В
день празднования Казанской Иконы Божией Матери и Дня народного
единства в Харькове были представлены книги «Святыни Великой России» и
«Храмы Великой России», написанные и составленные харьковчанином
Станиславом Минаковым.
Презентация
проходила в пресс-центре информагентства «STATUS QUO» на фоне
красноречивого баннера «День русского народного единства».
По
словам Геннадия Макарова, главы объединения «За культурно-языковое
равноправие», председателя координационного совета русских организаций
Востока Украины «Русское Вече», презентация книг была подготовлена
именно к этой дате, берущей отсчет со дня освобождения Москвы от
иноземных оккупантов в 1612 году русским народным ополчением под
руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Дело
в том, что 4 ноября 1612 года стало днем чествования народившегося
русского гражданского общества, которое стало главной силой в
преодолении Смуты только с 1649 года по Указу Царя Алексея Михайловича.
"С
приобретенной традицией гражданской самоорганизации, - высказал свое
суждение Г. Макаров, - русский народ успешно преодолевал все европейские
нашествия. Здесь, на Слобожанской земле, на территории нынешних Сумщины
и Харьковщины, было в 1708-1709 годах развернуто партизанское народное
сопротивление шведским оккупантам во главе с королем Карлом XII.
Результат нам известен: самое сильное войско мира, захватившее на тот
момент большую часть Европы, вынуждено было изменить своим планам похода
через Белгород на Москву, а затем потерпело под Полтавой сокрушительное
поражение".
Ведя
разговор о презентовавшихся книгах, было подчеркнуто, что сейчас
историческая Великая Россия возрождается на своих святынях, на
исторической памяти, на православной вере. Именно этому -
просветительскому - делу, собиранию святынь Великой России под одной
книжной обложкой и посвятил в Харькове в нескольких изданиях свою
деятельность русский писатель и поэт С. Минаков.
«Святыни
великой России» (Москва, ЭКСМО, 2011) - полноцветный крупноформатный
том, иллюстрированный современными фотографиями и картинами знаменитых
русских художников. В 2010 году тем же издательством был выпушен
составленный С. Минаковым альбом «Храмы великой России», такого же
формата, а этой работе, в свою очередь, предшествовала вышедшая большая
энциклопедия «Храмы России» (2008 и 2009). В новом труде преобладает
визуальный ряд, это фактически альбом, как и «Храмы великой России».
Работая над книгами, харьковский автор ставил задачу показать красоту русской культуры, красоту Русского Православия. Ведь Красота - это одна из Божественных ипостасей. Все, что свято для русского национального самосознания - храмы, иконы, мощи святых и русская культура, отражено в книге. Новая книга, как отмечается в аннотации, - «о самой сокровенной России, обо всем, чего "аршином общим не измерить"... Эта книга о великих святынях Отечества, которые наполняют светом всю русскую историю и жизнь каждого из нас». Название не должно вводить в заблуждение ищущих конфронтации. В обоих изданиях немалое место уделено и Киевской Руси - храмам, иконам, монастырям, святым Киева, Чернигова, Почаева, Святогорья.
«В
этот немалый перечень, - утверждает создатель книги «Святыни великой
России», - что именно - неявно, постепенно, исподволь, от колыбели до
смертного одра - делает русского человека русским, мы включим и нашу
Православную веру, а в ней и наши храмы, и наши иконы, и сонм
подвижников Русской Земли, а среди них есть и молитвенники за Святую
Русь, и ратники, землю нашу в веках отстоявшие и собравшие, славу ее
приумножившие, а также князья и государи, помазанники Божии, коим
венчана была судьба Отечества».
Книга
выстроена хронологически. И начинается с «русского апостола» Андрея
Первозванного, с крещения княгини Ольги, с Херсонеса. В книге мы находим
и другие древние города Руси: Ярославль, Ростов Великий, и древние
лавры и обители, и образы святых - Сергия Радонежского, Серафима
Саровского, Ксении Петербургской, Иоасафа Белгородского, Иоанна
Кронштадтского, Серафима Вырицкого, Матроны Московской и др. Найдет
читатель и главу «Русский Никола», посвященную почитанию в России
святителя Николая Чудотворца. Есть в издании и глава «Духоносное русское
старчество», где визуально представлены Оптина пустынь, Площанская и
Глинская пустыни, прославившиеся старцами, в том числе и в ХХ веке.
Прочтет и увидит любитель русских святынь и главы «Золотой век русской поэзии» и «Святая русская литература XIX века», «Наша Третьяковка» и «Русский музей», страницы об ученых, музыкантах. Конечно же, немало места уделено храмам Отечества, русским героям, спасителям Отчизны в разные эпохи, Георгиевским кавалерам, памятной Георгиевской ленточке. И событиям XIX и XX веков - его страшным войнам, начиная с Крымской кампании 1853-1856 годов, освобождения Балкан, образу гордого крейсера «Варяг». Особым мемориалом предстают главы о трех ратных полях России: Куликовом, Бородинском, Прохоровском.
На развороте, названном строками Лермонтова и Хлебникова «России черный год. Некто 1917», с помощью картин Петрова-Водкина, Кустодиева и Филонова рассказано о революции. Внятно отражена в издании русская монархическая линия.
По словам Сергея Моисеева, председателя Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая», в обоих презентованных томах представлены святыни всей Руси, которую не следует разделять на междоусобные наделы, даже если сегодня фрагменты Руси-России стали «независимыми государствами. Культура - одна, вера - одна, память, духовность, ментальность - едины, а потому расчленение нашего Отечества на противостоящие и конкурирующие наделы выгодно лишь противникам сильной Руси». Книги, хотя и иллюстрированы современными фотографиями, носят характер исторический, ретроспективный. Актуальность этих изданий несомненна. "В противостоянии цивилизаций Украина не случайно стала и сегодня камнем преткновенным, - заметил с горечью автор книг на презентации. - Ведь отсюда есть пошла Русская земля, здесь зародилось русское монашество, русская цивилизация. И, несмотря на распад Единого Отечества, врагам не удалось сделать главное - разорвать наше духовное единство. Одним из ярких примеров того, что мы произросли из одного корня, являются, в частности, три древних храма Святой Софии - в Киеве, Новгороде и Полоцке, построены в одну эпоху, в XI веке. Теперь эти храмы оказались в трех вроде бы разных странах, но они свидетельствуют о нашей духовной общности и цельности". «А разве не общая святыня - Победа в Великой Отечественной войне?» - веско подчеркнул автор. К святыням автор относит не только культуру, но и отечественную природу, ведь ландшафт «является духовнообразующим фактором, влияет на формирование ментальности». Несколько разделов книги посвящены природе Руси. Днепр и Волга - это духоносные артерии, вдоль которых развивалась наша цивилизация.
К сожалению, творческая деятельность русских литераторов, являющихся гражданами Украины, сегодня практически не отражается в информационных ресурсах страны, несмотря на то что писатели активно публикуются и в «толстых» журналах, и альманахах, антологиях Русского мира. И книги у них выходят преимущественно за рубежами Украины. Это - недопустимый информационный перекос, в результате которого создается картина полного отсутствия русского писательского и поэтического слова на территории Украины. Автора презентуемых книг беспокоит сегодняшняя маргинализация русских писателей Украины. «Мы живем, под собою не чуя страны», - напомнил он известную поэтическую строку.
Корреспондент агентства «Укринформ» Светлана Легостаева вспомнила на презентации о просветительских и собирательных издательских харьковских проектах С. Минакова прежних лет. Вместе с друзьями-поэтами А. Дмитриевым и И. Евсой он собрал и выпустил в свет в 2000 году антологию «Дикое поле. Стихи русских поэтов Украины второй половины ХХ века», литературно-художественный альманах «Двуречье», (2004 год), изданный к 350-летию Харькова и 300-летию его города-побратима Санкт-Петербурга, а также сборник «Ветка былой Эллады. Греческие мотивы в современной русской поэзии» (2004 год). Для подтверждения того, что современные русские писатели Украины, в частности Харькова, существуют и активно действуют в русском духовном, информационно-культурном пространстве, С. Минаков кроме «Святынь» и «Храмов» представил большие современные резонансные антологии, в которых опубликованы произведения современных харьковских поэтов: «Молитвы русских поэтов» (Москва, Вече, 2010 год), «Русская поэзия XXI века» http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1004.html (Москва, Вече, 2009 год), «Ты припомни, Россия» (Антология военной поэзии. К 65-летию Великой Победы; Москва, 2009 год).
Отдельно писатель остановился на вышедшем в октябре этого года в Санкт-Петербурге альбоме «Станислав Косенков», посвященном 70-летию со дня рождения известного художника-белгородца, трагически ушедшего из жизни в 1993 году. В российском Белгороде, соседе-побратиме Харькова, теперь установлен памятник художнику в центре города, работает мастерская-музей его имени, с этого года учреждена биеннале и премия имени С. Косенкова. Нерушимость харьковско-белгородских уз заключена в данном случае в том, что Косенков закончил Харьковский художественно-полиграфический институт (ныне Академия дизайна), где был любимым учеником Василия Ермилова, знаменитого русского отца украинского авангарда 1920-1930-х годов. А харьковчанина С. Минакова белгородцы попросили написать к этому альбому вступительную статью. Завершая презентацию книг «Святыни Великой России» и «Храмы Великой России» автор составитель С. Минаков отметил: «Я пришел сюда, чтобы сказать, что здесь, в Харькове, русская культура растворена во всем, неисчерпаема. В китайском театре, если актер отворачивается от зрителя, считается, что этого персонажа на сцене нет. Так вот, если кто-то сегодня хочет, как в китайском театре, повернуться спиной к русской границе и сделать вид, что нет единого великого русского пространства, то усилия эти бесполезны, поскольку Русский мир находится внутри него».
Пожелаем автору плодотворной работы и новых творческих удач.
http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2175.html