Если Вам ещё не приходилось бывать в Новгороде-Северском, при оказии обязательно посетите! Уютный городок на высоком правом берегу Десны является самой северной окраиной Черниговской области Украины. Дальше уже простирается Брянская область России. Жителей тут немногим более 14 тысяч. Несмотря на новостройки, которые совершенно не портят лик города, всё здесь дышит стариной, поскольку некогда это место являлось центром удельного древнерусского княжества. Об этом напоминают следы археологических раскопок на Замковой горе, а также установленный на ней к 1000-летию города и 800-летию «Слова о полку Игореве» (1989) величественный памятник сказителю Бояну, славному певцу «руських» витязей. Отсюда, из своего терема, князь Игорь Святославич, главный герой «Слова о полку Игореве», выступил в свой злополучный поход на половцев.
Древний Спасо-Преображенский монастырь поражает красотой и ухоженностью. Основал его в 1033 году первый достоверно известный черниговский князь Мстислав, пришедший в Сиверский край из далёкой Тмутаракани. По сравнению с другими, бедными и полуразрушенными монастырями Черниговщины, Спасо-Преображенский выглядит первоклассно! Это и не удивительно, ведь денег на его реставрацию в конце прошлого столетия не жалели. А всё благодаря президенту Украины Л. Кучме, выходцу из этих мест.
Высоки и значительной толщины белокаменные монастырские стены. Памятный знак недалеко от монастырских ворот напоминает о разыгравшейся в годы Великой Отечественной войны трагедии. В 1941-1943 гг. в полуразрушенной обители находился концлагерь, в котором фашисты замучили 20 тысяч советских людей.
Пройдя по деревянному мостку через сухой ров (в давние времена, естественно, он был заполнен водой) и ворота с надвратной колокольней, ступаем на монастырский двор. Всюду чистота и порядок, выложенные плиткой дорожки между аккуратно подстриженными газонами и лужайками. Поражает своей монументальностью Спасо-Преображенский собор (1786-1787), главное архитектурное сооружение монастыря.
Он построен на месте древнего разрушенного монголо-татарами Спасского храма. За собором - нарядный двухэтажный домик, здесь находятся апартаменты для высоких гостей. А рядом сложенный из просмоленных дубовых брёвен угол монастырской стены. Деревянная лестница ведёт во второй ярус, где расположена небольшая уютная комната. Глянув в небольшое оконце, можно увидеть накрытый нарядной скатертью стол. За ним 27 июня 2004 года встречались президенты Украины, Беларуси и России: Л. Кучма, А. Лукашенко, В. Путин. Всё в комнате сохранилось в нетронутом виде, как было при встрече.
А с монастырской стены открывается необъятное приволье удивительного пейзажа под лазурным, без единого облачка небом. «Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое Новгород-Северским монастырем, вполне способно производить подобные чувствования...», - увидев с монастырских стен прилегающие окрестности, писал в середине XIX ст. черниговский архиепископ Филарет Гумилевский.Всё здесь дышит древней Русью! Вдруг ясно представляется, что на Десне лениво покачиваются древнерусские струги. И на них, блистая на солнце доспехами и оружием, поднимается дружина князя Игоря...
Очнувшись от наваждения, всматриваешься на застывшее под монастырской стеной женское изваяние. Это - памятник Ярославне: стройная княжна, словно предчувствуя бедственную участь любимого, воздела в порыве горестном руки, окаменела на самом краю крутояра.
Высокие, светлые мысли навевает знакомство с древним русским городом, вотчиной удельного князя Игоря Святославича, оставившего своё имя в скрижалях истории благодаря гению автора «Слова о полку Игореве».История похода князя Игоря и древнерусский литературный памятник «Слово о полку Игореве» со времени появления первого его печатного издания (1800) воспринимаются как единое целое, которое нельзя никоим образом расчленить. Неизвестный автор ярким образным слогом поведал Руси о безрассудном полке дружины князя Игоря в Половецком поле. Поход русичей к Дону синему за «честью и славой» обернулся полным разгромом на неведомой реке Каяле: сразу четыре князя - невиданное дело в русской истории! - попали в плен. Последствия сокрушительного поражения были ужасны! «Застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей», - горько сказал автор «Слова о полку Игореве».
Но князь Игорь недолго пробыл в плену у своего будущего родственника, хана Кончака (сын Игоря - Владимир, участвовавший в походе, в неволе женился на дочери хана). Бежал удачно вместе с половцем Овлуром и явился с повинной головой к великому киевскому князю Святославу, своему двоюродному брату.
Сложна и неоднозначна оценка жизнедеятельности князя Игоря современниками и потомками. Однако судьба смелого, но безрассудного князя, талантливо рассказанная в поэме, будет всегда волновать людей, неравнодушных к своей истории, литературе, старому русскому слову.
«Не лепо ли ны бяшет, братие, Начати старыми словесы трудных повестий О полку Игореве, Игоря Святославлича! Начати же ся той песни По былинам сего времени, А не по замышлению Бояню».Необходимость открытия в Советском Союзе музея, посвящённого «Слову о полку Игореве», долго витала в воздухе. Много было городов-претендентов, но музей открыли на родине князя Игоря (1990). А всё благодаря недюжинным стараниям Святослава Воинова, увлечённого человека, истово влюблённого в «Слово...», посвятившего его изучению и всему, что связано с ним, всю свою сознательную жизнь. Не показательно ли, какое у энтузиаста старинное древнерусское имя, да и фамилия подстать имени!
Святослав родился в Новгороде-Северском, здесь окончил школу, начал трудовую деятельность. После окончания Харьковского политехнического института работал инженером-конструктором на предприятиях радиопромышленности. Призыв в армию во многом определил его дальнейшую жизнь: отслужив срочную, стал работать военпредом на оборонных предприятиях Союза. Переменчивая судьба забросила его в Новосибирск, но светлые воспоминания о родном городе бередили сердце. Как-то в книжном магазине попалась ему на глаза книга Георгия Лаппо «Рассказы о городах». В ней была яркая цитата о Новгороде-Северском из очерка Николая Вирты «Превращение в захолустье». Именно тогда, как вспоминает Святослав, у него пробудился неподдельный интерес к родному краю, его истории, захотелось заново перечитать «Слово...».И вот в руки ему попадается повесть пермского писателя Алексея Домнина «Матушка-Русь», в которой шла речь о «Слове...» и выдвигалась гипотеза об авторе (одна из многих, уже опубликованных ранее). Она-то окончательно и определила круг интересов Святослава. С тех пор он серьёзно увлёкся древнерусской поэмой, стал скрупулёзно собирать материалы, посвящённые «Слову...». Но собирал не ради коллекционирования, а с заветной целью: открыть в родном городе музей «Слова о полку Игореве».
Страстное увлечение сблизило с такими же увлечёнными людьми. Пермский писатель А.М. Домнин, известные советские учёные, академики Д.С. Лихачёв, Б.А. Рыбаков и многие-многие другие известнейшие в Союзе люди помогли ему в становлении как профессионального коллекционера, собирателя самых разнообразнейших материалов (вплоть до значков!), затрагивающих тематику, символику «Слова...». А филолога Владимира Ивановича Стеллецкого, одного из лучших переводчиков поэмы в прошедшем столетии, бывшего одно время секретарем комиссии по «Слову о полку Игореве» при Союзе писателей СССР, Воинов считает своим духовным и научным наставником.Теперь Святослав Воинов с гордостью называет свою обширную коллекцию, в которой немало раритетных изданий. «Моя Словиана». За долгие годы собирательства она стала уникальной, является лучшей на всём постсоветском пространстве! В ней насчитывается - ни много ни мало - 15 тыс. разнообразнейших материалов. 19 известных слововедов передали С. Воинову свои личные архивы. За 35 лет собраны практически все прозаические и поэтические произведения, многие из них с дарственными надписями и автографами авторов, более чем тысяча газетных статей дополняет собрание. В «Словиане» много разделов, но особую гордость коллекционера составляет книжный, включающий более 50 дореволюционных изданий, начиная с перевода Н. Грамматина (1823). Наиболее полно собраны книги советского периода, зарубежная литература по «Слову...» представлена переводами на 26 языках.
О его «Словиане» можно говорить часами, но особо хочется выделить в ней личные архивы А.М. Домнина и В.И. Стеллецкого. В последнем хранятся письма многих широко известных в Советском Союзе учёных и литераторов, вот лишь небольшой перечень фамилий: В.П. Адрианова-Перетц, С.П. Обнорский, Ф.П. Филин, Д.С. Лихачев, Н.К. Гудзий, А.А. Зимин, В.Ф. Ржига, Л.А. Дмитриев, О.В. Творогов, С. Городецкий, С. Маршак, Вс. Рождественский.
Первая выставка «Словианы», на которой было представлено 200 книг, прошла в 1979 году в Новосибирске и получила много положительных отзывов. А в 1985 году, провозглашённом ЮНЕСКО годом «Слова о полку Игореве», торжественно отмечалось 800-летие поэмы. И география выставок значительно расширилась. Они с успехом прошли в Москве на Международной книжной выставке-ярмарке, Перми, Дзержинске Горьковской области, Ивано-Франковске, Чернигове.
С головой погрузившись в чарующий мир древнерусской поэмы, Святослав Воинов целых 15 лет добивался, чтобы в родном городе открыли музей «Слова о полку Игореве». А когда это стало реальностью, оставил службу и вернулся на родину. В Новгороде-Северском уже известный исследователь, подвижник музейного дела встретил полное понимание и поддержку, стал основателем и первым директором музея-заповедника «Слово о полку Игореве», в который отдал часть своей уникальной коллекции. На её основе была создана научная библиотека музея с фондом, насчитывающим около 2000 книг.
Однако на этом Воинов не успокаивается, мечтает превратить музей областного подчинения во всеукраинский культурный центр. Разрабатывает научную концепцию создания такого центра, прикладывает много сил и стараний для её осуществления. Но такой целеустремлённый, въедливый человек, настойчиво теребящий областное начальство своими задумками, оказался вдруг не ко двору. Зачем журавль в небе, когда синица в руках? Натянутые, осложняющие жизнь отношения с местными и областными бюрократами от культуры привели к конфликту. Не перескажешь все обстоятельства серьёзных разногласий, но в мае 1993 года, почти через три года после открытия музея, Святославу Святославовичу пришлось уйти с должности директора. Его неоднократные обращения в вышестоящие инстанции с просьбой разобраться в сложившейся нездоровой ситуации вокруг музея остались тщетны. Никоим образом не помогла найти выход из создавшихся обстоятельств переписка между Министерством культуры Украины и Институтом литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, сочувствующих «опальному» коллекционеру.Однако прошедшие годы неустанной борьбы не сломили Святослава Воинова, он по-прежнему полон сил и энергии. Успешно защитил кандидатскую диссертацию, работает над докторской и всё так же мечтает превратить родной Новгород-Северский в город-музей.
А вот сам музей-заповедник «Слово о полку Игореве» без своего первого директора явно осиротел. Его сотрудники так и не смогли создать полноценную музейную экспозицию, в чём вынуждены были признаться в недавно изданном буклете. Хочется верить, что справедливость обязательно восторжествует. Воинова, библиофила с большой буквы, обладателя знаменитого раритетного собрания «Слова о полку Игореве», одного из его лучших знатоков, обязательно восстановят в должности директора музея-заповедника в родном городе. Иначе горькой правдой окажутся его слова, сказанные в разгар конфликта: «...а всемирно известная новгород-северская коллекция «Слова о полку Игореве» остаётся невостребованной и ненужной Украине. Вот таков финал неприглядной истории, которая ложится позорным пятном не только на древний Новгород-Северский, но и на культурную жизнь всей Украины. С другой стороны, в нынешней независимой Украине, где на всех уровнях чрезмерно много говорят о духовном возрождении нации, очень мало делается для сохранения культуры, заметны многие потери за последние годы в области культуры. Как пример - фактическое уничтожение музея-заповедника «Слово о полку Игореве» в Новгороде-Северском, созданного россиянином. Получив, наконец, государственность, Украина за 20 лет так и не смогла стать на путь созидательного развития. Похоже, что народ, более семи веков назад потерявший свою государственность, отвык от принятия самостоятельных государственных решений».
Как говорится, ни убавить, ни прибавить!
http://rusedin.ru/2011/11/27/vlyublyonnyj-v-slovo-o-polku-igoreve/