Видеть Творца в твари

В полотнах ярославского художника и священника Василия Шиханова очень много солнца. Так много и такое оно ослепительное, что перед иной картиной хочется зажмуриться и немного постоять с закрытыми глазами. Но глаза открываются, и свет проникает внутрь, заполняя всего человека. Это добрый Свет. Он пронизывает человека радостью: его можно вбирать и вбирать в себя. Столько, сколько хочется.

Это солнце и этот свет - для тех, кто приходит смотреть полотна художника­священника. Последняя выставка имела место в мае, в Москве, в здании Совета Федерации. И называлась она - «Паломничество русского художника».

Паломнические поездки отец Василий предпринимает часто, но его паломничество - это не только посещение святых мест. Это изучение мира как Божьего творения, поиск Творца во всем, что предстает перед глазами: в море, в узкой улочке ночного Иерусалима, в освещенной веранде гостиничного номера в Киотари, в привычных и бесконечно родных избах ярославских деревень. Взгляд художника и взгляд священника совмещены таинственным образом. Их совмещает Тот, Кто создал то солнце, которым наполнены полотна протоиерея Василия Шиханова.

Ему часто задают вопрос, насколько совместимы живопись (светское искусство) и церковное служение. В Церкви ведь есть люди, склонные воспринимать художественное творчество как некий соблазн. Но отец Василий считает, что порывы отказаться от творчества свойственны неофитам: чем дальше человек идет по пути воцерковления, по пути веры, тем меньше подобных сомнений у него возникает. И с благодарностью вспоминает своего духовника, отца Иоанна Миронова: «Слава Богу, отец Иоанн, когда у меня возникали неофитские мысли: "Все, надо завязывать с этим искусством", пресекал мое чрезмерное усердие».

При этом отец Василий утверждает, что его «настоящее счастье - вовсе не в живописи». Он - прежде всего священник, и его счастье - в служении Богу. А живопись - это Божий дар, возможность еще и так прославить Творца.

- Отец Василий, какое направление в живописи вам духовно (именно духовно!) ближе, если вообще есть смысл говорить о направлениях? Где, за какой чертой искусство перестает быть делом богоугодным и превращается в нечто совершенно иное - может быть, деструктивное, может быть, греховное?

- Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественно­технические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей - здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность.

Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи... или все­таки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании - тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения.


Протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле, родился в 1969 г. в Мантурово Костромской области. Окончил Ярославское художественное училище. Служил в армии. Уволившись в запас, вернулся в Ярославль и принял Крещение. Затем уехал в Санкт-Петербург. Продавал свои работы на Невском проспекте, дежурил в вооруженной охране склада боеприпасов ЛенВО, жил в общежитии в Мурино, где и познакомился с будущим духовником - отцом Иоанном Мироновым. Именно отец Иоанн первым увидел в молодом художнике из Ярославля будущего священника.

В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественно­промышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем - священника.

Протоиерей Василий Шиханов - отец четверых детей.



Безусловно, существует и совершенно деструктивное искусство, но ведь это тоже сразу же видно, и ничего объяснять здесь не надо. Как-то видел буклет одной московской выставки, где экспонировались какие­то компьютерные голограммы с кощунственно обработанными изображениями «апостолов», «спасителя» и т. д. Я не говорю о том, что это просто была хула на Бога; но даже если бы это не называли святыми именами, все равно это были изображения внутренне безобразные, демонические. Причем этот буклет мне показал человек не воцерковленный, но художник хороший, и он был очень возмущен этим «искусством».

* * *

Я брожу по галерее Совета Федерации, смотрю и смотрю на полотна отца Василия... и вспоминаю слова Патриарха Кирилла, сказанные им совсем недавно в Петербурге, в Духовной Академии: «Красота формирует внутреннее состояние человека... Очень важно, чтобы внешняя красота и гармония сопровождали особенно молодых людей, детей, юношество, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом жизни человека».

 

 

Ветер с моря

Утро в лагуне

 


 

Полуостров Конони. Монастырь Влахерна

Березовая роща в Тверицах

 

 

У церкви Вознесения (г. Ярославль)


Улица в Керкире (о. Корфу)

 

Богоявленская площадь (г. Ярославль)


Улочка в Иерусалиме


Селение Хорепископское (о. Корфу)

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58280&Itemid=120

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий