Однако есть кое-что, что роднит этих невыдуманных, вполне реальных персонажей: по свидетельству соседей, коллег, знакомых они оба были вменяемыми, адекватными людьми, спокойными и даже умеющими сопереживать чужой беде. Значит, массовое убийство в их случае - это точно не паранойя и не психический диагноз. С медицинской точки зрения эти люди абсолютно здоровы. И именно в качестве психически здоровых людей они решились открыть огонь по своим соотечественникам...
Но если это не безумие, тогда что? Почему с завидной периодичностью в течение последних десятилетий мы слышим новости о массовых расстрелах, которые происходят в цивилизованных, по всем меркам, странах? Казалось бы, уровень жизни там должен нивелировать низменные страсти, стимулируя к самосовершенствованию. Но нет - адскую жестокость можно нынче встретить в любой точке земного шара, в любой стране, в любом племени.
«Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил...» - эти слова Достоевского, вложенные в уста Мити Карамазова, звучат сегодня как никогда актуально. Да, видимо, человек действительно способен чересчур на многое - и на прекрасное, и на безобразное. Вот только последнее проявляется грандиознее. Чудовищнее и нагляднее. Выпуклее, что ли... В чем причина того, что в современном мире человек все чаще проявляет свою черную, джокерскую сторону? И в силах ли мы этому помешать?
Наталия ВОЛКОВА
«ПРИЧИНА РАССТРЕЛОВ - ПОМРАЧЕНИЕ УМА И УЗОСТЬ ДУШИ»
Далеко не каждый человек Достоевского «слишком широк». Петр Верховенский, главный герой романа «Бесы», напротив, очень узок. Его главный психологический стержень - это духовная пустота, которую, конечно же, не следует путать с евангельской нищетой духа. И если уж что-то роднит двух современных убийц - норвежского стрелка и американского «джокера» с героями Достоевского, так это не широта сердца, а примитивная узость интеллекта и еще более удручающая узость души, узость чувств, узость мироощущения и самосознания.
Брейвик разглагольствует, «джокер» молчит. Брейвик много и почти убедительно говорит о кризисе мультикультурализма, об опасности утраты европейской аутентичности, о конфликте цивилизаций, то есть обо всем том, что составляет содержание современной политической философии. Что ж, проблема действительно есть. Европа задыхается от иммигрантов, включая выходцев из СНГ и общеевропейских цыган. Но бедность ума, узость кругозора, отсутствие того замечательного качества, которое на русском языке называется великодушием, не позволяет ему ни увидеть свет в конце тоннеля, ни примириться с существующим далеко не трагическим положением вещей, ни компенсировать каким-либо образом собственную удрученность. Результат - помрачение ума, взрыв агрессивности, которую нельзя назвать полностью немотивированной, но которая абсурдна по своей полной бесплодности.
Душевная пустота американского подростка, в которой киногерой становится единственной реальностью, еще более очевидна. «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих» (Пс. 41, 8), - говорил псалмопевец Давид. О чем-то похожем писал в начале 1990-х саратовский поэт Олег Рогов. В одном из его стихотворений мастерски обыгрывается смысл двух английских слов: emptiness и vacancy. Если emptiness - это пустота сама по себе, то vacancy - это пустота, которая является вакансией для чего угодно. Видимо, пустота человеческого сердца - это и есть vacancy, «бездна» царя Давида, которая всегда призывает другую бездну. И эта другая призываемая бездна часто оказывается бездной крайнего эгоизма, бесчувствия, агрессивности.
У художника Гойи сон разума рождал чудовищ. Сон души рождает еще более страшных чудовищ, которые появляются без видимых причин, как самопроизвольные всплески немотивированной злобы. И если физический вакуум рождает виртуальные элементарные частицы, то вакуум духовный способен породить вполне реальный, наполненный агрессивной бессмыслицей ад.
«В силах ли мы этому помешать?» - задается вопросом журналист. В глобальном масштабе, вероятно, нет. Ибо, как писал Баратынский, «век шествует путем своим железным», не обращая внимания ни на какое прекраснодушие. Но в каком-то локальном пространстве, в своей семье, среди друзей, в школьном классе, студенческой аудитории, что называется, в своем кругу, мы все-таки что-то сделать можем. «Стереть случайные черты», раздвинуть сузившиеся стены интереса к жизни, помочь увидеть неочевидное - все это в наших силах.
Преподобный Серафим говорил: «Стяжи в себе дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Хороший совет, но попробуй, стяжи! Но если даже в этом стяжании мы преуспеем не очень сильно, то все равно, пусть не тысячи вокруг нас спасутся, пусть хоть несколько, хоть один человек почувствует красоту смысла Божьего мира, духовно согреется... И тогда, быть может, даже при этом малом успехе одним «джокером» станет меньше...
Протоиерей Михаил ВОРОБЬЕВ
«Виной всему дефицит любви и непомерная гордыня»
В современном мире за многочисленными проблемами многие из нас не успевают подумать о самом важном - о любви. «О чем?» - спросят одни. «Я и так о ней все время думаю», - скажут другие. «Любовь или есть, или ее нет», - парируют третьи. И, тем не менее, я повторюсь: о любви мало кто думает. Ведь если бы в мире любовь проявлялась во всем, то мир был бы идеален. Таким, каким его создал Творец...
Человек исказил этот мир своей нелюбовью. Даже само понятие «любовь» искажено. Если раньше в это слово вкладывали буквально душу, то теперь это термин, обозначающий некоторые отношения между полами. К счастью, не у всех.
Поскольку «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), то, помня о Боге, мы
помним и о том, что Он есть источник любви, а значит, не забываем,
откуда черпать эту самую любовь. «Любовь, - пишет апостол Павел, - не
завидует... не бесчинствует... не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13,
4-5). Полная противоположность любви - ненависть - производное
непомерной гордыни. А, как известно, «главный» гордец - диавол. О нем
Господь сказал, что он «человекоубийца, ...лжец и отец лжи» (Ин. 8,
44-45), и завистью его «вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24).
Возможно, если бы в тех несчастных людях была бы хоть искра любви,
они бы не стали убийцами. Они действительно несчастны, поскольку не
видят в человеке никакой ценности, жизнь для них, быть может, ничего не
значит, раз они ее не ценят ни у других, ни у себя.
Отчего происходит такое? Возможно оттого, что очень уж стало модным
насилие. Его показывают на всех телеканалах, в Интернете, компьютерных
играх. Идея стать сверхчеловеком обуяла многих, и некоторые, находясь в
реальном мире, пытаются играть в виртуальную игру. «Как здорово
наблюдать за паникующими людьми, стреляя в них! Зрелище же! А я тому
виновник!».
Наверное, такое происходит и из-за всеобщей пропаганды
потребительского отношения к жизни. «Бери от жизни всё, ведь ты этого
достоин», - так или иначе эту формулу рекламируют всюду. Это верный
маркетинговый лозунг, который увеличивает товарооборот, множит
благосостояние производителей и распространителей продукции, но вместе с
тем и повышает эгоизм, наталкивает покупателя на мысль о его особом
предназначении в этом мире. А если так, то ему уже всё дозволено, и эта
вседозволенность начинает верховодить, нередко приводя к печальным
итогам.
Этого можно избежать лишь при одном условии - каждый сам захочет
измениться, поймет, что он не пуп земли, а один из множества. Пусть не
каждый научится видеть в Боге Любовь, пусть не все уверуют вообще в Его
существование - дело личное, насилием не поможешь. Но каждый может
услышать тоненький, слабенький голос где-то в глубине сердца, который
зовется совестью. И следуя советам этого голоса, будет поступать не
только во благо своим прихотям.
Священник Анатолий КОНЬКОВ
http://www.vzsar.ru/special/2012/08/02/bolnoi-vopros.html