Говорить «нет» с любовью

0
396
Время на чтение 3 минуты

Крещение ребенка Филиппа Киркорова, рожденного суррогатной матерью, вызвало новую волну споров о Таинстве Крещения вообще и о том, как Церкви осуществлять свою миссию в мире. Следовало ли крестить этого младенца? Не следовало ли священникам сказать "нет"? Давайте подумаем об этом.

Виноват ли младенец в грехе родителей? Никоим образом! Делает ли его это в меньшей степени человеческим существом, созданным по образу Божию, искупленным драгоценной Кровью Христовой, призванным к вечному спасению? Нет, не делает. То, что зачатие совершилось греховным, недолжным образом, не отменяет того факта, что зачался человек. Ребенок, зачатый, например, в результате изнасилования, ни в чем не виноват - и он может, разумеется, войти в Церковь.

Дело в другом - Крещение младенцев совершается по вере их родителей и восприемников, когда есть основания полагать, что дети будут воспитаны в Православной вере. Когда церковность родителей более чем сомнительна - крестить детей бессмысленно.

Некоторые полагают, что крестить можно только взрослых людей, принимающих осознанное решение прийти ко Христу. Церковь не принимает такого мнения - потому что она видит себя богочеловеческим организмом, а не клубом, телом, а не просто собранием. Мы не начинаем учить детей родному языку, только когда они достаточно подрастут, чтобы принять решение о том, хотят ли они говорить на этом языке; мы не начинаем кормить их только тогда, когда делаются способны осознанно предпочитать одну пищу другой. Благочестивая семья желает ввести младенца в Церковь как только он рождается - и Церковь с радостью принимает это намерение. Как сказано, например, в деяниях Апостольских об обращении темничного стража " И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его. (Деян.16:33)" Эти "домашние" наверняка включали в себя и маленьких детей - и Крещение, очевидно, было им преподано. Но преподано именно в контексте христианской семьи, когда было ясно, что они получат христианское воспитание.

Точно также государство может принимать в свое гражданство семьи с маленькими детьми, которые не могут пока решать, в гражданстве какой страны они хотят находиться. В этом случае государство принимает их, полагаясь на добрую волю их родителей.

Однако вне этого контекста Крещение младенцев превращается в профанацию - когда у ребенка, увы, нет благочестивого дома, где его воспитают в вере, научат ее языку, будут питать ее пищей, лучше действительно подождать, пока он подрастет. Если Крещение не вводит младенца в Церковь - и ничуть не помогает даже приблизиться к ней - то лучше не совершать его.

Да, в ситуации, когда люди привыкли относиться к Крещению как к милому фольклорному обряду, который не несет с собой никаких обетований и не налагает никаких обязательств, идти наперекор этому обыкновению трудно. Людям бывает трудно объяснить, что смысл Крещения - не в том, чтобы священник пробормотал что-то непонятное, а потом все дружно пошли выпивать и закусывать; священники оказываются в непростой ситуации, когда желательно и людей не обидеть, и хотя бы какое-то внушить представление о смысле Таинства.

Это особенно трудно, когда к этой проблеме добавляется другая - проблема VIPов. У православных людей иногда проявляется желание привлечь людей к Церкви, опираясь на пример знаменитостей - вот смотрите, всем вам знакомый, и многими любимый артист, писатель или музыкант, и он - православный. Не последовать ли вам его примеру?

С одной стороны, это желание понятно - в самом деле, человек, который сочетает мирскую известность с искрением благочестием, мог бы быть свидетелем истины Христовой для тех, кто его знает и готов нему прислушиваться.

С другой - часто интерес самих VIPов к Церкви оказывается поверхностным. Люди, привыкшие находиться в центре внимания, избалованные, капризные и невоздержанные, являют собою весьма трудную паству - если хоть какую-то паству вообще. Разумеется, любой человек из любой социальной группы может искренне и глубоко обратиться к Богу - но VIPу для этого приходится преодолевать некоторые особенные трудности. И миссия Церкви - помочь ему в этом; прежде всего, разъяснить, что все мы приходим к Богу как кающиеся грешники, а не как VIPы, для того, чтобы научиться от нее истинной вере - и, если уж мы в прошлом поступали несообразно Божиим заповедям, мы должны признать это и принести покаяние.

Это может вызвать непонимание, даже негодование и обиду - но миссия Церкви совсем не в том, чтобы угождать потребителю. Миссия Церкви - возвещать слово Божие и вести людей к вечному спасению. Более того, человек может хотеть именно истины - а не обслуживания; чтобы в нем (или в ней) увидели бессмертную душу, спасение которой бесконечно важно, а не средство к чему-то еще. Иногда забота о спасении ближних требует говорить "нет". И тогда нам стоит - мягко и с любовью - именно это и говорить.

http://www.radonezh.ru/analytic/16221.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45