5 февраля по Новому стилю Русская Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Российских. Мирским людям может показаться странным празднование, когда речь идет о лютой смерти множества невинных людей. Но Церковь видит то, что сокрыто от взора неверующих - мученики победили. Церковь видит в мучениках не только жертв беззакония - но и торжествующих победителей, победителей в битве вселенских масштабов, более великой, чем все битвы в истории. Как говорит Откровение, "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откр.12:10,11)". Писание открывает нам, что мироздание - арена огромного сражения. Это не конфликт, где сила ломит силу - сатана всего лишь творение, в отношении могущества он не соперник Богу. Это битва истины и лжи. Это не схватка за ресурсы или территории - вся вселенная итак принадлежит Богу. Это битва за сердца людей. Это не битва в которой торжествует сила - это битва, в которой торжествует правда.
Русское слово "мученик" передает греческое "мартир", буквально, свидетель, тот, кто засвидетельствовал истину перед лицом воинствующей лжи - лжи идолопоклонства и безбожия. Пропаганда старательно создавала образ "толстого попа", который "живет обманом" и рассказывает трудящимся "сказки о Боге" чтобы безбедно существовать за их счет. Людей уверяли, что "попы и сами в Бога не веруют", и служат исключительно ради каких-то материальных выгод. Вскоре, однако, оказалось, что единственная материальная выгода, которую можно было приобрести за верность Христу и Его Церкви - гонения и лютая смерть. Лишение возможности находить пропитание, что было особенно тяжко для многодетных священников, зверские пытки и убийства, "суды" по фантастическим обвинениям, заключения в лагеря в самых бесчеловечных и мучительных условиях, расстрелы - все это претерпели мученики ради имени Христова.
Да, и сегодня находятся желающие уверять, что "религия - это коммерческий проект". Что же, люди твердо приверженные лжи, будут лгать перед лицом любых фактов. Но подвиг новомучеников делает эту ложь очевидной.
Есть еще одна сегодняшняя ложь, опровергнутая новомучениками - ложь материализма. Такое представления о человеке, согласно которому все, что есть у человека - это краткие годы земной жизни, а все, на что он может надеяться - это те скудные радости и удовольствия, которые можно получить в это время. Нынешняя бесконечная реклама удовольствий, которые можно купить за деньги, лихорадочный поиск того, чем можно было бы развлечься и утешиться - проявление глубокой безнадежности. Все, что есть у тебя впереди - старость и смерть, так что попытайся урвать то, что пока можно. Но мученики - свидетели небесной надежды. Человек, на самом деле, вечен. Те, кто готовы упорно претерпевать лишения, страдания и даже смерть ради Христа, показывают, что есть нечто бесконечно драгоценное и радостное, та многоценная жемчужина, ради которой можно отказаться от всего.
В наше время бывает важно уточнить, что почитание новомучеников - это духовная, а не политическая реальность. Многие люди путают это почитание с чем-то принципиально другим - с использованием памяти жертв исторических трагедий в сегодняшних политических конфликтах. Скорбная память жертв злодеяний ХХ века часто становится предметом манипуляций - и это приводит, с другой стороны, к нежеланию больше слышать о том, что произошло. Но Церковь почитает новомучеников вовсе не затем, чтобы предъявить кому-то претензии, на кого-то напасть, выиграть какие-то очки в пропагандистком состязании. Церковь почитает мучеников времен Нерона не затем, чтобы обличить Нерона или римский империализм вообще. Нерон, конечно, безумный тиран и гонитель Церкви - но цель почитания мучеников той эпохи вовсе не состоит в антинероновской пропаганде. Точно также почитание мучеников времен коммунистической тирании - это не политическая декларация. "Царство Мое не от мира сего (Иоан.18:36)" - говорит Спаситель, и Он создал Церковь не затем, чтобы она поддерживала какую-то из сторон в бесконечных схватках этого мира. Истина, за которую отдали свои жизни мученики - это не политическая, не партийная "правда". Это истина, неподсудная никаким политическим взглядам и убеждениям - напротив, все в мире подсудно ей.
И мученики обращают нас к этой истине - к Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы доверились Ему и покорились Ему.