Тропарь из акафиста
Пресвятой Богородице Толгской
Издавна Нежин слыл городом купеческим и богобоязненным. Средневековых церквей здесь более двух десятков, но многие нужно восстанавливать. Есть два действующих монастыря. Благовещенский мужской основал митрополит Стефан Яворский (1702). И хотя монастырь вернули Православной Церкви, много предстоит работы по реставрации Благовещенского собора и благоустройству территории. Совсем рядом расположена Николаевская церковь. На площади перед ней проходила Чёрная Рада, когда был убит претендент на гетманскую булаву полковник Золоторенко (1663). А за церковью - старый парк. Украшением его является бюст Н.В. Гоголя (скульптор Н. Забила, 1881). Будущий великий русский писатель учился в Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко.
А Свято-Введенский женский монастырь «прописан» по улице Авдеевской, 44А. Это тоже в центре. Вот так компактно, удобно для туристов и паломников расположены в Нежине исторически значимые памятники старины.
...Группа паломников из Беларуси приехала в Нежин, чтобы в Свято-Введенском женском монастыре приложиться к чудотворному образу Божьей Матери Толгской. Сталось так, что из другого женского монастыря - Свято-Николаевского Крупицкого, расположенного под Батурином, привезли чудотворную икону Святителя Николая. В Введенской церкви перед чудотворным образом шла литургия. А когда служба закончилась, благочинная монастыря монахиня Наталия пригласила нас, паломников, на трапезу и рассказала об истории обители.Из истории обители
Основание Введенского монастыря относится к середине XVII ст. Набожная и благочестивая вдова Анна Бреславская в память о безвременно скончавшемся муже, стародубском полковнике, решила основать Божью обитель. На тихой тенистой окраине города прикупила земли для дома и построила приют для бедных. Слух об угодных Богу делах дошёл до архиепископа. По его благословению во дворе дома Анны возвели два храма. Введенский - в честь Введения Богородицы в храм - дал название монастырю. А рядом возвели церковь во имя святого пророка Илии.
В пожаре 1756 года оба храма и кельи сгорели. Но Божьей помощью и стараниями насельниц на месте пожарища возвели деревянную церковь с трапезной в честь пророка Илии и новые кельи. А когда решили возвести каменную, нашли свинцовую дощечку. Надпись гласила: «Основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина... при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. кн. Александра Невского - в лето 1757, месяца января, 12 дня».
Девичья монашеская обитель стараниями монашек и каждой новой игуменьи постепенно обустраивалась. В 1775 году Нежин посетила Екатерина II и пожертвовала обители (игуменьей была гречанка Ефвросиния) большие по тем временам деньги - 150 рублей. При игуменье Магдалине возвели и освятили новый каменный храм Введения Богоматери (1778). Из доклада игуменьи Анны, пришедшей из Черниговского Пятницкого женского монастыря, закрытого указом Екатерины II, известно, что в обители проживало 26 монахинь и послушниц.
Монастырь расстраивался. При игуменье Варваре Стороженковой построили каменную колокольню и тёплый храм пророка Илии (1814). Много полезного для монастыря сделала игуменья Панкратия Чернова, дочь почётного гражданина Нежина Семёна Чернова. Было построено каменное ограждение, достроен тёплый храм с приделом в честь святых Жен Мироносиц (1850), построен двухэтажный каменный корпус для черниц.
Послушницы монастыря были мастерицы на все руки. Обслуживали больницу на 12 коек, содержали гостиницу для паломников, обучались в иконописной мастерской. И до того поднаторели в писании икон, что стали принимать заказы. Написали иконы для иконостаса Вознесенской церкви села Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырщине, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно существовала иконостасная мастерская, в ней обучалось 15 послушниц.
Сестры монастыря слыли знатными рукодельницами и золотошвеями. По сведениям черниговского архимандрита Филарета Гумилевского, историка Русской Церкви, сестры Свято-Введенского монастыря пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря в Чернигове, реставрировали ризницу черниговского архиерейского дома.
Монастырю также принадлежал скит в лесу возле села Ветхое. В нём сестры не вели жизнь затворниц, а неустанно трудились в большом хозяйстве, обеспечивая овощами и фруктами монастырский стол.
Нежинский старожил А.Н. Лазаренко красочно описал жизнь монастыря в своих воспоминаниях. «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой. В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади... Монашеская гостиница считалась самой аристократической и дорогой. Условия были настолько комфортабельны, что богатые холостяки жили там постоянно... Женский монастырь способствовал повышению культуры в городе».
К этому времени в монастыре насчитывалось 200 монашек, принадлежало ему 30 десятин земли. Таким представал перед нежинцами, гостями города и паломниками Свято-Введенский монастырь перед революцией 1917 года.
Упадок и возрождение
После революции монастырь ещё функционировал. Не сразу у большевиков добрались руки до всех православных святынь! Но расцвета монашеской жизни уже не было. Забрали землю, мельницу и гостиницу. А в 1936 году монастырь закрыли. Но Введенский храм был действующим до самой Великой Отечественной войны. А после войны нужно было восстанавливать разрушенный фашистами город. О монастыре совсем забыли, территория его окончательно пришла в запустение и упадок. Были разрушены церковь пророка Илии, жилые корпуса, упразднено монашеское кладбище.
И только в 90-х годах прошлого столетия, пережив долгие годы забвенья и разрухи, обитель стала возрождаться к жизни. Нелегко пришлось игуменье Антонии (Терещенко), которая по благословению владыки Антония, митрополита Черниговского и Нежинского, приехала поднимать пустынь. К этому времени территория некогда процветающего монастыря превратилась в свалку и значительно сократилась. Трёхэтажный дом, где прежде располагалась церковь Покрова Божией Матери с пределом святителя Николая и кельи сестер, перешел к военным. В бывшей монастырской гостинице и мастерских разместилось Нежинское училище культуры и искусств им. М. Заньковецкой.
Но с упованием на Богородицу и Божью помощь были преодолены все трудности восстановления. С усердием православные помогали очищать от мусора и хлама монастырскую территорию. И 21 июля 1998 года в обители впервые за долгие годы была совершена литургия в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Уже отреставрирован главный соборный храм монастыря - Введенский. Построен игуменский корпус и кельи для сестёр, заканчивается реставрация колокольни. Ильинская церковь ещё не восстановлена, но сестры надеются на её возрождение.Главным престольным монастырским праздником является праздник Введения Пресвятой Богородицы (4 декабря). Второй храмовый праздник - Святого пророка Илии (2 августа).
Инокини, которых в монастыре 20 человек самого различного возраста (от 17 до 80 лет), стали жить в новом двухэтажном корпусе. День начинают в 5.30, после утренней молитвы - служба, потом трапеза и послушания (у каждой сестры свои). На территории монастыря работает швейная мастерская, есть небольшой участок за городом. Работы хватает! А перед сном снова молитвы. Так, в постоянных молитвах к Божьей Матери, заботах о спасении души и беспрерывных трудах проходят дни.
Чудотворные иконы обители
Свято-Введенский монастырь широко известен за пределами Черниговской области чудотворными иконами - Божьей Матери Толгской (список XVI ст.) и «Достойно есть» (список 2-й пол. XIX ст.).
История чудотворной иконы Божьей Матери Толгской началась под Ярославлем в 1314 году. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор (в схиме Трифон), объезжая свою епархию, остановился на ночлег на берегу Волги, в том месте, где с противоположной стороны в неё впадал приток - речка Толга. Ночью проснулся и удивился яркому свечению. Когда вышел из палатки, увидел огненный столп. К нему вела через Волгу дорожка. Ступив на дорожку, он прошёл по ней, аки по суху, и увидел высоко висевшую в воздухе икону Богородицы с младенцем на руках. Епископ перед ней помолился и той же дорожкой, не замочив ног, вернулся в свою палатку. Но забыл свой епископский жезл. Утром о нём вспомнил и указал слугам, где искать. Переправившись через Волгу, они нашли жезл под иконой Божьей Матери, стоящей между деревьями. В честь столь чудесного явления иконы Богородицы епископ Трифон повелел соорудить на этом месте церковь. И сам взялся за топор. Так за один день была сооружена церковь во имя Введения Богородицы в храм. А 8 августа, когда икона явилась, установил днём празднования. Здесь же было решено основать монастырь.
В монастыре служили утреню, священник возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим!» На иконе из правой руки Богоматери стало истекать миро. Когда же запели: «Владычице, прими молитвы раб Твоих», истекло миро из левой ноги Богомладенца. Кто присутствовал на службе, помазались миро. Многие получили исцеление от своих недугов. А икона с этого дня стала почитаться мироточивой. Случилось столь чудесное событие 16 сентября 1392 года.
Существует предание, что возле чудотворного образа излечился от тяжёлой болезни ног царь Иоанн IV Грозный. В благодарность возвёл в монастыре каменную церковь и пожертвовал ей украшенный жемчугами и драгоценностями образ Спаса Нерукотворного.С чудотворной иконы Божьей Матери Толгской было написано несколько копий. Одна из них находилась во Введенском монастыре после его основания, а когда при большевиках обитель закрыли - бесследно исчезла. Но Пути Господни неисповедимы! Случилось так, что новый список чудотворной иконы Введенской обители в 2000 году подарила землячка - игуменья Варвара, настоятельница Толгского женского монастыря Ярославской области, родом из села Дремайловки, совсем недалеко от Нежина.
Возле вновь объявленной в монастыре иконы не однажды происходили таинства чудесного исцеления. Вот лишь один случай из рассказа игуменьи Антонии: «Женщине назначили операцию в Чернигове. Накануне она молилась в монастыре у чудотворного образа Божьей Матери Толгской. Когда приехала в больницу, врачи ещё раз обследовали и сказали, что в организме произошли изменения, операция не нужна».
Расскажем и еще об одной святыне монастыря. Икона «Достойно есть» находится на Афоне, в алтаре Свято-Успенского собора в Карее. По преданию, прославлять Богородицу песней «Достойно есть...» перед Её иконой, которая называлась «Милующая», научил афонского инока Архангел Гавриил. С тех пор икона получила название «Достойно есть». Список с иконы написали на Афоне специально для Киева (1885). Позже копию подарили Нежинской Свято-Введенской женской обители. По уверению сестер монастыря, эта икона способствует разрешению сложных жизненных ситуаций, помогает смягчать сердца и налаживать взаимоотношения в семье или на работе.
Здесь уместно сказать, что Черниговская епархия несколько лет назад разделилась на две: Черниговскую и Нежинскую. И Свято-Введенский монастырь сегодня принадлежит Нежинской епархии, которую возглавляет преосвященнейший Ириней, епископ Нежинский и Прилуцкий.
Монастырь возродился к жизни. Но многое ещё предстоит сделать, чтобы он зажил полнокровной духовной жизнью.