Живые иконы

0
634
Время на чтение 8 минут
Артемий Маркелов Вятка

Поздравляем старинного друга и автора нашей газеты Артемия Маркелова с защитой кандидатской диссертации на историческом факультете Уральского университета. Тема его работы - «Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII - начала ХХ веков (на примере Вятской епархии)». Об этом мы и побеседовали с автором.

- Артемий, наш читатель знает вас главным образом по статьям в «Вере». Но за минувшие годы у вас вышло несколько книг.

- Назову некоторые из них. В конце 90-х вышла книга «Живые иконы», где мы с известным нашим историком священником отцом Сергием Гомаюновым впервые попытались собрать жизнеописания: как жития вятских святых, так и сведения о непрославленных вятских подвижниках. Следующая книга - «Золотой свет» - была посвящена святыням и праведникам Оричевского района, где я несколько лет работал в районной газете. «Архиерейская дорожка» - архиепископу Ионе Вятскому и Великопермскому, занимавшему эту кафедру в 1675 - 1679 годах.

- Это что, была одна епархия?

- Да, одна.

- А Коми земля в её состав входила?

- Усть-Вымская десятина с центром в Усть-Выме была в составе этой епархии с 1676 по 1686 год. Десятина - это что-то вроде благочиния. Затем Вологде удалось вернуть её обратно.

- Расскажите, что представляла из себя Вятская и Великопермская епархия в XVII веке?

- Тогда на Руси было всего 12 епархий. Владыка Иона прежде был настоятелем Тихвинского монастыря - того самого, знаменитого, а ещё ранее - келарем Калязинского в Тверской епархии. Во время моровой язвы 1654 года Патриарх Никон укрыл в Калязинской обители семью царя Алексея Михайловича с семейством - можно сказать, спас их. По всей видимости, царь остался доволен келарем, организацией дел в монастыре, так как наградил Иону. Тогда же состоялось знакомство будущего архиепископа Ионы с государем. На Вятскую кафедру он вступил уже после того, как Патриарх Никон оказался в опале.

В Вятке ему удалось сделать очень многое. С него у нас началось строительство каменных храмов. При нём был прославлен Трифон Вятский и, судя по всему, блаженный Прокопий. Со святым Трифоном владыка почил в один день - 8 октября. Прежде на Вятке своих святых не было. Быть может, поэтому владыка Иона и добивался присоединения Усть-Вымской десятины, где покоились мощи святых Питирима, Герасима и Ионы Великопермских.

- Что ещё открылось во время исследований?


Икона «Утешение в скорбех и печалех»

- Вот, например, интересный эпизод, связанный с иконой Божией Матери «Утешение в скорбех и печалех». Она была принесена с Афона иеромонахом Паисием, в Слободском от неё получил исцеление немой 18-летний юноша Владимир Неволин. Это вызвало большой общественный подъём. Икона пребывала в Слободском, а потом находилась более полугода в Вятке, от неё было зафиксировано более 40 исцелений. Удалось найти доклад штаб-офицера корпуса жандармов Самойлова, где вполне объективно описываются чудотворения и объясняется, почему Паисий был выдворен за пределы губернии, к большому неудовольствию её жителей. Из церковной периодики того времени понять это решение вятского епископа невозможно. Самойлов же в секретном докладе своему начальству в Петербурге объяснил подоплёку случившегося. Оказалось, что с ноября 1863-го по май следующего года Паисий собрал для Святой Горы от шести до десяти тысяч рублей. Так как они прошли мимо приходских касс, это вызвало недовольство части духовенства. И епископ поддался давлению, о чём впоследствии очень жалел. Это была последняя икона, которая просияла на Вятке в дореволюционное время, получив известность далеко за её пределами.

Нужно понимать (и я постарался прояснить этот момент в своей диссертации), что не было у нас той изумительной атмосферы, как это некоторым представляется. Но в то же время неоправданно говорить о синодальном периоде как о времени застоя. Скажем, активно развивалась приходская сеть. Если прежде расстояния между храмами были по 40-50 километров, то в XIX веке число церквей умножилось в несколько раз. Если в XVII веке у нас, на Вятке, было 14 местночтимых икон, то в начале XX их было уже около 150. В основном это были, конечно, иконы, почитаемые на уровне прихода. Власти даже пытались бороться с умножением их числа.

- Что значит «бороться»?

- Всякая икона достойна почитания. Но иногда почитание раздувалось искусственно.

Скажем, заказывает человек образ на Афоне. Ему делают список, икону торжественным крестным ходом встречают, несут по селу, а потом владелец пишет епископу о неких чудесах. Мол, в таком-то месте икона остановилась, так что не сдвинуть, свечи погасли, и лишь когда сделали то-то и то-то, позволила нести себя дальше. Епископ делает запрос у священника: верно ли это? Тот отвечает: свечи погасли по естественным причинам, остановка в пути чудом не являлась, исцелений не было. И владельцу потом объясняют, что, мол, икону почитай, но ничего не выдумывай, помни о духовной трезвости.

Такое иногда случалось. Но бывало и иначе, когда борьба с суеверием превращалась в борьбу с верой. Особенно характерно это было для XVIII века, например для времён Анны Иоанновны. Тогда все неосвидетельствованные мощи объявили не достойными почитания. По мнению историка А. С. Лаврова, происходившее тогда сопоставимо с тем, что происходило после революции. Действовали подчас жестоко. Архиереи-малороссы, которые занимали в то время большинство епископских кафедр, не всегда понимали и хотели понимать местные обычаи, традиции. Общество в ответ сопротивлялось, как могло. Например, в 1733 году епископ Лаврентий (Горка) запретил Великорецкий ход. Интересно, что тотчас после его смерти приказ Хлыновского архиерея этот ход восстановил; причём не пришлось обращаться в Синод - достаточно было сослаться на императорский указ 1730 года о совершении крестных ходов, которые имеют старинную традицию. Хотя справедливости ради надо сказать, что доводы Лаврентия тоже были отчасти справедливы: его, например, возмутило огромное количество мяса, которое брали с собой в ход. Он писал, что крестный ход - это пост, а не пиршество.

Часто местные власти не спешили исполнять требования центральных. Скажем, в Соликамске, который входил в нашу епархию, была традиция устраивать крестный ход в память о великомученице Екатерине. Епископ Дионисий Вятский решил, что, раз он совпадает по времени с ярмаркой, нужно его запретить. Но соликамцы воспротивились, и ничего с ними поделать не смогли.

Так бывало не всегда. Следуя указаниям из Петербурга, архиерей дважды в год отправлял запрос благочинным, а те - священникам: нет ли суеверий? Проводилось дознание. Мудрый священник внимательно изучал вопрос, думал, о чём писать, о чём нет. А излишне ретивый суеверия видел и там, где их не было. Епископ, нередко скрепя сердце, вынужден был сообщать об этом властям. Тем приходилось отправлять на место священство и солдат, и суеверие искоренялось. При этом иной раз страдали и святыни.

В 20-е годы XVIII столетия была предпринята первая попытка сокращения числа монастырей. Считается, что это началось при Екатерине Великой. На самом деле - почти полувеком раньше. Епископ Алексий (Титов) решил тогда почитаемые иконы из закрытых обителей собрать в Богословском монастыре близ Хлынова. Но, скажем, Раифский образ Богородицы перенести не удалось - не смогли сдвинуть с места.

- Что изменилось в последний период жизни старой России, накануне революции?

- С одной стороны, был большой подъём среди верующих, возобновился процесс канонизаций. На Вятке построили первый храм в честь блаженного Прокопия и Феодоровский храм, где были собраны частицы мощей святых, прославленных при последнем Государе, прошли торжества, посвящённые 300-летию со дня кончины святого Трифона Вятского. Явились люди, подобные святому Стефану (Куртееву), игумении Пульхерии (Сазоновой). И это воодушевление шло не только от простых верующих, но и от власти: умные люди, прежде всего святой Царь, понимали, что революция не за горами, и надеялись активизацией духовной жизни как-то остановить разрушительные процессы. А что может быть сильнее для противопоставления смуте, чем вера и молитвы ко Господу?! С другой стороны, казёнщина никуда не делась, но приобрела какие-то новые формы. Если в XVIII веке могли запретить почитание чудотворного образа, то теперь его старались изъять и поместить в ближайший кафедральный собор. И местами - причём эти случаи наблюдались по всей России! - просто плач стоял: «Верните икону, которой мы молились!» На этой почве было много конфликтов, народ протестовал.

Но всё-таки стало попроще в некоторых отношениях. Скажем, при создании в конце XVIII века Вятской и Слободской епархии к ней присоединили ряд местностей Казанской губернии. Это и Уржум, и Яранск, и другие уезды. При этом часть святынь, чудотворных икон, которые почитали в этих уездах, остались в Казанской губернии. Для того чтобы на несколько дней привезти их, скажем, в Яранск, нужно было обратиться к Вятскому епископу. Тот ставил в известность Синод, то есть писал в Петербург. Затем начинались согласования с вятским и казанскими губернаторами и архиереями. Это была целая эпопея, и если хотя бы один человек в этой цепочке выражал несогласие, она обрывалась. Но на рубеже XIX-XX веков эта практика в некоторых случаях уже не работала. Приходы напрямую обращались в Синод и иногда - подчёркиваю, иногда - получали разрешение напрямую, без утомительных согласований на уровне епископов и губернаторов. Архиереи перестали обращаться в Синод, а в частной переписке они просто безмолвно кричали: «Мы не пастыри, а бюрократы какие-то!» Но жалобами на жизнь, конечно, не ограничивались, старались всё изменить к лучшему.

- Что осталось за пределами диссертации? Скажем, судьба почитаемых икон - хоть что-то о них известно?

- По сей день, повторюсь, большинство из местночтимых образов сокрыты. Быть может, время их возвращения ещё не пришло. Время от времени обнаруживается, что, скажем, в 60-е годы святыню хранил у себя такой-то священник, но что с нею стало потом, неизвестно. Это происходит не впервые. Вспомним тот же образ Михаила Архангела-на-камне, найденный в поле. А сколько других святынь было обретено подобным образом? Они редко исчезают навсегда. Появляются там, где это Богу угодно, и тогда, когда в них возникает особая нужда.

Когда нередко очень жёстко - и справедливо - судят о синодальном периоде, который предшествовал 1917 году, забывают, что именно он подарил нам тот сонм новомучеников, молитвами которых мы живы. Я попробовал подсчитать: не меньше десяти епископов-новомучеников дала Вятская земля. Поэтому нам не стоит отчаиваться и в нынешнее время. Мы видим на старых фотографиях одухотворённые, красивые лица и понимаем, что таких сейчас нет или почти нет. Мы читаем старые письма и сознаём, что так культурно никто больше не пишет. Но Господь неизменен, и поэтому мы живы - по-настоящему живы, а не просто влачим существование. И кто знает, что скажут когда-нибудь о нас?

Моя задача, как историка, не в том, чтобы препарировать прошлое, как лягушку. Изучая историю, мы не только учимся на уроках прошлого, она не только даёт достаточно трезвое понимание того, что легко и просто не было никогда. Благодаря истории есть возможность понять себя сегодняшних, своё место в жизни.

Записал Владимир ГРИГОРЯН

http://www.rusvera.mrezha.ru/656/11.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Григорян
Сошедший в Россию
Об афонском старце, архимандрите Ипполите (Халине), который вернулся на родину отогревать и поднимать людей
27.02.2024
Все статьи Владимир Григорян
Артем Владимирович Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Владимирович Маркелов
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22