Взрыв. Воспоминания
«Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные «козырьки», предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая», - рапортовала «Вечерняя Москва», сообщая оразрушении главного храма Русской Церкви как о выдающемся научном или инженерном достижении.
Взрыву действительно предшествовала серьезная работа. С одной стороны - идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.С другой - техническая: Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:
«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.
Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.
Изо
дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор,
военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с
особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением
пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников
живых и давно умерших.
Красивейший
парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную
площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами,
изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и
втоптанными в грязь розами.
Шло время, оголились от золота
купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных
окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в
будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали
упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые
кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление
камня. Храм был сложен из огромных плит
песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным
свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и
ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел
приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:
- Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...
Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».
Храм Христа Спасителя - в благодарность Богу и павшим в 1812 году
Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти. Вспомним его историю.
25
декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о
строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского
воинства в Отечественной войне 1812 года.
Москва
была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания - дома,
больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом
сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим
размерам храм. Проекты здания обсуждались, деньги на постройку не
только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать
свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело.
Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.
В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы - их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу - строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские.
Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм.
Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний - очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным!
От
закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа
Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа
Спасителя строили почти в 9 раз дольше - 44 года: первый камень заложили
осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.
Расписывали храм художники Российской Академии Художеств - Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.
Въезжая в Москву, ее гости или возвратившиеся домой москвичи издалека видели, как блестит на солнце золотой купол храма.
Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное времяпроводили специальные экскурсии.
В храме постоянно собирались пожертвования, которые использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам, раненым. В 1917-м году именно в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх - Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику святых.
И вот 5 декабря 1931 года этот прекрасный собор взорвали.
Осколки Храма в современной Москве
Сегодня, проходя по центру Москвы или же заходя в нынешний Храм Христа Спасителя, мы можем представить себе, как выглядел прежний храм, ведь нынешний по своим размерам, росписям, по своему внешнему виду - почти точная копия разрушенного.
Но иногда хочется узнать, а осталось ли что-то от первого Храма Христа Спасителя в Москве и, в частности, в современном кафедральном соборе?
Можно
сказать, что отчастихрам буквально растворился в Москве: храмовым
мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а
скамейки установили на «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев
Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой
дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать
городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально
стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его
восстановление совершенно невозможным.
Фрагменты фриза Храма Христа Спасителя перенесли в Донской монастырь.
По-прежнему неясно, что стало с храмовыми колоколами.
Ансамбль колоколов Храма Христа Спасителя был одним из самых больших и тяжелых колокольных подборов, отлитых во второй половине XIX века. По весу, количеству и размерам колоколов его можно было сравнить только с набором колоколов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.
Вес большого колокола достигал 27 тонн. Отлит подбор, или звон колоколов был в Москве на заводе Николая Дмитриевича Финляндского, заводские цеха которого располагались на Сухаревке. Отливкой и последующей расчеканкой колоколов руководил ведущий мастер завода Ксенофонт Веревкин. Уникальный большой (722 пуда) колокол этого мастера недавно вернулся из Америки домой, на колокольню московского Даниловского монастыря. Этот же мастер отливал большой благовестный колокол в 300 пудов для Елеонской колокольни в Иерусалиме.
Колокольный завод Богдановых - Финляндских был лучшим заводом в Российской Империи. Именно на предприятии Богдановых - Финляндских задолго до колоколов Храма Христа Спасителя был отлит и изготовлен Большой Успенский колокол для Успенской звонницы, что при колокольне Иван Великий в Кремле - самый тяжелый колокол в Москве.
Все колокола Храма Христа Спасителя, созданные единым подбором, являлись настоящим произведением искусства. Проект их художественного оформления был создан в тесном сотрудничестве архитекторов, создававших Храм, и мастеров - колокололитейщиков.
Есть сведения, правда, относящиеся, скорее к области слухов, что на подбор колоколов Храма Христа Спасителя претендовал Большой театр. Однако на одной из старых фотографий мы видим сброшенный с храма большой колокол. Так что, вероятно, в Большой театр колокола не попали.
Колокол, сброшенный с Храма Христа Спасителя
Один
из больших подзвонных колоколов весом 850 кг долгое время находился в
старом здании МХАТа, откуда в 1988 или 1989 году Олег Николаевич
Ефремов, художественный руководитель театра, передал его в
Троице-Сергиеву Лавру. В этот колокол звонят во время торжественных
звонов в обители. Он подвешен в восточной арке на третьем ярусе лаврской
колокольни.
Три или четыре года назад в Храм Христа Спасителя принесли небольшой трехпудовый колокол, который сохранился на колокольне церкви Ильи пророка в Черкизове. В церковь купили современный новый подбор колоколов и, когда заменяли прежние колокола, прочли надписи и поняли, что этот колокол был из разрушенного кафедрального собора Москвы. Можно предположить, что, когда разбирали храм, некоторые не очень тяжелые колокола просто вынесли из храма на руках. Есть ли другие колокола из прежнего Храма Христа Спасителя, пока не известно.
Сохранившийся же в Ильинской церкви колокол сейчас временно находится в Храме Христа Спасителя в кабинете звонарей. Он цел и звучит. Была даже идея подвесить его на колокольню, но по звучанию он проигрывает в сравнении с новыми колоколами. Возможно, его повредили, когда выносили из прежнего храма или же во время не очень аккуратного звона в храме Ильи пророка.
Картины Василия Верещагина хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен - "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" - были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя. Уцелели и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя, так что их могут посмотреть все желающие.
Несколько
лет назад одна женщина принесла в возрожденный храм икону Спаса,
написанную Евграфом Семеновичем Сорокиным, которая некогда находилась в
храме Христа Спасителя. Сейчас на ее месте установили копию, а
подлинную икону поставили справа от алтаря в нижнем, Преображенском
Храме. И сегодня многие приходят помолиться перед этим образом.