Как-то без резких переходов, но уже несомненно, голос Церкви - и особенно голос Патриарха - оказался одним из самых значимых голосов в общественном пространстве. Его ждут - кто-то с надеждой, кто-то с опаской - и когда он раздается, он привлекает общее внимание. Так было и в этот раз, когда Патриарх дал обширное интервью Телеканалу "Россия-1". В довольно объемном интервью все заслуживает внимания; но выделим лишь некоторые моменты.
"Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса". В самом деле, предпринимая какие-то действия, важно понять, чего мы хотим, какие цели мы перед собой ставим. Многие, принимающие участие в протестах, затрудняются такие цели сформулировать - они просто недовольны, но им самим не очень ясно, чего они хотят. Это приводит к тому, что задачи начинают формулировать за них; что это за задачи, особо не скрывается - революция, "свержение режима", учинение "арабской весны","независимость Сибири", и тому подобное. Бросается в глаза, что это цели чисто негативные, разрушительные - никакого рассмотрения реальных проблем, никаких предложений о том, как их решать, только рвение разрыть до основанья, а затем... А что будет затем, видится крайне смутно... Как-то устроится.
Показательна фраза, произнесенная одной пламенно-революционной дамой: "Шопинг окончен. Гора с плеч. Теперь можно перевести дух .... и всерьез поразмыслить о революции". Шопингом дама занимается, как она сообщает, в славном городе Лондоне; другой революционер посылает пламенные воззвания в наши снега с курортов Индии. Лидеры "революции" имеют меньше всего оснований жаловаться на то, что темные силы их злобно гнетут. В их исполнении революционная борьба выглядит скорее развлечением пресытившихся баловней судьбы, чем отчаянным порывом угнетенных или принципиальным выступлением правдолюбцев.
Нас же, всех остальных, не ждут ни в лондонских бутиках, ни на индийских курортах, ни в милой Франции, ни в Сияющем Городе на Холме - у нас нет никакого запасного аэродрома, у нас есть только Россия. Мы не можем позволить себе таких элитарных развлечений. И нам приходится решать, чего мы хотим добиться. И тут подлинным лидером, озвучивающим желания людей благоразумных, выступает Патриарх - "Власть должна настраиваться, в том числе и воспринимая сигналы извне... и корректировать курс". Не провалиться куда-нибудь - как от нее требуют революционеры - а научиться прислушиваться к мнению людей.
Как отметил Патриарх. "У каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе и несогласие с действиями власти.... И, конечно, этим правом люди пользуются. И если люди чувствуют наличие несправедливости, какого-то обмана, манипуляций и таким образом выражают свое мнение, то в этом самом выражении нет ничего такого, что сотрясает основы".
Эти слова Святейшего были встречены в интернете, скорее, благожелательно - но вот дальше он отметил более глубокую и существенную проблему: "Но позвольте мне теперь сказать то, что не может оставить безразличным ни одного, кто протестовал на площади, - из личной жизни. А разве среди протестующих нет, кто обманывает своего мужа или свою жену? Кто ведет параллельную жизнь? Кто нечистоплотен в бизнесе? Но если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере нашей профессиональной, почему так горячо требуем, чтобы правда сохранялась где-то на макроуровне? А на микроуровне ее не должно быть?"
Эти слова действительно не оставили многих безразличными, и многие реагировали довольно раздраженно. Многие не видят связи между своими частными грехами и теми грехами, в которых они обвиняют власть. Но откуда во власти берутся грешники? Как обратил внимание Патриарх, "У нас что, с президентом народ общается, с министрами? У нас общаются с милиционерами, с управляющими компаниями ЖКХ. Те же самые ЖЭКи и ДЭЗы. .... Но ведь опять у нас простого человека кошмарит вот этот уровень власти. Я использую это слово «кошмарить» не потому, что это слово из моего лексикона, а потому что это слово сейчас широко распространено, и люди понимают, о чем речь идет. Не нужно никаких определений. Вот если мы с этим кошмаром справимся на бытовом уровне, на уровне местных властей в первую очередь и, конечно, на уровне коррупции на более высоком уровне, ну тогда будет снята тема отношений человека и власти"
В самом деле, откуда во власти - на низовом уровне - берутся коррумпированные, продажные, пренебрегающие своим долгом люди? Прилетают откуда-то из других миров? Нет, произрастают из гущи народной. Вся разница между ними и их негодующими критиками - только в том, что у них есть, хоть небольшая, власть. Если завтра эти кресла займут другие люди, что изменится? Будут ли люди, нечестные в частной жизни, вести себя честно, получив власть? Мирская власть очень часто портит даже хороших, но слабых людей - и никого никогда не исправляет.
И другой, неизбежно возникающий вопрос - а что изменится в гуще народной - (и на низовом уровне власти) если вдруг каким-то образом верховные правители, как к тому призывают революционеры, куда-нибудь исчезнут? Это президент с премьер-министром каким-то черным колдовством принуждают людей на местах вымогать взятки? Как только они уйдут, вся наша коррупция, преступность и пьянство волшебным образом рассеется, как замок побежденного великана в фильме-сказке? Нет? Тогда какие проблемы может решить революция?
Страна нуждается не в революции - она нуждается в нравственном обновлении. В том, чтобы люди, твердо решившие на своем уровне быть честными - честными со своими семьями, со своими работодателями, со своими соседями - составили определенную критическую массу.
Такие люди могут сделать очень многое - и в области политического устроения тоже. Как сказал Патриарх, "...ничего у нас хорошего не будет, пока мы действительно не изменим свое умонастроение, пока у нас не будет другое сердце. Пока мы не научимся уважать и любить друг друга. Но вот эти слова Церкви, они повисают в воздухе, хотя мы стараемся говорить громко, но не все нас слышат. Но это действительно основополагающие принципы устроения человеческой жизни".