Мать Мария - едва ли не самая необычная монахиня в истории православия. Ее земной путь начался в 1891 году в Риге, а завершился в газовой камере немецкого концлагеря Равенсбрюк в 1945-м. У матери Марии нет могилы, но теперь увековечено место ее рождения - в Риге, на доме, где она появилась на свет, установили памятную доску.
Дом на перепутье
Несмотря на то, что мать Мария прожила всего 54 года, ее жизнь была наполнена столькими событиями, что их могло бы хватить на несколько жизней. Даже перечень скупых биографических сведений создает иллюзию того, что речь идет о нескольких людях.
Лиза Пиленко - дочь заместителя рижского прокурора. Елизавета Кузьмина-Караваева - поэт Серебряного века, первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию, член партии эсеров. Елизавета Скобцова - русская эмигрантка, мать троих детей. Мать Мария - монахиня, основавшая приют для русских Парижа, а потом ставшая членом французского Сопротивления.
Будущая святая прожила в Риге четыре года и родным городом считала Анапу, куда в 1895 году переехала жить ее семья. Тем не менее место рождения оказалось весьма символичным. Во-первых, для ее имени. Елизавета Пиленко родилась на улице Елизаветинской. Именно так называлась тогда по-русски нынешняя улица Элизабетес. Называли улицу в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, а оказалось, что в честь Елизаветы Пиленко. И переименовывать ничего не надо - чудеса да и только.
В своем стихотворении 1914 года молодая поэтесса Кузьмина-Караваева напишет: «Я не хотела перепутья, устала без дорог блуждать». Но «перепутье» было послано свыше - родилась будущая святая в прямом смысле на перепутье: этот самый дом на Элизабетес, 21 является архитектурной доминантой единственного в Риге перекрестка с пятью углами, а детская комната Лизы даже выходила окнами на пятиугольник!
Два года назад в Латвии было создано «Общество матери Марии», которое поставило перед собой две цели: популяризировать имя великой рижанки и установить памятную доску на ее родном доме. Дом располагается в одном из самых фешенебельных районов латвийской столицы. Сегодня в нем - шикарная гостиница. Хозяева проживают в Литве, но сразу же дали разрешение на установку памятной доски, а недавно изъявили желание расположить в холле гостиницы и экспозицию, посвященную матери Марии.
Возвращение в Латвию
Вторая встреча матери Марии с родным городом состоялась только через сорок лет, в 1932-м. Год был переломным в судьбе Елизаветы Юрьевны: она приняла постриг, но решила остаться в миру, основав приют для бедных «Православное дело». Такая социальная работа для православных монахинь была вообще не свойственна, не говоря уж о том, что средств на проект не было никаких, поэтому многие восприняли ее идею как авантюру в чистом виде.
Именно визит в родные края помог принять решение. Спустя четыре месяца после пострига мать Мария совершает поездку по православным монастырям Эстонии и Латвии - бывшим российским губерниям, где в первозданном виде сохранились многие храмы и обители. Поездка оставляет в ее душе горький осадок.
«Никто не чувствует, что мир горит, нет тревоги за судьбы мира. Жизнь размеренна, сопровождается трогательным личным благочестием», - скажет она по возвращении. Ей не нужна была размеренная жизнь, и личное благочестие тоже не было самоцелью. «На последнем Суде меня не спросят о том, как рьяно я придерживалась аскетизма, как много клала поклонов у Престола. Меня спросят, кормила ли я голодных, одевала ли нагих, посещала ли больных и заключенных в тюрьме. Это все, о чем меня спросят», - напишет она позже. Вернувшись же из Прибалтики в Париж, сразу подписывает договор на аренду дома на ул. Вилла де Сакс и открывает общежитие для одиноких женщин.
Балтийский немец Гофман
Русских во Франции насчитывалось тогда более миллиона, и большинство из них жило в нужде. Мать Мария ходила по ночлежкам, трущобам, притонам и психбольницам, чтобы протянуть руку помощи своим соотечественникам. Спустя два года общежитие переезжает на улицу Лурмель, 77 - там обездоленным всегда можно было найти крышу над головой и тарелку горячего супа.
Во Франции до сих пор живы дети эмигрантов первой волны, которые не умерли с голоду благодаря этому супу. Кстати, и они, и те, кто оставил свои воспоминания о матери Марии, рисуют совершенно иной образ, нежели воплотила на экране актриса Людмила Касаткина, сыграв роль матери Марии в одноименном фильме 1982 года. В фильме из матери Марии сделали не святую, а святошу. В жизни она была неизменно веселой, жизнерадостной и эмоциональной. Даже на всех фото она улыбается!
Хотя жила тяжело и на свои плечи взвалила все хлопоты по содержанию приюта: продукты добывала на ночном парижском рынке - торговцы отлично знали «русскую» и оставляли для нее остатки овощей. Сама стояла у плиты, сама мыла полы, сама расписывала домовую церковь и собственноручно вышивала иконы.
В годы войны этот русский дом стал одним из штабов французского Сопротивления, где помогали русским заключенным концлагеря и спасали от гетто парижских евреев, выдавая им поддельные свидетельства о крещении. Формально это было клятвопреступлением, но на Лурмель считали, что Бог не осудит за ложную подпись, а осудит, если они не помогут людям, обреченным на смерть, и будут исполнять преступные законы.
«Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос, - говорила монахиня. - Если бы мы были настоящими христианами, мы бы все надели звезды». Символично, что разгром дома на Лурмель и аресты проводил гестаповец Гофман - балтийский немец, хорошо говоривший по-русски. Именно он вел наблюдение за подозрительным приютом и внедрил туда своего агента, что и решило судьбу матери Марии и ее близких.
Страсти по святой
Она была арестована вместе со своими соратниками по Сопротивлению - сыном Юрием Скобцовым, священником Димитрием Клепининым, Ильей Фондаминским. Все они тоже погибли в концлагерях, сознательно приняв мученическую смерть, и все были канонизированы вместе с матерью Марией в 2004 году Константинопольским патриархатом.
Эту канонизацию Московский патриархат не признал до сих пор. Хотя обычно святые, канонизированные в одной поместной православной церкви, являются святыми всей Церкви. По поводу канонизации этой святой кипят нешуточные страсти. Московская патриархия якобы не согласна с тем, что мать Мария была канонизирована не индивидуально, а в составе группы мучеников.
Бурная личная жизнь матери Марии с двумя замужествами и тремя детьми, ее богемное и революционное прошлое, ее оригинальные взгляды на Церковь и Веру («Православная церковь - это не одинокое стояние перед Богом, а соборность, связывающая всех узами Христовой и взаимной любви», - считала она), ее необычное монашество - все это никак не укладывается в рамки привычного жития святых и тоже вызывает споры и сомнения.
Неслучайно, Латвийская православная церковь, относящаяся к Московской патриархии, дистанцировалась от матери Марии: на письмо общественной рижской организации была получена отписка, торжества по случаю открытия памятной доски были «не замечены», а сама мемориальная доска с изображением православной святой остается неосвященной!
Средства на создание барельефа собирались в виде пожертвований по всей Латвии. Спонсорскую помощь оказала компания «Латвияс газе» и латвийская еврейская община - в знак благодарности матери Марии за то, что она спасала евреев в годы Холокоста. Православная церковь,увы, осталась в стороне.
Наша святая
Открытие памятной доски была приурочено к 80-летию со дня монашеского пострига матери Марии. Постриг произошел 16 марта, но доску открыли на день раньше, поскольку 16 марта в Риге, на родине православной святой, проходит шествие легионеров СС - тех, для борьбы с которыми она не пожалела своей жизни. Еще один узелок на той ниточке, которая связывает мать Марию с родным городом. Еще одно символичное совпадение.
«Верующие хорошо знают, что совпадений не бывает, - считает сопредседатель «Общества матери Марии» Геннадий Котов. - Может быть, именно матери Марии суждено наполнить новым смыслом и 16 марта, раскалывающие народ на два враждебных лагеря, и латышско-русские отношения в целом...»
«Она - не только мощная историческая фигура, но и фигура высокого экуменического звучания, поскольку не делила людей ни по национальности, ни по вероисповеданию», - считает и латышский скульптор Янис Струпулис. Он занимался подготовкой проекта мемориальной доски и так увлекся личностью матери Марии, что перечитал о ее жизни все, что мог найти в библиотеках и Интернете.
Модель барельефа сделал известный латвийский скульптор Геннадий Степанов. Воплощение модели в камне - Виктора Ванюкова. Оба признались, что раньше ничего не знали о матери Марии. Действительно, ее имя еще малознакомо жителям Латвии.
Установка мемориальной доски, памятный вечер, дискуссия в Латвийском университете, в которой участвовали ученые из России и Франции, материалы в СМИ - это только начало к возвращению великой рижанки в свой родной город.
Окончательное возвращение в Ригу состоится, когда ее имя появится в святцах, а икона с ее ликом - в рижских храмах. Только тогда верующие смогут молиться своей святой, как молятся ей в православных храмах Парижа.
__________
Фото - http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=11974 и автора
http://rusedin.ru/2012/04/22/rizhskaya-propiska-dlya-svyatoj-marii/