В Краснодарском крае - снег, мороз, сильнейший ветер. В Новороссийске, как сообщили мне друзья, жители этого города, ветер достигал такой силы, что в воздухе стаями летали бездомные собаки. То, что показало телевидение - лишь маленькая часть ужаса, пережитого местными жителями. В одном из телесюжетов меня поразил не размах природного катаклизма, а попытка нашей армии помочь пострадавшим от стихии.
Одним из печальных итогов всех проведенных реформ стало то, что Вооруженные силы просто физически, а зачастую и юридически совершать такие благородные поступки, как помощь гражданскому населению в критических ситуациях, не могут. Армия России сейчас может уничтожать врагов, но никак не спасать своих граждан. В ведении командиров остались пушки-танки и бойцы-штыки, все остальное сокращено, отдано на откуп гражданским фирмам, на так называемый аутсорсинг.
В новостном сюжете, посвященном стихии на Юге нашей страны, показали неровный строй солдатиков и полевые кухни, на которых они будут готовить гречневую кашу с мясом для тех, кто потерял кров или по каким-то причинам не имеет возможности готовить пищу дома. Меня это удивило, поскольку сегодня самих солдат обеспечивают питанием гражданские тети от какой-нибудь фирмы, выигравшей тендер на кормление.
Солдаты-повара с большими черпаками у полевых кухонь - пережиток Советской Армии, о котором надо давно забыть.
По мнению нынешних преобразователей армейского уклада, не боевое это дело, кашу себе варить. Солдат стрелять должен уметь и на перекладине подъем переворотом делать - больше ничего ему не надо. Так что нам показали некую воинскую часть, которая, видимо, воспротивилась решению министра обороны и сохранила не только полевые кухни, но и тех людей при погонах, которые с этой «чудо-техникой» прошлого века еще умеют обращаться. Как бы теперь командира с должности не сняли...
Ситуация сложилась во многом парадоксальная. Советскую Армию ругали, в том числе и доморощенные знатоки, за то, что она была слишком раздута, что готовилась захватить чуть ли не весь мир. По мысли идеологов нового времени, Вооруженные силы современной России должны быть компактными, мобильными, не агрессивными, но боеспособными. С этой целью в распоряжении военных оставили лишь боевую технику, отдав практически все тыловые функции сторонним штатским фирмам и фирмочкам.
Проявилась и еще одна особенность. Если раньше народ и армия были едины в прямом смысле слова, то сейчас исподволь насаждается мысль о кастовости военнослужащих. Контакты людей в погонах и гражданских минобороны в приказном порядке всячески ограничивает. Вот и получилось, что если Советская Армия была в полном смысле слова защитницей народа, то нынешняя стала лишь орудием уничтожения врагов Отечества.
Вернемся к природным стихиям, которые обрушиваются не только на нынешнюю «новую Россию», но и сотрясали некогда «тоталитарный Советский Союз». В нашей истории были страшнейшие землетрясения: Ашхабад - 1948-й, Ташкент - 1966-й, Спитак - 1988-й. И грозная техногенная катастрофа 1986-го в Чернобыле. Кто тогда приходил на помощь людям? Естественно - Вооруженные Силы великого государства. Они имели для этого все необходимые средства, а также моральные установки и юридическое обеспечение. После землетрясений военные не только разбирали завалы и кормили пострадавших. Своевременно оказанной медицинской помощью они спасли тысячи и тысячи жизней.
Чернобыльская катастрофа показала: наша страна имела лучшие в мире войска РХБЗ - радиационной, химической и биологической защиты.
Лишь они смогли локализовать распространение радиационной заразы и затушить ядерный пожар, бушевавший в зоне АЭС. Войска, создававшиеся для действий исключительно во время мировой войны с применением оружия массового поражения, оказались идеально подготовлены для ликвидации последствий самых страшных техногенных катастроф.
Казалось бы, в нынешние времена, когда износ советской технической инфраструктуры достиг критического уровня, этим войскам надо уделять повышенное внимание. Нет же! Специалисты из Генштаба посчитали, что угроза мировой ядерной войны ничтожна. Биологическое оружие у нас и в США уничтожено согласно мировым конвенциям, а химическое активно уничтожается. И сделали вывод: войска РХБЗ России больше не нужны. В отреформированной Российской армии они сокращены до смешных размеров. Как бы плакать сквозь смех всем нам не пришлось: угроза массовых техногенных катастроф нарастает, как снежный ком, а тех, кто мог бы парировать эту беду, фактически и нет.
Русская полевая медицина, особенно хирургия, со времен великого Пирогова, развивалась очень активно, и были основания считать ее едва ли не лучшей в мире. Не столько даже по техническому и медикаментозному оснащению, сколько по профессионализму военно-полевых хирургов. Стоит подчеркнуть, что военные медики никогда не отказывали в помощи гражданскому населению, особенно в отдаленных точках Советского Союза. Естественно, за это их не наказывали. А что сейчас? Штатские топ-менеджеры минобороны решили так оптимизировать военную медицину, что фактически начали ее уничтожение. Можно предположить, что сами реформаторы в военных госпиталях никогда не лечились и лечиться не собираются. В случае чего они улетят куда-нибудь в Швейцарию поправлять подорванное на ниве армейских преобразований здоровье.
Были сокращены до критического минимума офицерские должности во всех госпиталях и медсанбатах. Гражданские ставки в денежном выражении оказались настолько смехотворны, что ни один настоящий специалист работать за такие гроши не станет.
Наконец, военным врачам категорически запретили оказывать помощь тем, кто в настоящий момент не в строю.
Приведу печальный пример из собственной жизни. Мой отец, участник Великой Отечественной, ветеран Вооруженных сил, доживал свой век на территории бывшего военного городка бывшей гвардейской танковой дивизии. Два года назад он тяжко заболел, в субботу потерял сознание, вызвали «скорую». Врачи сказали, что печальный конец неизбежен, везти в больницу смысла нет. В воскресенье, когда отцу стало совсем плохо, я пошел в гарнизонный госпиталь - благо он находился в двух шагах. Объяснил дежурному врачу, что случилось, и попросил дать хоть на пару часов медсестру с капельницей, чтобы хоть как-то облегчить человеческие страдания: дело в том, что у отца на глазах шло обезвоживание организма. Майор медицинской службы развел руками и сказал: все понимаю, но права не имею, пусть даже речь идет о ветеране войны, Вооруженных сил и местной дивизии. А ведь я помню время, когда в этом же гарнизоне врач медсанбата, который стоял на территории жилого городка, без колебаний брал сумку с медикаментами и шел к больному, которому требовалась неотложная помощь.
И вот - нынешняя трагедия, в Красноярской краевой клинической больнице от вирусной пневмонии скончался солдат одной из частей Ракетных войск стратегического назначения, почти два десятка военнослужащих с острой респираторной вирусной инфекцией госпитализированы, трое из них в реанимации, кроме того, в госпитале ракетного соединения в поселке Солнечный Красноярского края находятся 23 военнослужащих с диагнозом «пневмония»... Теперь этим случаем занимаются власти и военная прокуратура, а эксперты горестно напоминают: по официальным данным минобороны, на сегодняшний день на территории 17 регионов страны вообще отсутствуют военно-медицинские учреждения, а в 30 субъектах Федерации воинские части дислоцируются на значительном удалении от них.
Не желающие - по понятным причинам - называть свои фамилии военные врачи сообщают: за два последних года военно-медицинские учреждения в армии и на флоте «в рамках реформ» значительно сократили.
Так что самих наших бойцов надо спасать от черствости и невнимания к защитникам Родины.
http://www.stoletie.ru/vzglyad/kto_zashhitit_zashhitnikov_otechestva_2012-02-13.htm