Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Дороже святой веры ничего нет для нас на земле»

Виталий  Топчий, Фонд "Русское единство"

27.08.2012

post thumbnail

...В Свято-Троицком соборе ранним утром свершалось моление. На правом клиросе пели студенты епархиальной духовной семинарии. Перед иконостасом возле открытой раки священник речитативом читал кондаки и икосы. Глухому голосу иерея смиренно внимали верующие, читался акафист святителю архиепископу Черниговскому Филарету Гумилевскому.

Среди всех архиепископов Черниговской епархии XIX ст. Филарет Гумилевский выделялся своей учёностью. Православному свету он знаком, прежде всего, как автор «Истории Русской Православной Церкви». О ней высоко отзывались современники, а энциклопедисты Брокгауз и Ефрон сравнивали её с «Историей Государства Российского» Н. Карамзина.

Как выдающегося учёного, автора многих научных работ по церковной тематике, его избрали своим действительным членом Императорское Общество Истории и Древностей Российских, Императорское Русское Археологическое и Географическое Общество. Он являлся почётным членом Копенгагенского общества Древностей, Московского и Харьковского университетов, Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. А Киевская духовная академия, почётным членом которой он тоже являлся, пожаловала ему степень доктора богословия. Своими капитальными трудами по истории Церкви, которые и в настоящее время являются актуальными, он показал, что российские богословы занимают достойное место среди европейских теологов.

Однако Филарет Гумилевский не разграничивал научную деятельность и служение Церкви Христовой. Провидению было угодно, чтобы он окормлял Рижскую, Харьковскую и Черниговскую епархии, при нём свет православной веры возгорелся в них с новой силой.

Родился будущий светоч Православия в Шацком уезде Тамбовской губернии (теперь Шацк - город Рязанской области), в деревне Лесное-Конобеево. Случилось столь знаменательное событие в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского 23 октября (ст. ст.) 1805 г. В этот день переполошил всё село колокольным трезвоном и заполошными криками юродивый Алексей. Он вещал, что родился великий человек, которому суждено прославиться на всю Русь. Однако сельчане не вняли его пророчеству и с досады, что зря потревожил, побили блаженного.

В крещении новорожденного назвали Дмитрием, в память святого великомученика Димитрия Солунского. Мальчик рано стал посещать церковные службы, которые отправлял в сельской церкви его отец, и, обладая хорошей памятью, выучил их назубок. А как-то со своей набожной тёткой посетил Саровскую пустынь и встретился со старцем Серафимом (Саровским), который благословил юнца и предрёк ему большое будущее.

В семь лет родители отправили сына в Вышинский монастырь, находящийся в 25 километрах от Шацка. Два года строгой монастырской жизни в постоянном молитвенном бдении и неуклонных постах привили юной душе смирение, породили любовь к отшельничеству. Юный Дмитрий уверовал в уготованную ему Вышним стезю и решил связать свою жизнь с Церковью. Получив родительское благословение, он поступает в Шацкое духовное училище, потом продолжает духовное образование в Тамбовской семинарии.

Над небольшого росточка семинаристом подтрунивали однокашники и в шутку называли его Гумилевским, что в переводе с латинского значит «низкий», «незнатный». Видимо, незлобивому нравом отроку оно пришлось по душе, потому что впоследствии заменило фамилию. Откуда насмешникам было знать, что со временем из этого паренька из глухой тамбовской деревни вырастет великий муж, который своими учёными трудами и неустанным молением во славу Божью прославит Русскую Православную Церковь.

Он не мыслит своей жизни вне Церкви Христовой, желает досконально знать её историю, воззрения её учителей и святых отцов. Поэтому после семинарии поступает в Московскую духовную академию, которую оканчивает весьма успешно (вторым в выпуске), получает степень магистра богословских наук и остаётся преподавателем церковной истории. Затем переходит на кафедру Святого Писания и преподаёт богословие - комплекс дисциплин, связанных с учением о Боге.

Строгий, аскетический дух христианских отшельников глубоко проникает в душу Дмитрия. На последнем курсе академии он решается стать монахом. Торжественный обряд пострижения совершает митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) и даёт новообращенному иноку имя в честь праведного Филарета Милостивого, которое носил сам. Праведный Филарет Милостивый жил в Византии в VIII веке и прославился своим нестяжанием.

И уже с этих пор Дмитрий Конобеевский стал величаться Филаретом Гумилевским, под этими именем и фамилией он навсегда вошёл в историю РПЦ. Филаретом Гумилевским его узнали и запомнили верующие епархий, которыми он управлял.

Своей праведной жизнью Филарет снискал уважение среди духовенства, оттого совсем не удивителен стремительный взлёт его церковной карьеры. За несколько лет он проходит путь от простого монаха до архимандрита, становится инспектором, а потом ректором Московской духовной академии (1835). А позже становится ещё и настоятелем московского Богоявленского монастыря. «Между учеными архимандритами первое место занимает ректор академии Филарет, молодой летами, но весьма сведущий, скромный и постник, умевший внушить к себе уважение», - отзывались о нём близко знавшие его люди. Став ректором академии, он затеял выпуск «Творений святых отцов в русском переводе», а также академического журнала «Прибавления к творениям святых отцов». Выдающаяся деятельность Филарета Гумилевского на посту ректора не остаётся незамеченной, за усердную службу его представляют к ордену св. Анны второй степени (1839).

А через два года Филарета Гумилевского возводят в сан епископа и направляют на Рижскую кафедру, одновременно он становится викарием Псковской епархии. Здесь он блестяще проявляет себя как талантливый администратор и проповедник. При нём в Прибалтике во много раз увеличилось число приходов  - с 6 до 98. А благодаря его дару красноречия (он прекрасно владел немецким языком), почти 114 тысяч крестьян перешли из протестантской в православную веру. Об этом сохранилось убедительное свидетельство профессора Дерптского университета М.А. Розберга. «Это зрелище (перехода крестьян в православие. - В.Т.) не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников». Бурно взросшие на прибалтийской земле семена православной веры вызвали неприязнь лютеранского духовенства. И пришлось епископу Филарету ратоборствовать со своими недругами, стойко ограждая православную веру и своих прихожан от недружественных козней и наветов.

Эта неравная борьба послужила причиной его перевода на Харьковскую кафедру (ноябрь 1848). И здесь, благодаря его неустанным заботам, оживает православная жизнь. Учреждается женское епархиальное училище, строится новое помещение духовной семинарии. Признавая заслуги Филарета, Харьковский университет первым в России избирает его своим почётным членом. Здесь же, на Слобожанщине, он получает сан архиепископа (1857).

Последние семь лет своей жизни архиепископ Филарет Гумилевский окормлял Черниговскую епархию (1859-1866). Для древнейшей в Малороссии епархии эта пора стала днями расцвета. На черниговской земле в полной мере раскрылся его дар духовного пастыря, как и управленческий талант. «Нерешённых дел консистории оказалось до 1000. Между тем каждый день поступает до 30-40 просьб. К тому же и делать дела по консистории некому, все люди старые, дряхлые. Коротко сказать: некогда задумываться. Против Харькова втрое дел епархиальных», - пишет архиепископ Филарет своему знакомому. К тому же черниговское духовенство не отличалось благочестивой жизнью. «Сутяжничество, лёгкое отношение к своим обязанностям и слабая забота быть добрым примером для окружающих чуть ли не составляла тогда общую его черту», - свидетельствовал современник.

И владыка Филарет ревностно принялся за преобразования. Позаботился о благосостоянии местной духовной семинарии, которая до этого основательно пришла в упадок как духовно, так и материально. Показателен в этом отношении случай, когда проездом в Чернигове побывал император Александр II с супругой Марией Александровной (1857). Семинаристам по причине бедности их одеяния запретили показываться в городе, чтобы, не дай бог, не попались на глаза августейшим особам.

Первым делом Филарет уволил ректора семинарии, а на его место назначил молодого архимандрита Евгения (Шерешилова). Когда Синод отказался выделить средства на ремонт семинарии, владыка обратился за помощью к духовенству и мирянам. Деньги собрали быстро, на них возвели новый каменный корпус и отреставрировали старые семинарские здания (теперь в бывшей духовной семинарии находится военный госпиталь). За свои деньги владыка перестроил находившуюся при семинарии церковь князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора.

А чтобы учебный процесс в семинарии проходил на должном уровне, владыка привлек к преподаванию лучших учителей, старался улучшить их материальное положение. «Пока не иссякнут средства Черниговской кафедры, отпускать из неокладных сумм ея в пособие наставникам 960 руб. серебром в год, то есть по 80 руб. рублей на каждого». А позже добился разрешения Синода ежегодно отчислять из церковных доходов 4,5% на повышение содержания преподавательского состава. Заботясь о духовном развитии семинаристов, он открыл для них библиотеку, с которой поделился своими сочинениями. И завещал семинарии свою библиотеку, насчитывавшую 1752 тома, которые стоили не менее 6 тыс. рублей - немалую по тем временам сумму.

Для детей духовенства отдалённых районов епархии владыка Филарет открыл духовное училище в Стародубе. Заботясь о женском духовном образовании, на добровольные пожертвования и свои деньги открыл женское епархиальное училище, которое незадолго до революции 1917 года назвали его именем. Радел об укреплении православной веры и распространении грамоты среди своей паствы. Если раньше в епархии действовало всего 20 церковно-приходских школ, в которых обучались дети из небогатых сословий, то при нём их количество увеличилось до 848. Владыка Филарет распорядился закупить буквари на малороссийском наречии и много других книг, чтобы «разослать к благочинным для раздачи лучшим ученикам и ученицам приходских церквей».

Заботясь о духовенстве, владыка Филарет учредил особое попечительство, призванное выплачивать пособия нуждающемуся духовенству, сиротам и вдовам священников. Он также распорядился организовать епархиальную эмеритальную кассу (для начисления дополнительных пенсий вышедшим на покой священнослужителям), открывшуюся уже после его смерти.

Много силы и старания отдал архиепископ Филарет обновлению черниговских соборов, Елецкого и Троице-Ильинского монастырей. Устраивал при монастырях типографии, организовал завод по производству свечей. По праву его детищем считаются «Черниговские Епархиальные Известия», печатавшиеся полвека в губернской типографии.

Однако за своими неустанными повседневными делами владыка не забывал и научную деятельность, он подготовил «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», описал черниговские монастыри и соборы. Здесь нужно заметить, что список научных трудов архиепископа Филарета весьма обширен, по неполным подсчетам он включает более 140 работ. Большинство документов из архива архиепископа было утрачено ещё в конце XIX века. В настоящее время три дела из архива находятся в Национальной библиотеке Украины (НБУ) имени В.И. Вернадского.

Неустанные старания архиепископа Черниговского Филарета Гумилевского не остались втуне. За выдающиеся успехи на ниве духовной он был представлен к ордену святого князя Александра Невского (1866).

Летом того же года южные уезды Черниговской губернии охватила эпидемия холеры. И владыка Филарет, несмотря на отговоры, решается навестить охваченные столь опасным поветрием свои владения, чтобы ободрить упавших духом людей. Пребывая в самом очаге эпидемии, он заразился и слёг, а ранним утром 9 августа преставился. Произошло это печальное для черниговской паствы событие в Конотопе. Повествуют, что после его смерти холера в Черниговской губернии отступила.

Девять дней верующие шли крестным ходом от села к селу, сопровождая траурную колесницу с телом своего архипастыря, и так все 180 вёрст от Конотопа до Чернигова. Погребли Филарета Гумилевского в Черниговском Свято-Троицком соборе, под спудом алтаря в архиерейской усыпальнице.

По завещанию Филарета Гумилевского весь его архив достался местной духовной семинарии, а своё имущество и деньги он завещал Хорошевскому девичьему монастырю, находящемуся недалеко от Харькова (теперь не существует), сиротам Тамбовской семинарии и родственникам. Не забыл он и Харьковское духовно-сиротское училище для девиц: позволил ему издавать свои сочинения и переводы, а полученные за них гонорары использовать на нужды училища. Даже после своей смерти он желал быть достойным своего духовного покровителя Филарета Милостивого, поступавшего в своей жизни так, как проповедовал апостол Павел: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт... ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор 9:6-7).Почти через полтора столетия, 25 октября 2009 г., в черниговском Свято-Троицком кафедральном соборе прошла Божественная литургия, на которой епископа Русской Православной Церкви, архиепископа Черниговского Филарета Гумилевского торжественно прославили в лике святителя. Возглавил её Предстоятель УПЦ МП Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. На службе присутствовали иерархи Украины, Беларуси, России и множество духовенства. При большом стечении верующих архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий огласил решение Синода УПЦ о причислении Филарета Гумилевского к лику местночтимых святых, а епископ Святогорский Арсений зачитал его житие.

И теперь каждое утро по вторникам и пятницам у новой раки святителя, установленной перед иконостасом рядом с правым клиросом, читается в его память акафист.

Днями поминовения святителя Филарета Гумилевского стали 9/22 августа (день кончины) и 12/25 октября (день прославления).

___________

Фото - http://orthodox-church.kiev.ua/page3/news2599.html; http://skysnail.eto-ya.com/2009/06/22/svyato-troickij-sobor-v-chernigove/ и автора

http://rusedin.ru/2012/08/26/dorozhe-svyatoj-very-nichego-net-dlya-nas-na-zemle/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме