Не допустить греха против любви

0
105
Время на чтение 5 минут

Наша газета публиковала заметки главного редактора игумена Нектария (Морозова) о том, как говорить с ближними о вере. Мне доводилось слышать мнение некоторых читателей, что эти статьи больше пригодны для «профессиональных» миссионеров. Но ведь каждый человек рано или поздно оказывается в ситуации, когда ему приходится стать немного миссионером. Именно о таком опыте я бы и хотела сейчас рассказать.

Главное - указать человеку направление

Этой весной я ездила к своей очень близкой подруге, с которой мы не виделись несколько лет (она живет в другом городе). О том, что происходило у каждого в жизни, мы знали, но только фактически, а так хотелось поделиться всей полнотой переживаний. Я совсем не собиралась использовать нашу встречу как повод для проповеди, даже не думала ни о чем подобном. Но поскольку моя подруга человек искренне верующий, хоть и не воцерковленный в общепринятом смысле слова, в разговоре мы, так или иначе, касались и веры, и отношений человека с Богом. Катя из той пытливой породы людей, которые, что называется, жадно ищут ответы, постоянно анализируя происходящее вокруг и с ними лично. Что-то Катя усвоила с детства от верующей бабушки и родителей, до чего-то шаг за шагом интуитивно доходит сама, и надо сказать, во многом доходит верно. Но в этих своих размышлениях и попытках понять она, по ее же собственному признанию, часто оказывается в тупике. Может быть, это происходит потому, что ищет только в себе, забывая воспользоваться плодами поисков других людей, теми открытиями, которые уже кем-то сделаны. То есть элементарно взять книгу, благо сейчас в них нет недостатка, и почитать. Или же обратиться с вопросом к близкому воцерковленному человеку, которому она доверяет, если уж по какой-то причине не получается прийти к священнику. А для этого ей нужно почувствовать или, лучше сказать, поверить в авторитет того чужого знания или опыта, к которому она обращается, или хотя бы допустить, что этот опыт верен. Катя, видимо, все-таки допускает и тем самым существенно облегчает мою задачу, когда, обратив ко мне свое обеспокоенное лицо, говорит:

- Когда я вижу, что человек делает зло, но одновременно с этим понимаю, что его поступок обусловлен и мировоззрением, и стремлением к своей выгоде, и тем, что ему легче договориться с совестью, чем менять свою жизнь, я не осуждаю. Но не знаю: я это делаю по любви или из-за человекоугодия, оправдывая грех?

Я призналась, что не смогу ответить на этот вопрос, потому что только она сама способна по-настоящему заглянуть в свое сердце и отличить полутона мотивов и чувств, увидеть, где к хорошему примешивается и дурное. Мне лишь остается подсказать, что способ постепенного обретения такой духовной чуткости - жизнь в Церкви.

- Чем мы ближе к Богу, тем лучше и четче становится наше внутреннее зрение,- говорю я,- а эту близость дает церковная жизнь, другого пути не знаю. Этого нельзя объяснить словами, понять умом, но можно только попробовать и приобрести свой собственный опыт, на котором выстраивать и все дальнейшее движение.

Катя со мной согласилась, ведь еще несколько лет назад она время от времени ходила в храм на богослужения, причащалась.

Однако в продолжение нашей встречи я не всегда оказывалась достаточно внимательной и порой не успевала вовремя остановиться, чтобы не напугать подругу. Катя заводила разговор о том, что пока не могла вместить, а я не успевала быстро сориентироваться. Так, например, когда мы заговорили о верности и любви к Богу, естественно, речь пошла о выборе, который каждый христианин ежеминутно делает в своей жизни, и том, каким должен быть этот выбор независимо от обстоятельств. Вспомнили мучеников, которые между предательством Христа и смертью выбирали последнее, в том числе и для своих детей. В какой-то момент я увидела ужас в глазах Кати:

- Я так не смогу?! Неужели Он потребует? Зачем, зачем Богу это нужно?!

Мне пришлось успокаивать свою впечатлительную подругу, которая сразу честно примерила сказанное на себя. Я говорила, что Господь ничего такого не потребует, что Он вообще никогда не требует того, что мы не можем исполнить, ведь не погибели, а спасения Он для нас хочет; убеждала, что не надо думать о таком подвиге, а стараться научить себя быть верной в малом. Катя вроде бы поверила мне, немного успокоилась, но какое на самом деле действие произвели мои слова - неизвестно. Оттолкнули они или поселили то спасительное внутреннее беспокойство и неудовлетворенность собой, которые заставляют нас менять свою жизнь?

Настоящим открытием, скорее все-таки радостным, чем пугающим, стала для Кати мысль о всеобщем воскресении мертвых. О Страшном Суде она, конечно, слышала, но представление об этом было у нее туманным. Слава Богу, объясняя ей что-то, я сумела вовремя замолчать:

- Кать, вижу, ты не очень понимаешь?!

- Да. Я услышала тебя, но теперь должна подумать... Мне вообще теперь надо о многом подумать...

Не берусь судить, насколько наш с подругой разговор помог ей разобраться в ее недоумениях, я только надеюсь, что он ей не навредил. На мой взгляд, даже если ты чувствуешь, что тебе не хватает знаний грамотно и красиво ответить на вопрос о вере, отвечать все равно надо; надо делиться хотя бы теми знаниями, в которых уверен. И пусть они будут совсем невелики, ведь всегда можно посоветовать какую-то книгу. Главное - указать человеку направление, в котором он может сам двигаться, если захочет. И когда сердце слушающего будет готово, тогда сказанное тобой или прочитанное им самим окажется ему органично, а значит, в сердце же и будет принято - присвоено ему, и даст Бог, воплощено в жизни.

За людьми сплошь надо как за больными ходить

Бывает и так, что о вере мы говорим с ближними, которые уже пришли в Церковь. Мы что-то прочитали, что-то пережили, и считаем полезным поделиться этим друг с другом. Казалось бы, тут уж можно не выбирать выражения, не бояться обидеть или оттолкнуть, ведь мы общаемся на одном языке. Но на самом деле осторожность и деликатность не помешают и в этом случае, потому что очень легко поранить человека. Ведь все мы приходим к Богу из разных обстоятельств жизни, с разным багажом; мы совсем неодинаково трудимся над своей душой, достигаем неодинаковых успехов; по-разному на том или ином этапе оказываемся способны любить Бога и отдавать Ему себя. И не наша забота судить, кто в какой степени преуспел. Конечно, разумно и правильно учиться друг у друга, но стремиться стать учителем, тем более обличителем ошибочно.

Позволю себе в качестве примера привести выдержку из Интернет-переписки двух дружащих между собой прихожанок (с разрешения одной из них). Одна - молодая одинокая женщина с неудавшейся личной судьбой, которая скорбит и по немощи своей даже иногда ропщет на Бога. Другая, намного старше, хоть и была оставлена любимым мужем, но благодарит Гос­пода за то, что этот мужчина был в ее жизни. К тому же он до сих пор старается быть хорошим отцом их детям. «В моей жизни больше ничего не будет...» - говорит первая. И получает в ответ: «Да ты что! А вечности со Христом тебе разве мало?!».

Вроде правильные слова, которые должны были тронуть сердце собеседницы, отчаявшейся найти спутника жизни, измученной неудачами и одиночеством. Однако обстоятельства жизни женщин настолько разные, что получился совершенно противоположный результат. Правильные слова, натолкнувшись на человеческую боль и немощь, были восприняты как укор, а вовсе не как утешение, более того, возмутили и, насколько мне известно, ранили, оттолкнули одну от ценного опыта другой. Действительно ценного, потому что он был выстрадан, вынесен из глубокого раскаяния и сопоставления долгой жизни без Бога и трудного, но светлого пути ко Христу - пути, с которым не сравнится ни радость материнства, ни земная супружеская любовь. Но в данном случае такое неумелое или несвоевременное стремление поделиться своим знанием принесло только вред.

Мне часто приходят на память слова героя романа Достоевского Алеши Карамазова: «За людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах...». И если мы это еще помним в отношении своих невоцерковленных ближних, то в отношении единоверцев забываем, что, пожалуй, грех против любви.

Инна Стромилова

Газета "Православная вера", № 14 (466), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60855&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22