Встречи епархиального Православного молодежного общества проходят в здании православной семинарии на Мичурина. Я иду по коридору к кабинету № 109, дверь открыта. Верхний свет потушен, горит только настольная лампа - сегодня киноклуб. В небольшом помещении вдоль стены расставлены стулья, в углу - рядом со зрительскими рядами - чайный столик с угощениями: каждый может подойти и налить себе горячего чая. Напротив стульев, на импровизированной составной конструкции, большой телевизор. Присматриваюсь к собравшимся: юноши и девушки, люди средних и даже преклонных лет - они дружелюбны и нескованны, для большинства это не первая встреча друг с другом. После показа фильма (сегодня это «История монахини» режиссера Фреда Зиннеманна) состоится обсуждение. Я размышляю, почему выбран такой фильм, что он может дать православному человеку, на какие вопросы ответить, и вообще, какое место занимают подобные мероприятия в ряду занятий Православного молодежного общества. Об этом - наш разговор с руководителем Общества иеромонахом Дорофеем (Барановым).
- Отец Дорофей, как пришла идея проведения киноклубов в Православном молодежном обществе?
- Наше Общество начиналось с миссионерских поездок, еще в 2007 году. Затем мы стали проводить занятия и встречи в епархиальном здании. За эти три года программа принципиально не изменилась. Первый блок занятий - Библейские беседы, на которых мы изучаем Священное Писание, второй блок - это целый комплекс культурных мероприятий, таких, как киноклуб, музыкальные, поэтические и дискуссионные вечера. Третий - миссионерские поездки, которые мы по-прежнему совершаем весной, летом и осенью. Эти поездки хороши тем, что в них могут принимать участие люди, еще не воцерковленные - а потому испытывающие естественные трудности при вхождении в новое и во многом непонятное для них сообщество православных. Следующим шагом для адаптации в церковной молодежной среде становится как раз киноклуб, о котором мы сегодня говорим. Ведь нам приходится подстраиваться под современный мир и человека, стремящегося с детства к отдыху и развлечениям. Просмотр фильмов, пожалуй, самая простая и доступная форма развлечения. Во всем огромном объеме кинопродукции мы стараемся находить нечто на самом деле интересное и полезное. Кино, как искусство, позволяет какую-то грань жизни выделить очень ярко. Поэтому просмотр фильма может стать серьезным миссионерским поводом для предельно глубокого разговора о человеческом достоинстве, жертвенности, любви, о смерти и о вечности. Это тем более важно, что зачастую к нам приходят люди, которые пока, образно выражаясь, даже не переступили порог церкви, а только смотрят в ее сторону.
- Как отбираются фильмы для показа? Могут ли ребята предлагать чтото свое?
- Как раз фильм «История монахини» был предложен к показу одним из наших постоянных участников. Так что инициатива возможна и приветствуется. Но так получается, что большинство фильмов отбираю все же я, как человек, которому, прежде всего, интересно проводить киноклуб. Что-то знаю и видел сам, в чемто ориентируюсь на советы моих знакомых воцерковленных людей, которые кино любят и понимают. При этом я или любой другой ведущий киноклуба должен ясно себе представлять цель просмотра и то, какая проблема будет обсуждаться по его завершении. Потому что кино, как предмет удовольствия, всетаки расслабляет, и порой бывает очень сложно добиться от людей твердости мысли и слова.
- Как происходит само обсуждение?
- Ведущий задает тон дискуссии, определяя какую-то основную мысль, идею фильма. Например, в фильме «История монахини» такой идеей являются взаимоотношения человека с миром после его ухода в монастырь: каковы они, чем могут закончиться и какова разница католического и православного восприятия монашеского служения миру. И если ведущий, сказав пусть даже нечто провокационное, сумеет зажечь в ребятах интерес к темам, которые тот или иной фильм может затронуть, то возникает довольно жаркая полемика. А она позволяет озвучить какието фундаментальные мировоззренческие понятия. Проблема заключается в том, что современные люди не умеют слушать друг друга, не умеют четко выражать свои мысли, а зачастую не способны даже сформировать свое собственное мнение. И наш киноклуб, при всей его внешней легкости, призван пробудить в участниках серьезное желание и потребность это личное мнение всетаки составить и высказать. Такая вот своеобразная интеллектуальная ловушка. Наша цель - создать для ребят такую ситуацию, в которой у них не будет возможности просто отсидеться, что называется, на последних рядах лектория, но в которой они должны будут трудиться над своим сердцем и умом. А впоследствии, возможно, они будут способны уже и на миссионерскую деятельность, обращенную к другим людям.
- Кто приходит в молодежное общество и, в частности, на занятия киноклуба?
- Как заметил однажды Владыка Лонгин, молодежь стремительно стареет. Поэтому мы не закрываем двери перед людьми более старшего возраста. Порою самыми активными участниками обсуждений на киноклубе как раз являются люди, которым далеко за 30. Один из основных наших генераторов идей - человек старше пятидесяти лет, другому из наиболее ревностных посетителей занятий Общества - больше семидесяти. И я этому очень рад. На мой взгляд, не всегда полезно и успешно узконаправленное внимание к молодежи. Гораздо более продуктивными могут стать епархиальные и приходские организации социальной или миссионерской направленности, и сама эта активность будет в большей степени привлекать именно молодые силы. Надо сказать, что в первый год работы нашего Общества на собрания приходило до сотни человек,- обычная реакция на новое явление. А потом остались только те, кому это понастоящему интересно, для кого возможность поговорить на богословские, исторические темы, глубже познакомиться со Священным Писанием действительно важна и ценна. И я думаю, будущее за тем, что именно в таких малых группах будет воспитываться некий актив, который потом большую массу людей сможет увлечь на конкретные дела, связанные с миссионерским и социальным служением. Поэтому пусть к нам приходят люди самых разных возрастов, самой разной степени воцерковленности, лишь бы только они не боялись стать таким вот активом.
Беседовала Инна Стромилова
Фото Дениса Каменщикова
Материал опубликован на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58459&Itemid=3