Имена таких известных святынь православия, как Киево-Печерская или Почаевская лавры, а также Ионинский, Выдубицкий, Зверинский, Китаевский пещерные монастыри известны многим людям, даже далеким от церкви и веры, они как говорится, на слуху, в них ездят не только православные паломники, но и люди интересующиеся историей и культурой Руси. Однако, как говорится, монашеские молитвы возносятся ко Господу и в малоизвестных обителях, которые возрождаются или созидаются в наши дни, на наших глазах.
На рубеже степной и лесостепной зон Кировоградчины, в 30 километрах от города с древнегреческим названием Александрия, на берегу реки Ингулец, где берет свое начало и тянется далеко на север Черный Лес, располагается село Диковка. Как рассказал о тех местах один очевидец, «нас поразил своим великолепием сельский пейзаж, который соединил в себе все элементы известных картин художников-пейзажистов: широкая степь, золотисто-зеленые холмы, смотрящие на нас голубыми глазками цикория; узкая извивающаяся дорога и неоднократно описанный писателями "криница-журавель". На мгновение мысль проникает сквозь столетья и напоминает о путешествующих верующих, которые пускались в путь от родного очага, чтобы прикоснуться к святыне, очиститься от греха и получить исцеление».
Диковка сегодня
На одном из диковских холмов стоит величественный храм, ведущий 130-летнюю историю. Это Свято-Богоявленская церковь, построенная сербами. Удивительно? Но под Новую Сербию, имевшую автономный статус, были тогда отведены земли в заднепровских степях - между Днепром и рекой Синюхой.
Архимандрит Мануил (Заднепряный) рассказывает, что сербское войско под командованием полковника Хорвата соорудило в Диковке каменный храм, и уже в 1875 году в нем была отслужена первая Божественная литургия. Спустя десятилетия богослужебной жизни в храме, куда даже с приходом советской власти не переставали идти верующие для молитвы, в конце 1950-х, церковь была закрыта. По решению местных властей Богоявленский храм побыл недолго зернохранилищем, а потом превратился в стационар районной больницы. Возможно, это и сохранило здание в целости. На месте алтаря тогда располагался физиотерапевтический кабинет, и говорят, намоленность храма помогала творить врачам чудеса. Благо следует усмотреть в том, что храм не был превращен окончательно, например, в овощехранилище или склад запчастей, как бывало в других местах. Хотя в безбожное время здесь были разрушены купол и колокольня, утрачена храмовая планировка.
Решение Кабинета министров от 1993 года о передаче религиозным общинам культовых сооружений ознаменовало новый этап в жизни святыни. Благодаря трудам епархиальных властей и монахини Феофании (Флакеевой) в церкви, возвращенной верующим, начались нелегкие неутомимые труды по возрождению храма. Два года нелегкого труда, непрестанной людской молитвы принесли свои плоды. Храм приобрел первозданный вид, росписи, иконы, церковную утварь.
Диковская обитель сегодня
Мало того, в 1997 году в Диковке решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был учрежден женский Свято-Богоявленский монастырь. В нынешнем году обитель отмечает свое 15-летие.
По земным меркам, особенно если сравнивать со знаменитыми обителями Киевской Руси, конечно, немного. Но - мал золотник, да дорог. И еще: святые молитвы возносятся везде: и в прославленных лаврах, и вот в таких, молодых обителях, возникающих, словно вопреки немолитвенной действительности, разору и хаосу в душах.
Рассказывают, что многое пришлось пережить сестрам обители: препятствия недоброжелателей, хулиганские погромы молодчиков. Но, как говорится, Господь не оставляет своих чад, и насельницы с воодушевлением и радостью обнаруживают свидетельства о чудесах в стенах храма. С 1998 г. до наших дней обновились иконы св. княгини Ольги, святой мученицы Варвары и Крестителя Господнего Иоанна Предтечи.
Икон в монастырском храме много. В одном помещении стены увешаны Богородичными иконами, некоторые написаны насельницами монастыря, а другие переданы монастырю в дар. Есть лик Скоропослушницы, список иконы, привезенной с Афона. Говорят, образ Пресвятой Богородицы в полный рост с Богомладенцем на руках был поврежден острым предметом, но постепенно самовосстанавливается.
Один из диковских паломников обнародовал снимки, на которых видны механические повреждения ткани написанной на холсте иконы; полагают, что эти «раненые» места сращиваются и затягиваются, словно поврежденная кожа человеческого тела.
Самовосстанавливающийся образ Пресвятой Богородицы в полный рост с Богомладенцем на руках
А однажды в обители появилась вроде бы и икона, но на ней почти ничего не было видно - деревянный черный прямоугольник.
Удивительно, спустя какое-то время на ней стал проявляться лик Николая Чудотворца. Сейчас это яркая икона, периодически мироточащая, - на ней, если присмотреться, появляются капли то ли воска, то ли масла. Это икона «Николай Чудотворец, спасающий тонущего патриарха»:
Икона «Николай Чудотворец, спасающий тонущего патриарха»
Еще один образ Пресвятой Богородицы стал кровоточивым.
В обитель стекаются паломники, приходят новые послушницы. Усилиями насельниц монастыря отремонтирован храм, построены трапезный и сестринский корпус. Появляются хозяйственные постройки.
Сейчас в монастыре подвизаются 16 монахинь и 10 послушниц. Открыта и действует школа, где учатся по дистанционной форме обучения 7 девочек, а преподают там сестры монастыря. Экзамены сдаются в школе экстерном.
Это семейный монастырь - единственный в Кировоградской области (в дореволюционное время Елисаветградская губерния) и на Украине; здесь вместе с сестрами-монахинями живут и их дочери, внучки, племянницы; сюда пришли служить Богу сестры из разных уголков Украины. Но в монашество женщины могут здесь обратиться лишь когда их дети достигнут 18-летнего возраста. Иногда период послушания затягивается на десятилетие.
Инокини встают очень рано, но и паломники прибывают в Диковку тоже спозаранку - группами или поодиночке. Летом, в каникулярное время, тут немало детей: кроме постоянных маленьких прихожанок, живут и приезжие девочки - родственницы сестер или просто те, кого родители отправляют отведать на каникулах монашеской жизни. Одним из детских послушаний является непрерывное чтение молитв.
Обитель обрабатывает 9 гектаров земли, имеется тут и парк сельскохозяйственной техники, коровы, лошади и другие домашние животные.
Игуменья Феофания на хозяйственном дворе
Когда-то, в мирской жизни, настоятельницу Феофанию, уроженку города Александрия Кировоградской области, звали Юлией, она с любовью и интересом работала в детском саду музыкальным руководителем. Жизнь так и текла бы дальше, если бы не болезнь матери. Врачи диагностировали практически неизлечимое заболевание головного мозга, но по молитвам семьи женщина была исцелена. А вот муж Юлии скончался от тяжелой болезни, когда ей было всего 26 лет. «Я после этого поехала по святым местам. Была в Ярославле, Владимире, Пскове, под Ригой, - вспоминала матушка Феофания. - В одном из прибалтийских монастырей я и почувствовала свое предназначение. Мне просто захотелось там остаться навсегда. Спокойная монашеская жизнь показалась мне выходом из того ужасного душевного состояния, в котором я несколько месяцев находилась. Как вам рассказать - это как будто бы ты умер при жизни, а потом воскрес». Но надолго Юлия «осела» лишь в Ярославской области. Ей было 35 лет, когда для Диковской обители потребовалась настоятельница. Так инокиня монастыря России Юлия вернулась в Малороссию, на Кировоградщину.
Матушка Феофания сетует, что мало кто из местных жителей посещает храм. Приход состоит в основном их приезжих людей, которые после создания монастыря поселились в Диковке. 25 соседних домиков заняты православными семьями из Одессы, Киева, Кировограда. Они десяток лет назад понадеялись, что выживут в селе, но сейчас понимают - это сложно. Ведь помимо духовной пищи надо еще чем-то кормить детей, а работы в деревне, равно как и в райцентре, нет.
Выживает монастырь благодаря спонсорской помощи сострадательных кировоградцев. Кто углем поможет, кто продуктами, кто стройматериалами.
Примечательно, что практически все сестры монастыря имеют высшее образование. Есть учителя, врачи. Профессиональные навыки применяют и в монастыре. В основном это жительницы городов. Но работают наравне со всеми: готовят, убирают, сеют, косят, строят и молятся.
В монастыре нет радио и телевизора. Сестры смотрят DVD-фильмы о святых местах. Детям тут иногда показывают мультфильмы, но не всякие: диски матушка игуменья покупает в Киево-Печерской лавре.
Престольный праздник здесь, понятно, Крещение-Богоявление. И, как и по всей земле и над всеми водами, в этот день звучит: «Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Богоявленская Диковская обитель летом утопает в зелени, буйстве красок, запахов и звуков. Одно из ярких впечатлений паломников - пышные яркие со всех сторон цветы и полифония птичьего хора. Поначалу кажется, что где-то неподалеку находится вольер с певчими птицами. Но нет - просто на территории монастыря прижились лесные птахи, которые перестали бояться людей. Сегодня, после полутора десятилетий непрестанных трудов, игумения Феофания и сама удивляется достигнутому: «С Божьей помощью обжились, обустроились. Я однажды стала посреди двора: цветы благоухают, птицы поют, солнце светит. Подумала, что как в раю. А потом задумалась: а какой же тогда рай?»
И ожила, расцвела обитель...