Храм Христа Спасителя: 80 лет со дня взрыва

Новости Москвы 
0
722
Время на чтение 12 минут
5 декабря 1931 года в центре Москвы несколько раз прогремел жуткий гром. «Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных», - писала газета "Вечерняя Москва" 6 декабря 1931 года. Сегодня, спустя 80 лет после разрушения главного храма Русской Церкви, предлагаем вам вспомнить это трагическое событие, а также историю самого Храма Христа Спасителя.

Взрыв Храма Христа Спасителя

Взрыв Храма Христа Спасителя


Взрыв. Воспоминания

«Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные «козырьки», предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая», - рапортовала «Вечерняя Москва», сообщая оразрушении главного храма Русской Церкви как о выдающемся научном или инженерном достижении.

Взрыву действительно предшествовала серьезная работа. С одной стороны - идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.С другой - техническая: Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:

«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

 

 


Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

 

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

- Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

Храм Христа Спасителя - в благодарность Богу и павшим в 1812 году

Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти. Вспомним его историю.

25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года.

Старинная открытка

Старинная открытка

Москва была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания - дома, больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим размерам храм.  Проекты здания  обсуждались, деньги на постройку не только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело.

Первоначальный проект Храма Христа Спасителя. Архитектор А. Витберг

 

Первоначальный проект Храма Христа Спасителя. Архитектор А. Витберг

Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.

В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы - их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу - строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед  устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские.

Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм.

Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний - очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным!

 

Замоскворечье. Н.Е. Маковский

 

Замоскворечье. Н.Е. Маковский


От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год.  Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше - 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.

Расписывали храм художники Российской Академии Художеств - Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры,  настоящим произведением искусства.

Голова Христа. Н.А. Кошелев

Голова Христа. Н.А. Кошелев

Въезжая в Москву, ее гости или возвратившиеся домой москвичи издалека видели, как блестит на солнце золотой купол храма.

 

Храм Христа Спасителя. М.А.Сатаров
Храм Христа Спасителя. М.А.Сатаров

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное времяпроводили специальные экскурсии.

В храме постоянно собирались пожертвования, которые  использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам, раненым. В 1917-м году именно в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх - Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику святых.

Трон патриарха Тихона в алтаре современного Храма Христа Спасителя
Трон патриарха Тихона в алтаре современного Храма Христа Спасителя

И вот 5 декабря 1931 года этот прекрасный собор взорвали.

Храм Христа Спасителя после взрыва

 

Храм Христа Спасителя после взрыва

Осколки Храма в современной Москве

Сегодня, проходя по центру Москвы или же заходя в нынешний Храм Христа Спасителя, мы можем представить себе, как выглядел прежний храм, ведь нынешний по своим размерам, росписям, по своему внешнему виду - почти точная копия разрушенного.

Но иногда хочется узнать, а осталось ли что-то от первого Храма Христа Спасителя в Москве и, в частности, в современном кафедральном соборе?

Можно сказать, что отчастихрам буквально растворился в Москве: храмовым мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки установили на  «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его восстановление совершенно невозможным.

Мраморные доски во время попытки демонтировать Храм Христа Спасителя

 

Мраморные доски во время попытки демонтировать Храм Христа Спасителя

Фрагменты фриза Храма Христа Спасителя перенесли в Донской монастырь.

Горельефы Храма Христа Спасителя, вмонтированные в стену Донского монастыря

 

Горельефы Храма Христа Спасителя, вмонтированные в стену Донского монастыря

По-прежнему неясно, что стало с храмовыми колоколами.

Ансамбль колоколов Храма Христа Спасителя был одним из самых больших и тяжелых колокольных подборов, отлитых во второй половине XIX века. По весу, количеству и размерам колоколов его можно было сравнить только с набором колоколов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.

Вес большого колокола достигал 27 тонн. Отлит подбор, или звон колоколов был в Москве на заводе Николая Дмитриевича Финляндского, заводские цеха которого располагались на Сухаревке. Отливкой и последующей расчеканкой колоколов руководил ведущий мастер завода Ксенофонт Веревкин. Уникальный большой  (722 пуда) колокол этого мастера недавно вернулся из Америки домой, на колокольню московского Даниловского монастыря. Этот же мастер отливал большой благовестный колокол в 300 пудов для Елеонской колокольни в Иерусалиме.

Колокольный завод Богдановых - Финляндских  был лучшим заводом в Российской Империи. Именно на предприятии Богдановых - Финляндских задолго до колоколов Храма Христа Спасителя был отлит и изготовлен Большой Успенский колокол для Успенской звонницы, что при колокольне Иван Великий в Кремле - самый тяжелый колокол в Москве.

Все колокола Храма Христа Спасителя, созданные единым подбором, являлись настоящим произведением искусства. Проект их художественного оформления был создан в тесном сотрудничестве архитекторов, создававших Храм, и мастеров - колокололитейщиков.

Есть сведения, правда, относящиеся, скорее к области слухов, что на подбор колоколов Храма Христа Спасителя претендовал Большой театр.  Однако на одной из старых фотографий мы видим сброшенный с храма большой колокол. Так что, вероятно, в Большой театр колокола не попали.

Колокол, сброшенный с Храма Христа Спасителя
Колокол, сброшенный с Храма Христа Спасителя

Один из больших подзвонных колоколов весом 850 кг долгое время находился в старом здании МХАТа, откуда в 1988 или 1989 году Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель театра, передал его в Троице-Сергиеву Лавру.  В этот колокол звонят во время торжественных звонов в обители. Он подвешен в восточной арке на третьем ярусе лаврской колокольни.

Колокол из Храма Христа Спасителя на колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото И.В. Коновалова

 

Колокол из Храма Христа Спасителя на колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото И.В. Коновалова

Три или четыре года назад в Храм Христа Спасителя принесли небольшой трехпудовый колокол, который сохранился на колокольне церкви Ильи пророка в Черкизове. В церковь купили современный новый подбор колоколов и, когда заменяли прежние колокола, прочли надписи и поняли, что этот колокол был из разрушенного кафедрального собора Москвы. Можно предположить, что, когда разбирали храм, некоторые не очень тяжелые колокола просто вынесли из храма на руках. Есть ли другие колокола из прежнего Храма Христа Спасителя, пока не известно. 

 

Трехпудовый колокол Храма Христа Спасителя, сохранившийся в Ильинском храме в Черкизове

 

Трехпудовый колокол Храма Христа Спасителя, сохранившийся в Ильинском храме в Черкизове

Сохранившийся же в Ильинской церкви колокол сейчас временно находится в Храме Христа Спасителя в кабинете звонарей. Он цел и звучит. Была даже идея подвесить его на колокольню, но по звучанию он проигрывает в сравнении с новыми колоколами. Возможно, его повредили, когда выносили из прежнего храма или же во время не очень аккуратного звона в храме Ильи пророка.

Картины Василия Верещагина хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен -  "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" - были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя. Уцелели и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя, так что их могут посмотреть все желающие.



Несколько лет назад одна женщина принесла в возрожденный храм икону Спаса, написанную Евграфом Семеновичем Сорокиным, которая некогда находилась в храме Христа Спасителя. Сейчас на ее месте  установили копию, а подлинную икону поставили справа от алтаря в нижнем, Преображенском Храме. И сегодня многие приходят помолиться перед этим образом.

http://www.taday.ru/text/1337740.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14