, можно отчетливо видеть огромные ангары, а также испещренный кратерами большой участок «лунной поверхности». Именно там и состоялись все «лунные экспедиции», экранизированные голливудскими специалистами. Доказательства же представило само НАСА: анализ сделанных снимков и видеозаписей вызывает многочисленные вопросы, на которые специалисты до сих пор не могут найти ответа.

Напоследок перечислим лишь некоторые из них, самые простые, но тем не менее остающиеся без ответа десятилетиями. Почему на официальной «видеосъемке высадки» имеется множество технических несоответствий: изображение в кадре не дергается, длина тени не совпадает с положением Солнца, на «поверхности Луны» имеется подозрительный след астронавта, будто он ступил ногой в грязь? Почему как-то уж больно подозрительно быстро скончались члены экипажа после посещения спутника Земли? Почему на Луне, не имеющей атмосферы, развевается и полощется, будто овеваемый ветром, американский флаг? Почему тени от астронавтов и находящихся на поверхности камней отбрасываются в разные стороны, что свидетельствует о нескольких источниках света? Почему ракетный двигатель лунного модуля не оставил кратера на поверхности Луны? И, наконец, почему после «высадок», если они имели место, были прекращены все исследования Луны? Почему в США никак не используется ракета «Сатурн», которая могла якобы выводить на околоземную орбиту чуть ли не 150 тонн груза? Почему не строятся на Луне лунные станции? Американцы уверяют, что в 2014 г. они высадятся на Марсе (о чем президент Буш заявил в январе 2006 года), а если действительно на Марсе, а не в Голливуде, то почему они не отрабатывают эти высадки на Луне?