Начался крестный ход в Вавилов Дол

0
275
Время на чтение 5 минут

...Они выстроились в колонну. Впереди - большая икона Царственных страстотерпцев, за ней люди с хоругвями и иконами. Палит солнце - стоит самая жаркая пора года. Впереди у этих нескольких сотен православных христиан 21 день пути. Три недели непрестанной молитвы, покаяния, ежедневного причащения Святых Христовых Таин. И еще - преодоления своих телесных и духовных немощей...

В саратовском храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца, что в поселке Солнечном, заканчивается Литургия. После молебна одетые по-походному люди собираются во дворе храма. Начинается общая трапеза, за столы садятся в три очереди - народу много. Минут через сорок начнется ежегодный крестный ход в Вавилов Дол.

Видно, что многие идут не в первый раз. Они обсуждают что-то с организаторами хода, хлопочут о чем-то. Кто-то заметно волнуется, а кто-то просто стоит в сторонке и улыбается. Всем им предстоит в ближайшие дни стать близкими людьми, ведь ничто так не объединяет людей, как общая молитва. Кому-то предстоит удивиться своим страстям и немощам, о которых прежде и не подозревал; кому-то, неожиданно для самого себя - стать опорой и поддержкой ослабевшим и впавшим в уныние. Но ясно одно - никому из них никогда не забыть ни одного дня из этих трех недель знойного саратовского лета.

«Вы ничего не можете понять: вы там не были!» Несколько лет назад эти слова, сказанные маленькой девочкой-паломницей о крестном ходе, поразили Ирину, мою собеседницу. Услышала она их в Вавиловом Доле, где встречала тогда крестоходцев. Возможно, именно эта девочка пробудила в Ирине острое желание самой участвовать в следующем крестном ходе. Сегодня она идет уже в шестой раз, и каждую зиму с нетерпением ждет лета, чтобы снова идти в Вавилов Дол.

- Мы молимся, и Бог дает нам свою помощь. Да, трудно, да, болят ноги. Но ведь это наша жерт­ва. Помню в прошлом году с нами шла бабушка, инвалид первой группы,- вспоминает Ирина.- В самом конце колонны, но шла. Кроссовки протерла до дыр, все ступни у нее в гнойных пузырях были. Хотела проверить себя, способна ли терпеть ради Господа... Потому что терпение Господь награждает такой радостью!

Ольга - хрупкая интеллигентная женщина, она идет в первый раз.

- В этом году я вдруг поняла: не хочу на море, не хочу в Египет, в Турцию. Хочу на крестный ход, чтобы побыть в молитве, попытаться осознать до конца свои грехи, покаяться, как тот разбойник Вавила. Дома - быт, бесконечные хлопоты не дают настроиться на молитвенный лад.

Ольга не считает себя воцерковившимся человеком; пока она еще только на пути к этому. Надеется, что по дороге в Вавилов Дол в ее душе произойдут серьезные перемены.

- Дома осталась семья: муж и сыновья. Они поддержали меня в моем решении, и я благодарна им за это,- говорит Ольга. А я думаю о том, что в какой-то степени крестный ход - это подвиг не только участвующих в нем, но и тех, кто остается и берет на себя заботы о быте, о семье, о малых детях.

Впрочем, и среди собравшихся в путь - детей немало: от подростков до грудничков. Наташа - мама троих дочерей. Младшая Верочка - совсем крохотная - у мамы на руках. Верочка участвует в крестном ходе уже второй раз - в прошлом году она путешествовала у мамы «под сердцем».

- В том году я шла просить - а сегодня иду благодарить Бога за это чудо,- улыбается собеседница, показывая на дочку, сосредоточенно пытающуюся засунуть в рот крепко сжатый кулачок. Обе старшие дочери тоже идут с мамой. Ивантеевка - их родина. Но теперь семья живет в Подмосковье, поэтому до начала 500-километрового пешего пути им пришлось проехать 800 километров, чтобы добраться до Саратова.

На мой вопрос, не боится ли она идти с грудной дочерью, Наташа уверенно отвечает: «Христос нас защитит».

У ворот храма - веселая стайка ясноглазых девочек-подростков. Саша - «провожающая»; она участвовала в крестном ходе в прошлом году, видно, что немного завидует подругам. Люба и Аня идут впервые, надеются с Божией помощью дойти до конца.

- Хотим потрудиться для Господа. Вот сдавали экзамены, просили у Него помощи. Теперь нужно благодарить. И себя испытать. Очень страшно не выдержать, начать унывать. Народу много - вдруг согрешим, обидим кого-нибудь? - наперебой делятся своими размышлениями девочки.

Галина - многодетная мама, вместе с мужем она провожает двух сыновей - 13-летнего Сашу и 16-летнего Мишу. Галина работает в храме, мальчики помогают в алтаре. Я спрашиваю, как она решилась отпустить мальчишек одних.

- Да вот плакала даже дома, пока никто не видит,- рассказывает она.- Другие-то родители детей в лагерь, к морю отправляют, а мы - на крестный ход... Сами с мужем работаем, но обязательно выберем хоть пару дней, чтобы присоединиться...

Галина хочет, чтобы мальчики получили опыт непрестанной молитвы, поняли, что Бог - везде, что Он всегда рядом. В обычной жизни ребенку непросто почувствовать это.

Молодой саратовец Сергей идет уже во второй раз. Видно, что для него участие в крестном ходе - большая духовная радость.

- Два года назад я решил сделать себе подарок ко дню рождения - купить Священное Писание,- вспоминает мужчина.- Я тогда был некрещеный, и только начинал всерьез задумываться о вере, о Боге. В храме, в свечной лавке, матушка рассказала мне о том, что в Вавилов Дол ушел крестный ход, и я дал себе обещание на следующий год обязательно принять в нем участие.

Обещание Сергей сдержал. Его окрестили во время крестного хода - в елшанском храме во имя святых новомучеников и исповедников Россий­ских. Жизнь вошла в правильную колею: Сергей женился, оставил вредные привычки. Теперь с женой Светланой они - прихожане саратовского храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца. За последний год у Сергея совершенно изменился круг общения: теперь среди его друзей много тех, с кем вместе молился и претерпевал трудности на пути к Вавилову Долу.

По двору храма быстро передвигается Сергей Михайлович Чамышев. Он отвечает за все организационные моменты крестного хода. Машины, маршрут, места стоянок, продукты, вода... Все на нем! С каждым годом опыт Сергея Михайловича растет, а значит, все меньше возникает накладок, быстрее устраняются последствия непредвиденных ситуаций. Его супруга - Любовь - отвечает за трапезы.

- Самое трудное в дороге - смирение и послушание,- делится он наблюдениями.- Кто-то не хочет идти там, где его поставили. Другой считает, что движемся слишком быстро. Кому-то кажется, что мало отдыхаем. Бывает, что впадают в уныние. Но ведь мы для этого и идем, чтобы победить свои грехи, страсти. Бывает, что кто-то впервые идет просто из любопытства. Но, как правило, после крестного хода такие люди быстро воцерковляются, становятся активными прихожанами храмов.

...Я задаюсь вопросом о том, ЧТО же дает Господь этим людям, которые с радостью тратят свой отпуск или каникулы на то, чтобы под безжалостным солнцем или всепроникающим дождем сбитыми в кровь ногами отмерять бесконечные километры дороги, творя непрестанную молитву? Видимо, ответ на этот вопрос можно получить, только совершив этот подвиг...

Но вот трапеза закончена. В считанные минуты, без суеты, люди выстраиваются в колонну. Впереди - большая икона Царственных страстотерпцев, за ней люди с хоругвями и иконами... Из Саратова в паломничество отправляется порядка 300 богомольцев. Крестный ход закончится 17 июля - в день памяти убиенных царя и его семьи - в Вавиловом Доле, где в годы советской власти были репрессированы насельники пещерного монастыря.

Елена Гаазе

Фото Д. Каменщикова

Газета "Православная вера". № 13 (441), июль, 2011 год

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57418&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Гаазе
Все статьи Елена Гаазе
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51