Мощи архидиакона Стефана: из Иерусалима в Константинополь

Новости Москвы 
0
487
Время на чтение 6 минут
После убийства архидиакона Стефана, первого человека, который принял смерть за Христа, его мощи хранились в Иерусалиме. Спустя четыре с половиной столетия их перевезли в Константинополь. Сначала в уже построенный храм диакона Лаврентия, после - в храм, посвященный архидиакону Стефану.

Представим себе небольшой храм, восстановленный из руин или новопостроенный. Он создается как бы «с нуля», и появление каждой иконы или святыни, которую удается привезти или которую дарят общине - большое событие, в особенности, если частица отделена от мощей великого или особенно чтимого прихожанами святого. Такое было у нас в храме преподобного Серафима, когда в Дивеево отделили частицу мощей преподобного и передали в дар новому храму. Состояние при этом - радость и праздник.

А теперь представим, насколько грандиозен день, когда общине верующих передают раку с мощами. Вообразить это трудно, лучше один раз пережить. И вот такое событие случилось в V веке в византийской столице Константинополе, когда храму, освященному во имя диакона Лаврентия, передали из Иерусалима мощи первого человека, который был убит за то, что верил во Христа - архидиакона Стефана.

Не было поездов, самолетов, быстроходного морского транспорта. Путь мощей из Иерусалима в Константинополь - целая история, иного-иного дней пути, и его окончание - неизмеримая радость горожан, которые встретились с такой великой святыней. Спустя время в городе построили новый храм, освященный во имя первомученика Стефана, и перенесли мощи туда. Это событие мы и вспоминаем сегодня.

Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим)
Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим)

По сути, праздник этот - местный. Понятно желание жителей Константинополя вспоминать об этом событии, но для чего оно нам, живущим в Москве и других городах, да еще и спустя несколько столетий после того, как Константинополь утратил свое имя и независимость и стал называться Стамбулом?

Наверное, эта дата в церковном календаре может напомнить нам о том, как правильно относиться к мощам, которые по воле Божией остаются нетленными. Это чудо, а мы к нему едва ли не привыкли: попробуйте найти храм, где нет частиц мощей! Но их многочисленность не отменяет того, что это самое настоящее чудо, перед которым остается только замереть, смириться и поблагодарить Бога за то, что можешь его видеть и к нему прикасаться. То, что их много, говорит о том, что самые разные люди смогли как-то пройти путем, о котором говорил Христос, ответить на призыв Бога и стать святыми. Значит, это возможно и нам. И неважно, какая у каждого была жизнь, молилась ли утром и вечером его бабушка, подавая пример христианской жизни, рассказывал ли об архитектуре храмов отец, читала ли Евангелие и жития святых на ночь мама.

У Стефана перед глазами примеров не было. Он родился в семье иудеев, причем за приделами Святой Земли, после Пятидесятницы уверовал во Христа. Он вел себя и жил так, что его считали человеком «изведанным, исполненным Святаго Духа и мудрости». Когда нужно было выбрать нескольких людей, чтобы они помогали апостолам и занимались хозяйственными заботами (приготовлением пищи, закупкой продуктов и так далее), то есть вели бы финансовые дела общины, Стефан был выбран одним из семи мужчин, которым поручили это ответственное дело и сделали первыми в истории Церкви диаконами.

Рукоположение святого Стефана. Витторе Карпаччо, около 1514 г. (Берлинская картинная галерея)
Рукоположение святого Стефана. Витторе Карпаччо, около 1514 г. (Берлинская картинная галерея)

Когда речь идет о деньгах и распределении, ошибиться, поругаться, нажить себе недоброжелателей и впасть в какие-то искушения очень просто. И вот Стефану удавалось сохранить на этой службе внутренний мир и равновесие, не увлечься суетой и всегда помнить о главном.

«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе», - пишет о нем апостол Лука в книге Деяний апостольских. Это свидетельство стоит дорогого.

Некоторые иудеи решили затеять со Стефаном богословский спор, но, по словам апостола Луки, «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». У Стефана была вернейшая точка опоры в жизни - Бог, поэтому он был непоколебим.

Такая стойкость была не по душе его оппонентам, и они не нашли ничего лучше, как подговорить людей оклеветать уважаемого в городе христианина и сказать, что он говорил хулу на Моисея. Стефана схватили и повели в синедрион, поставили перед судьями, «и все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Стефан стал говорить им о Моисее, Торе, предании, об истории еврейского народа (к которому и сам был причастен), но смысл его слов не был для них главным.

- Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы, - цитировал он им книгу пророка Даниила. - Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

Стефан говорил правду, в каком-то смысле он говорил и о себе, потому что был евреем,  и его предки также были причастны ко всем этим беззакониям. Он не сказал ничего, чего бы не знали сами его оппоненты и что не было бы правдой, но правда оказалась слишком горькой. Вместо того, чтобы признать ошибочность пути, спросить, что же делать, у человека с лицом, подобным лику Ангела, «они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами».

Он увидел открытое небо и сказал:

- Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

Но для них это было невыносимо, его не хотели слушать и повели за город, чтобы забить камнями.

Побиение Стефана камнями. Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда
Побиение Стефана камнями. Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Пока в него кидали большие камни, он молился Богу. А когда забили почти до смерти, нашел в себе силы, чтобы встать на колени и помолиться в последний раз:

- Господи! не вмени им греха сего.

Сказав это, он умер.

Неподалеку от убийц стоял молодой человек, из лучших учеников легендарного раввина Гамалиила. Он не бросал камни, но следил, чтобы не украли одежду убийц. Его звали Савл, а через несколько лет его окрестят именем Павел и он станет одним из величайших проповедников Христа, за которого у него на глазах умер 34-летний Стефан. Удивительная встреча. Кто знает, не вдохновлял ли впоследствии апостола Павла пример молодого христианина, который остался верен Христу перед лицом невыносимой боли от ударов камнями и страшной смерти.

По преданию, учитель Савла, Гамалиил, пришел на место убийства со своим сыном уже после смерти Стефана. Они взяли тело убитого, которое было оставлено на съедение животным, и похоронили в своем имении.

Святые Гамалиил и Никодим (который ночью приходил беседовать со Христом) оплакивают святого Стефана. Школа Карло Сарацени, около 1615 г. (Музей изящных искусств, Бостон).
Святые Гамалиил и Никодим (который ночью приходил беседовать со Христом) оплакивают святого Стефана. Школа Карло Сарацени, около 1615 г.
(Музей изящных искусств, Бостон).

Гамалиил и его сын Авив стали христианами и приняли Крещение. Их попечением мощи первомученика Стефана были сохранены.

Сегодня десница архидиакона Стефана хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры.

http://www.taday.ru/text/1760613.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06