О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари

0
217
Время на чтение 23 минут

Рождество Христово. Страница из Гелатского Евангелия, XII век.
Рождество Христово. Страница из Гелатского Евангелия, XII век.
Архаические двупеснцы сохранились в древнегрузинском сборнике Иадгари, первая редакция которого (820) отражает иерусалимское богослужение V-VIII веков. В этих двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви. Так, тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане.

О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари

Канон как литургический жанр претерпел в своем развитии ряд стадий. Первая - припевы на Песни трех отроков (однопеснец), вторая - тропари на Песни отроков и Богородицы (двупеснец), следующая - четверопеснец (например четверопеснец в составе канона Великой субботы) и наконец полный девятипесенный канон[1]. Архаические двупеснцы сохранились как в греческом оригинале, так и в древнегрузинском переводе - в архаическом сборнике Иадгари[2], первая редакция которого, возникшая не позднее 820 года, отражает иерусалимское богослужение V-VIII веков[3].

Двупеснцы присутствуют в памятях некоторых святых (святых Давида и Иакова, апостола Иакова, святого Стефана, святого Або - последний явно грузинского происхождения) и в неделю по Рождеству и по Богоявлении (первые семь дней октавы идут двупеснцы, в восьмой - полный канон). Единственное исключение - 28 декабря, память апостолов Петра и Павла, когда стихословился общий канон святым (в память мученика Афиногена) и трипеснец. Каждая песнь насчитывает от трех до пяти тропарей (чаще три). Трудно говорить о наличии определенно выраженных ирмосов, поскольку почти невозможно установить метрическое соответствие между первым тропарем и последующими за ним; содержание большинства первых тропарей относится к празднику, а не к библейским песням, хотя встречаются начальные тропари, основанные на библейских песнях, например на «Благословите» во второй день по Богоявлении:

«Qovelni sakmeni šenni gakeben dauchromelad dabdebelsa gmertsa» - «Вся дела Твоя непрестанно хвалят Содетеля Бога»[4].

Только в одном случае в последних тропарях двупеснца мы встречаем подобие Богородична: «Благословен Христос Спас наш, иже сошед с небес, от Девы безсеменно родися»[5].

Среди последних тропарей чаще встречаются подобия троичнов, например в двупеснце на память Давида и Иакова (26 декабря) последний тропарь на «Благословите» представлен следующим текстом:

«И мы, певцы Троицы, поклоняемся и молитвы Тебе приносим - Духа Святаго вышняя кафолическая Церковь»[6].

Другой пример - последний тропарь на «Благословите» двупеснца второго дня по Богоявлении:

Romeli Mamisa tana da Dzisa tana - Иже со Отцем и Сыном
ididebi Suli Cmidai - прославляется Дух Святый;
da gardamohed Iordaniesa mdinaresa, - и сошествием во Иордан
ganscxaden Samebai Cmidai - яви Святую Троицу,
gakurthevt gigalobt - Ее же благословим,
da amaglebt ukunisamde. - поем и превозносим во веки[7].

Подобия троичнов встречаются не только на «Благословите», но и на «Величит»:

Romeli čventvis gankacen - Нас ради вочеловечившагося,
da natel-ige Iordanesa Ioanesgan, - и крестившагося во Иордане от Иоанна,
gulisxma qav samebisa ert-arsebai. - и давшаго познати единосущие Троицы,
šen gakurthevt, mholodšobilsa gmertsa. - Тя благословим, Единороднаго Бога[8].

Вкратце рассмотрим богословие и поэтику этих двупеснцев в контексте следующих тем:

- тема Церкви и крещения,

- христология,

- тема святости и мученичества.

Экклесиология

Прежде всего, следует отметить то соборное мироощущение, которое присутствует в двупеснцах. Небо и земля, все чины ангелов святых объединяются в прославлении Бога (вернемся к уже цитированной нами строфе в двупеснце на память Давида и Иакова):

«Cata natelni angelozta erni gakeben šen, Upalo» - «В небесах светлые народы ангелов хвалят Тя, Господи»[9].

Особо отметим: ангелы называются «светлыми народами» - natelni erni (возможно, по гречески: φωτεινοὶ или λαμπροὶ λαοὶ) - как бы в подражание единому церковному народу, но множественность наименований, вероятно, связана с идеей небесной иерархии и девяти (или семи) чинов; здесь можно наблюдать определенный параллелизм между «народами ангелов» и «народами человеческими», тем более что «Бог поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор. 32: 8). Для сопоставления с этим тропарем приведем реконструкцию и перевод второго тропаря:

Των προφητον,- Пророков,
ἀποστόλων ὁ δημος - апостолов народ
αἰνουσιν σε Κύριε, - хвалит Тебя, Господи:
εὐλογειτε πάντα τὰ ἒργα Κυριου - «Благословите все дела Господни, Господа».

Приведем также третий тропарь:

Собор святых
и души праведных,
преподобные и смиренные
хвалят Тебя, Господи»[10].

Последний тропарь отчасти является цитатой из Песни трех отроков («Благословите, духи и души праведных и смиренных сердцем, Господа»), но в этих двух тропарях порядок перечисления святых подчинен чину евхаристического поминовения, в котором поминаются вначале праотцы, затем пророки, апостолы, преподобные и праведные. Приведем пример хотя бы из литургии Иоанна Златоустого:

«Ἒτι προσϕέρομέν σοι τὴν λογικὴν ταύτην λατρείαν, ὑπὲρ των ἐν πίστει ἀναπαυσαμένων Προπατόρων, Πατέρων Πατριαρχων, Προφητων, Αποστόλων, Κηρύκων, Εὐαγγελιστων, Μαρτύρων, Ὃμολογητων, Ἐγκρατευομένον καὶ παντὸς πνεύματος δικαίου ἐν πίστει τετελειωμένων»[11].

Подобное следование литургическому порядку поминовения - наглядный пример того, как литургия - Евхаристия - влияет на гимнографию, насколько гимнографические памятники исполнены евхаристического смысла: Церковь в них предстает как единый евхаристический организм, как единство земного и небесного.

В двупеснцах Церковь именуется «вышняя кафолическая Церковь Духа Святаго» («Sulisa Cmidisa zegardamo katolike ekklesia»). Возможно, перед нами следы древней раннехристианской экклесиологии, согласно которой Церковь по своему происхождению духовна и небесна. Этот тип богословия, подразумевающий некое «предсуществование Церкви», присутствует во «Втором послании Климента», в «Пастыре» Ерма и других памятниках.

Вот один из примеров, взятый из «Пастыря» Ерма (кон. I - сер. II в.):

«τὸ Πνευμα τὸ ἃγιον τὸ λαλησαν μετά σου ἐν μορφη της ἐκκλησίας» - «Дух Святой, говоривший с тобой в образе Церкви»[12].

В контексте книги «Пастыря» Дух Святой обозначает на самом деле Сына. С православной точки зрения идея предсуществования Церкви объяснима и допустима, если речь идет о вечном бытии Логоса. Из контекста двупеснца явствует, что речь в нем идет о Сыне. В качестве примера приведем ирмос: «Величаем Тя, Христе Боже, Иже призрел на мир, родился от Девы...». Сравним с последним тропарем:

«И мы, певцы Троицы, поклонением мольбы приносим Тебе, Духа Святаго кафолической Церкви».

Эта вышняя духовная Церковь сподобляет людей второго рождения через крещение:

«Чрез столпов светлых твоих апостолов сподобляет втораго рождения Духа Святаго вышняя кафолическая Церковь»; «Омовениями... втораго рождения Духа Святаго кафолическая Церковь».

Крещение связано со светом. Апостолы - проповедники крещения, или просвещения, - именуются «светлыми столпами». В церковной письменности мы часто встречаем наименование апостолов столпами Церкви[13], но нигде еще не удалось найти наименования «светлые столпы Церкви». Сам эпитет «светлый» или «блистательный» применительно к столпу, возможно, связан со столпом огненным, ведшим евреев в пустыне (см.: Исх. 13). Ему уподобляются апостолы как путеводители народов к земле обетованной - Царствию Небесному.

Тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане:

Romeli Iordanes - Во Иордане
nateli moigo - свет восприявшаго
da gananatla natesavi kactai - и просветившаго род человеческий
Upalsa ugalobdit. - Господа пойте...
Господа пойте и превозносите во вся веки[14].

Итак, Христос восприял свет в Иордане. Поскольку, согласно православному учению, не может быть и речи о том, чтобы Христос получил во время крещения энергию или благодать, можно понимать слова о восприятии света как о его видимом явлении на Иордане. В традиционном тексте Евангелия мы не находим свидетельств о появлении света на воде Иордана, однако они встречаются в некоторых латинских кодексах, в Диатессароне, в сирийской традиции и т.д.[15] Соответственно, мы можем регистрировать появление этого образа в гимнографии достаточно рано - во второй половине V - начале VI века, поскольку его употребляет Роман Сладкопевец в кондаке на Богоявление[16].

Впоследствии он будет использован в Богоявленском каноне Космы Маиумского[17], а также в Богоявленском каноне Андрея Критского[18]. Существенно, что в двупеснце, как и в каноне Космы, о свете на Иордане говорится на Песне трех отроков. Очевидно, упоминание о нем связано с типологией песни, точнее - с образом печи огненной, исполнившейся росы.

Христология и агиология

В тропарях двупеснцев исповедуется единосущие Христа Отцу и Духу, при этом дважды цитируется символ веры. Он воспевается, как «Тот, Кто все Словом исполнил и от прелести языческой избавил нас»[19]. Слово исполняет, совершает мир в его начале и в конце заново творит человечество, избавляя его от языческой прелести.

В двупеснце шестого дня по Богоявлении Христос именуется «Светом истинным» - nateli češmariti; это эпитет, восходящий в конечном счете к Евангелию от Иоанна (1: 9), но часто употребляемый в гимнографии, например в стихире Пятидесятницы: «Εἲδομεν τὸ φως τὸ ἀληθινὸν» - «Видехом свет истинный». Эта стихира находится в Иадгари: nateli češmariti vihilet[20]; следовательно, можно предположить, что в раннюю эпоху (V-VII вв.) на уровне эпитетов и лексики различные жанры гимнографии пересекались между собой.

Христос именуется «венцом Церкви и мучеников»[21]. Этот эпитет не случаен, ибо Сам Христос был увенчан терновым венцом во время страданий. По мнению многих ранних отцов Церкви и богословов (таких как Игнатий Богоносец[22], Мефодий Олимпский[23] и др.), Церковь составляется, прежде всего, из мучеников. Отметим, что писания Игнатия Богоносца были достаточно популярны в Сирии и Палестине во второй половине V - начале VI века[24]. Метафорическое именование Христа венцом Церкви опять-таки встречается у ранних писателей, прежде всего у Климента Александрийского: в «Педагоге» Христос называется «бессмертным венцом Церкви» (Педагог. 8. 2)[25].

То, что образ венца в древности имел экклесиологическое значение, показывает Послание Игнатия Богонсца к магнезийцам (13: 1), где пресбитерий именуется «достойносплетенным духовным венцом» Церкви[26]. Позднее этот образ всплывет в Пасхальном каноне Иоанна Дамаскина: «Яко единолетний агнец благословенный нам венец Христоc» (песнь 4, 2-й тропарь). Возможно, что на святого Иоанна повлияли не дошедшие до нас греческие оригиналы тропарей, сохранившиеся в «Иадгари».

В завершение необходимо поставить вопрос о приблизительной датировке греческого оригинала этих двупеснцев.

Время возникновения данных двупеснцев возможно ограничить V веком (за исключением двупеснца Або Тбилисскому) благодаря следующим основаниям.

Во-первых, в них наблюдается архаическая экклесиология (представление о духовной Церкви), заимствованная из памятников I-II века, которые были весьма популярны в IV-V веке, а затем их популярность сходит на нет.

Во-вторых, в них присутствует архаическая ангелология, связанная с раннехристианской.

В-третьих, в двупеснцах наблюдаются архаические предания, в частности об огне на Иордане, которое восходит к I веку и было распространено в Сирии и Палестине в V веке.

Также в двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви.

Наконец, триадологическая и христологическая терминология двупеснцев связана с Никео-Цареградским символом (381), но в ней нет следов терминологии Халкидонского собора (451).

Каковы ограничительные рамки датировки внутри V века? С одной стороны, это начало 30-х годов - время введения «Величит» в богослужение. С другой стороны, к 90-м годам V века формируется первая редакция Иерусалимского лекционария, в котором уже присутствует Рождество и соответствующие памяти по Рождеству. В этом промежутке могли быть созданы греческие оригиналы двупеснцев.

Двупеснцы в Иадгари

26 декабря. Память пророка Давида и праотца Иакова[27]

На «Благословите»:

На небесах
светлые народы ангелов
Тебя хвалят, Господи.
Все дела Господни,
благословите Господа.

Апостолов,
пророков собрание
Тебя хвалят, Господи.
Все дела Господни,
благословите Господа.

Собор святых
и души праведных,
преподобные и смиренные
Тебя хвалят, Господи.
Все дела Господни,
благословите Господа.

На «Величит»:

Величаем Тебя,
Христе Боже,
в мир пришедшего,
рожденного от Девы,
милостивого
И Спасителя нашего.

Столпы огненные
Твои апостолы.
Ибо сподобила
второго рождения
Духа Святаго
вышняя кафолическая Церковь.

Омовения,
второго рождения,
сподобила
Духа Святаго
вышняя кафолическая Церковь.

И мы, воспевая
Троицу, в поклонении
молитву Тебе приносим,
Духа Святаго
Вышняя кафолическая Церковь.

27 декабря. Память первомученика архидиакона Стефана[28]

Исполнившего Словом всяческая
и спасшего нас от лжи язычников.
Отроки, благословите,
священники, воспойте,
люди, превозносите во веки.

Побиваньями каменьями
и пытками Стефан мучимый
благодарственно воспевал:
«Отроки, благословите,
священники, воспойте,
люди, превозносите во веки».

Боролся Стефан на судилище,
благодарственно воспевал:
«Отроки, благословите,
священники, воспойте,
люди, превозносите во веки».

На «Благословите»:

Тебя видел как дверь Иезекиил Пророк.
По рождестве и славе Твоей, Христе,
вестник мучеников Твоих,
первый пострадал
мученик Твой Стефан.

После креста и воскресения Твоего, Христе,
вестник мучеников Твоих,
первый пострадал
мученик Твой Стефан.

Ты венец Церкви еси, Христе,
и мучеников твоих.
Молитесь за нас, святые.
Ибо, вестник мучеников Твоих,
первый пострадал
мученик Твой Стефан.

Укрепил Ты, Христе,
апостолов Твоих
во страданиях
и искушениях.
Все презрели они
ради проповеди
Царствия Твоего.

Песнь приносили Тебе
апостолы в мучениях.
Восклицали и глаголали:
«Благословите, дела Господни, Господа».

Миру всему
проповедали апостолы
Евангелие Царствия
со славою и словом:
«Благословите, дела Господни, Господа».

Возрадовались апостолы
в конце страданий,
ибо увидели его.
И, воспевая, глаголали:
«Благословите, дела Господни, Господа».

На «Величит»:

Тебя, всехвальную и всенепорочную,
Тебя, Царя небес и славы,
Его же прославили святые апостолы
и восприняли венцы победные,
в песнях величаем.

Тебя, возвеличившего святых апостолов
и дерзновение даровавшего
молиться за нас,
в песнях величаем.

Христовы апостолы,
имеющие веру неколебимую,
облеклись вы свыше силою
и язычников от прельщения
обратили к благочестию.
И ныне молитесь спастися
душам нашим.

8 января. Третий день по Богоявлении[29]

На «Благословите»:

Премудрость и Слово ради нас
все исполняет смотрением.
В водах Иордана
крестит Его Предтеча.
Священники, благословите,
люди, превозносите
во все веки.

Когда пришел ко крещенью Создатель,
тогда Иордан вспять обратился
и холмы, как агнцы овец, заскакали.
Священники, благословите,
люди, превозносите
во все веки.

В водах Иордана
второго рожденья сподобившего,
грехов же множество
омовеньем очистившего,
священники, благословите,
люди, превозносите
во все веки.

На «Величит»:

Во струях Иорданских...
Предтечей крещенного
и с небес Отцом
Сыном нареченного,
Ему же дивом дивилися
народы ангельские,
В песнях величаем.

Крестился Христос и освятил
Иорданские струи,
Его же богословят
многоочитые херувимы
И шестикрылые серафимы.
В песнях величаем.

9 января. Четвертый день по Богоявлении[30]

На «Благословите»:

Совладычественного Отцу Христа,
Украсившего небо звездами
и землю плодами
на сладость человекам,
все дела, благословите
и превозносите
во все веки.

Христа крещенного,
к Нему же сошел Дух Святой
во образе голубя,
все дела, благословите
и превозносите
во все веки.

На «Величит»:

Бог вочеловечившийся,
открылся в воде Христос.
Его, же крещенного
во Иордане Иоанном,
в песнях величаем.

Ибо у Тебя источник живота, Христе,
и во свете Твоем узрим свет.
В песнях величаем.

Бог неизреченный
воплотился от Девы,
Свет неприступный[31].

10 января. Пятый день по Богоявлении[32]

На «Благословите»:

Крестившегося Христа
во Иордане от Иоанна
благословите, дела Господни.

Человеколюбия ради
по смирению крещение принявшего
благословите, дела Господни.

На «Величит»:

Тебя, Христе,
силами небесными воспеваемого,
прославляемого архангелами,
днесь пришедшего креститься от Иоанна,
в песнях величаем.

Тебя, Христе,
увенчавшего святаго Иоанна,
его же молитвами [помилуй нас],
в песнях величаем.

11 января. Шестой день по Богоявлении[33]

На «Благословите»:

Благоволившего
от Девы плоть восприять
и разрешить мира грех
Господа пойте
и превозносите во все веки.

Восприявшего в Иордане свет
и просветившего человеческий род
Господа пойте
и превозносите во все веки.

Небеса небес и ангелы,
Господа пойте
и превозносите во все веки.

На «Величит»:

Свет истинный,
Солнце правды,
пришел с небес от Отца,
родился от святыя Девы,
просветил сущих во тьме.

Величит душа моя Господа,
что покрыл...

Неизреченное и чудное
явилось миру таинство,
Христе, Cпасе наш.
Пришел Ты на Иордан
креститься от Иоанна
и просветить сидящих во тьме[34].

Свет от Отца пришел...
Благословен Христос,
Царь наш,
сошедший со небес,
от Девы родившийся
безсеменно
и удаливший поношение.

12 января. Седьмой день по Богоявлении

На «Благословите»:

От Девы непорочной Царь
родился безсеменно,
Христос Бог наш.
Кого трепещут силы небесные,
священники, пойте,
люди, превозносите во веки.

Во Иордане Христос крещается.
И просветились сыны человеческие.
Священники, пойте,
люди, превозносите во веки.

Свидетельствовал глас Отеческий
Во Святаго Духа явлении.
Священники, пойте,
Люди, превозносите во веки.

На «Величит»:

Величаем Тебя, обрадованную.

Ныне великий собор
Бесплотных ангелов удивился,
ибо Господь от раба
претерпел креститься.
И рукой земной осязается
Создатель всего.
Сего ради мы, крещенные, да приидем,
Возрадуемся и возвеселимся,
И преизрядно празднуем.
Ибо Христос немощи наши
взял на Себя.
Сего ради Духом Святым просвещенные
Воспоем Царя мира со ангелами.


[1] См.: Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб., 2006.

[2] Древний Иадгари / Под ред. Е.Н. Метревели, Ц.А. Чанкиева, Л.М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

[3] Хевсуриани Л.М. Структура древнейшего грузинского тропология. Дисс. ... канд. филолог. наук. М., 1984.

[4] Древний Иадгари. С. 60.

[5] Служба шестого дня по Богоявлению // Древний Иадгари. С. 65.

[6] Древний Иадгари. С. 22.

[7] Там же. С. 60.

[8] Тропарь на «Величит» двупеснца второго дня по Богоявлению // Древний Иадгари. C. 60.

[9] Греческая реконструкция - Εν οὐρανοις των ἀγγέλων οἱ λαοὶ αινουσιν σε, Κύριε.

[10] Древний Иадгари. С. 22.

[11] Ιερατικοην. Αθηναι, 1980. Σ. 126.

[12] Hermas. 78. 1. 3.

[13] Например, Афанасий Великий в толковании на 74-й псалом // PG. T. 27. Col. 340.

[14] Древний Иадгари. C. 65.

[15] См.: Василик В.В. К датировке Богоявленского канона // Гимнология. Материалы Международной научной конференции памяти протоиерея Димитрия Разумовского. M., 2000. Кн. 1. С. 90-94.

[16] Καὶ πάλιν θεωρων ἐν μέσω των ρείθρων - И снова видя в середине потоков
τὸν ἐν μέσω των τριων παίδων φανέντα - Явившегося посредине трех отроков,
δρόσον ἐν πυρὶ καὶ πυρ ἐν τω Ἰορδάνη - Росу в огне и огнь в Иордане
λάμπον, πηγάζον, τὸ φος τὸ ἀπρόσιτον. - Точащий, сияющий, свет неприступный.

(16-й кондак, 14-й икос. Цит. по: Grosididier de Matons J. Romanos le Melode. Hymnes. Paris. T. 2 // SC. 1965. T. 96. 252).

[17] Василик В.В. К датировке Богоявленского канона. С. 89-90; Василик В.В. Новые данные по истории палестинской гимнографии // Традиции и наследие христианского Востока. М., 1996. С. 181-208.

[18] Τὰ ἰορδάνεια ρειθρα
πυρουνται τω Πνεύματι
καὶ τὰ πταίσματα φλέγουσι.

(Analecta Hymnica graeca eruta e codicibus Italiae inferioris / Iosephi Shiro consilio et ductu edita. Roma, 1971. T. 5. P. 139).

[19] Древний Иадгари. С. 25.

[20] Там же. С. 232.

[21] Там же. С. 25.

[22] Cм. в особенности Послания Игнатия Богоносца к римлянам, где мученичество сравнивается с Евхаристией. См.: Bihlmeyer K., Funk F.X. Die Apostolische Väter. Tubingen, 1924. S. 97.

[23] Methode d'Olympe. Le Banquet / Introduction., texte ctritique par H. Musurillo. Traduction et notes par V.H. Debidour // SC. Paris, 1963. T. 95.

[24] Об этом говорят цитаты в «Ареопагитиках», в частности в сочинении «О Божественных именах» (IV. 12). См.: Γράφει δὲ καὶ ὁ θειος Ἰγνάτιος. Ὁ ἐμὸς ἒρως ἐσταυρώθη (Corpus Dionysiacum. T. 1. De Divinis Nominibus / Еd. B.R. Suchla. Berlin; N.-Y., 1990. P. 158).

[25] Clemens Alexandrinus. Paedagogus / Ed. O. Stälin. Berlin, 1905. T. 1. S. 202.

[26] Bihlmeyer K., Funk F.X. Die Apostolische Väter. S. 89.

[27] Пер. с древнегрузинского. См.: Древний Иадгари. С. 22.

[28] Там же. С. 25.

[29] Там же. С. 62.

[30] Там же. С. 63.

[31] Ср. окончание проэмия к кондаку Богоявления: «Пришел и явился еси, Свет неприступный».

[32] Древний Иадгари. С. 64.

[33] Там же. С. 65.

[34] Ср. тропарь пророчества: «Да просветиши сидящия во тьме».


http://www.pravoslavie.ru/put/51126.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06