itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем человеку христианство

О книге Александра Ткаченко «Слезы, летящие к Небу»

0
385
Время на чтение 4 минуты

«Слезы, летящие к Небу» - так называется новая книга Александра Ткаченко, православного публициста, редактора раздела «Вера» журнала «Фома», автора книги «Бабочка в ладони», которая уже хорошо известна читателям православной литературы.

Новая книга также представляет собой сборник статей, объединенных одним вопросом: зачем современному человеку христианство? Ее можно считать продолжением разговора о самых важных для христианина вещах; простого разговора о предметах сложных, поскольку Александр Ткаченко обладает талантом рассуждать об этих предметах ясно и доступно, но вместе с тем ярко и образно. И что самое главное - интересно.

На первый взгляд книга кажется легкой и какой-то воздушной: сборник небольшого формата (всего около 200 страниц), в полумягкой голубой обложке с разлетаю­щимися по ней белыми парашютиками одуванчиков. Но вопросы, которые ставит автор, вовсе не относятся к разряду легких - не каждый, считающий себя церковным, человек может дать на них внятный ответ и, тем более, изложить точку зрения Церкви в разговоре с людьми, далекими от понимания основ Православного вероучения.

К примеру, что общего у известного еретика Ария со Львом Николаевичем Толстым? Где находится лоно Авраамово? Какие пророчества свидетельствуют о приближении конца света? Что такое догматика и почему она такая сложная? И почему христианство, основанное на проповеди любви и свободы, является одной из самых догматизированных религий?

Рассуждая о догматах и невозможности для человеческого разума понять неизреченное, автор говорит о том, что вера приходит человеку на помощь там, где кончается знание. Поэтому «не стоит смущаться своим непониманием смысла догматов. Они лишь свидетельствуют о тайнах Божественного бытия, но никогда не претендовали даже на попытку их раскрытия». Автор уверен, что «попытавшийся жить по заповедям человек вдруг начинает видеть помощь Бога в самых обычных своих делах, чувствовать, как Бог поддерживает его в трудную минуту, как аккуратно и заботливо участвует Бог в его жизни. И этот опыт дает человеку понимание Бога, не сопоставимое ни с каким знанием догматических тонкостей. Как для засыпающего ребенка мама становится ближе и понятней через простое движение ее руки, лас­ково поправляющей на нем сползшее одеяло».

Размышляя, автор не поучает собеседника, не навязывает свое мнение как единственно верное. Он лишь делится с читателями своими находками,- как археолог, изучающий древности, являет миру результаты своих раскопок. Из сокровищницы духовного наследия, оставленного нам великими богословами, он извлекает те жемчужины, которые помогли ему приблизиться к пониманию сложных предметов. И предлагает читателю сделать то же самое.

В одном из интервью Александр Ткаченко признался: «Я сажусь писать новую статью лишь в том случае, если сам открываю для себя в Церковном Предании неч­то такое, что поразило меня до глубины души, ответило на мучившие меня вопросы, обрадовало, восхитило. По глубокому моему убеждению, писать о Православии следует лишь в том случае, если ты хочешь поделиться с другими людьми этой своей радостью и восхищением».

В числе непростых, но важных тем, волнующих автора, есть и вполне житейские проблемы, вроде взаимоотношений мужчины и женщины. Почему люди ссорятся даже в счастливом браке? Что такое счастье в христианском понимании и есть ли оно в нашей жизни? Что такое развод с точки зрения Церкви и возможно ли восстановление любви?

Автор приглашает читателя избавиться от клише, по-новому взглянуть на привычные вещи и сопоставить факты. Находя поддержку своим открытиям в высказываниях святых отцов и учителей Церкви, он избегает при этом избыточного цитирования. Он рассказывает обо всем так, как рассказывают близким друзьям.

Александр Ткаченко предпринимает попытку христианского прочтения произведений писателей-фантастов братьев Стругацких, творчество которых может показаться далеким от христианства. Вступая в полемику с протодиаконом Андреем Кураевым, автором книги «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», автор размышляет о том, каким должно быть христианское отношение к булгаковскому роману. По мнению автора, хорошая литература всегда ставит перед читателем вопросы, а плохая - навязывает ему готовые ответы. И если в случае с братьями Стругацкими христианский ответ на поставленные ими вопросы вполне возможен, то в случае с «Мастером и Маргаритой» все не так просто...

Одной из самых непростых тем, при обсуждении которой людям церковным и далеким от Церкви бывает совершенно невозможно понять друг друга, является тема смерти, которая «всегда ставит нас в какой-то тупик... потому что покушается на самое дорогое - на единство нашей любви...» Только вера в вечную жизнь, в то, что у Бога все живы, помогает избежать отчаяния. Верующий человек может найти силы для смирения и даже радости - ведь смерть не что иное, как возвращение к своему Небесному Отцу.

Обозначив главную тему книги - зачем современному человеку христианство,- автор размышляет о том, что же означает быть христианином сегодня? В одном из интервью он отвечает на этот вопрос так: «Быть христианином значит сделать заповеди Евангелия главным содержанием своей жизни. Осознанно, без принуждения, сознавая, что это - самый благой путь жизни, прежде всего для тебя самого. Современный человек в этом смысле отличается от людей прошлого лишь тем, что живет сегодня, а не, скажем, в средние века. Если человек вдруг понимает, что ненависть, зависть, гнев, обида - все это разрушает и губит его душу,- какая разница, в какое время это происходит? Если человек пробует бороться с этими разрушительными движениями своего сердца; видит, что не в состоянии с ними справиться, и взывает к Богу о помощи - не все ли равно, какая эпоха на дворе?

Быть христианином во все времена тяжело. Потому что человек болен грехом, расстроившим все его естество и не дающим жить по заповедям, которые являются выражением нормы человеческого бытия. Быть христианином во все времена нетрудно. Потому что Всемогущий Господь всегда рядом и всегда готов подать каждому из нас исцеление наших духовных болячек. Христианин - тот, кто видит, что духовно болен. Христианин - тот, кто понял, к Кому нужно обращаться за исцелением этой болезни. Первое - тягостно, но необходимо. Второе - радостно и утешительно».

Свидетельством о Том, Кто является источником этой радости и утешения, и является новая книга Александра Ткаченко «Слезы, летящие к Небу».

Ольга Новикова

Газета "Православная вера", № 3 (455), январь, 2012 год

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59279&Itemid=10393

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Новикова
«Неужели ты думаешь, что Я брошу вас?»
Протоиерея Алексия Новикова вспоминает супруга
24.09.2018
Светлана Белоногова: «Никак не наиграюсь в куклы!»
Руководитель «Светлицы» - о правильных игрушках, вере и традиции
28.01.2015
Все статьи Ольга Новикова
Последние комментарии