Безсмертию причастихомся

0
134
Время на чтение 4 минуты

В третье воскресенье и всю последующую седмицу Великого поста Церковь предлагает нам богослужения, в которых воспевает Крест Господень и полагает его на середине храма для сугубого молитвенного почитания и поклонения. В поучениях Постной Триоди написано, что это делается именно в середине поста для того, чтобы верующие, вспомнив страдания Господа, которые Он понес за грехи всего человечества и за каждого из нас, духовно укрепились в несении постного подвига.

С «поклонной радостью», то есть радостью поклонения, связана для христиан память Честного и Животворящего Креста. Все воскресное богослужение Крестопоклонной недели поста проникнуто благодарностью за эту возможность почтить Орудие Победы Спасителя. Такой благодарностью, от которой, кажется, вот-вот разорвется сердце... Почти 10 лет прошло с моей будто чудом случившейся поездки в Иерусалим. Она была культурологической, а вовсе не паломнической, и даже не предполагала посещение христианских святынь, но упустить такой шанс попасть на Святую Землю я не могла. «Храм Гроба Господня найду и сама, будет же там у меня свободное время»,- рассуждала я. Удар был нанесен сразу по приезде: гид сообщила, что из-за неспокойной обстановки и палестинской угрозы нас будет сопровождать вооруженная охрана, отлучаться от группы строго запрещается, а нарушивших дисциплину будут незамедлительно высылать из страны. Я, конечно, решила, что нарушу дисциплину обязательно, иначе не прощу себе. Только бы побывать на Гробе Господнем, а там пусть депортируют сколько угодно. Но как туда попасть? Надо расспросить того, кто точно не проболтается раньше времени.

- Я с тобой не пойду, но покажу, куда идти,- ответила мне одна из нашей группы.

Кто был в Старом городе Иерусалима, тот знает, как легко там запутаться в череде переплетающихся улочек с сувенирными лавками и выкрикивающими что-то на непонятном языке продавцами.

- Тебе туда,- сказала моя провожатая, указывая на широкую арку в огромной крепостной стене возле знаменитой иудейской святыни Стены Плача. Я все ждала момента, когда можно будет незаметно в нее скользнуть, но группу отводили все дальше и дальше. Наконец, нам дали свободное время для обеда. У меня было только полчаса. Я стремглав бросилась к моей арке. Юркнув туда, увидела несколько расходящихся проулков и тут поняла, что дальнейшей дороги так и не знаю... От волнения не могла вспомнить, как по-английски «Гроб Господень», а попытки описательно объяснить прохожим, куда мне надо, были обречены на провал. Делать нечего - пошла наугад, как подсказывало сердце, и только молилась своему Ангелу Хранителю, чтобы направил. В бесконечных темных лабиринтах древнего города вдруг наткнулась на мою несостоявшуюся провожатую - она в это время торговалась с продавцом-арабом за красочный палантин.

- Куда же мне идти теперь? - спрашиваю.

- Ой, я сейчас уже и сама не соображу. Да найдешь! Узнай у людей...

Пошла дальше, и все молилась. Вдруг в проеме между темными улицами краем глаза выхватила кусок пространства, залитого солнечным светом. Как магнитом меня потянуло туда. Пройдя этот широкий слепой проулок, соединяющий две параллельные улицы, я наткнулась на торговые лотки с иконами и картинами на евангельские сюжеты (позже выяснилось, что я вышла на улицу, которая называется «Дорога скорби» - по ней вели Христа на Голгофу). Один из продавцов, услышав мои бессильные попытки снова спросить что-то по-английски, обратился ко мне:

- Я покажу! Иди сюда, сюда надо.

Мы прошли буквально несколько шагов и, нырнув в какой-то низкий проход между домов, оказались на большой площади перед Храмом Гроба Господня. У меня захватило дух - я просто не могла поверить, что дошла! Дружелюбный араб что-то говорил мне на ломаном русском, вызываясь проводить и к другим христианским святыням, но я уже почти его не слышала. Мы вошли в храм, он сразу показал мне каменную лестницу справа:

- Это Голгофа.

Туда я пошла уже одна. Поднимаясь по высоким ступеням, заметила, как сильно стерт камень...

И вот я стою у большого Распятия, расположенного в центральной части храма,- это то самое место, где стоял Крест Господа, ноги будто слабеют - я кладу земной поклон. О том, что испытываешь там, у подножия Креста, лучше молчать. Сердцу так больно и так сладко от любви Божией, которой здесь все пропитано. И эти чувства рождаются не рассуждением о жертве Христовой, не осознанием ее, потому что в тот момент мысль просто не существует - они рождаются самим дыханием Господней Любви. И потом на Гробе Господнем, припав горячим лбом к камню, на котором покоилось Божественное Тело Спасителя, камню, озаренному светом Воскресения, застываешь в молитвенном воздыхании «Господи! Господи!» - и больше ничего произнести не можешь, а просто распахиваешь сердце перед Богом и принимаешь внутрь небо...

Крест в каком-то смысле стал символом Воскресения, потому что крестная смерть и восстание из мертвых - единое действие нашего спасения. Об этом как раз напоминает Неделя поклонения Кресту: «из негоже прикосновением безсмертию причастихомся»,- воспевает Церковь в каноне на утрени. Из той поездки в Иерусалим нельзя было вернуться прежней, что-то подвинулось во мне уверенно и мощно. Поклонная радость тогда повела меня через трудности первого осознанного Великого поста к несравнимому ни с чем, надмирному Пасхальному ликованию.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59534&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06