Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовные сокровища Саратова

Инна  Стромилова, Православная вера

27.09.2011

Мы продолжаем рассказывать на страницах нашей газеты о святынях саратовских храмов.

В мощевике Свято-Троицкого собора находится частица мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (память - 6 сентября по н.ст.). Будущий святитель поступил в монастырь в 12 лет. Особое внимание юноша уделял изучению Священного Писания и иконописного дела. Созданные им иконы раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. После многолетних подвигов в монастыре святой Петр, уже в сане иеромонаха, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Вскоре на этом месте образовался монастырь, названный Новодворским. Избранный игуменом монастыря, святой Петр кротко наставлял духовных чад, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. В 1308 году после смерти Владимирского митрополита Максима святой Петр был возведен на престол Русской митрополии. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы своего правления. Он особенно заботился об утверждении в государстве, страдавшем под татарским игом, истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно призывал народ и духовенство к строгому хранению христианского благочестия, а враждовавших князей - к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Блаженная кончина святого последовала 21 декабря 1326 года. Тело святителя погребено в основанном им Успенском соборе Кремля.

В ковчеге Свято-Троицкого собора также хранится частица мощей святого апостола Тита (память - 7 сентября по н.ст.). Святой родился на острове Крит. Вначале он был язычником, но, ища истины у греческих философов и поэтов, жил добродетельно, избегая всего бесчестного и порочного. Когда Титу исполнилось двадцать лет, он во сне получил от Бога повеление прочесть еврей­ские книги. Так юноша обратился сердцем к истинному Богу. В это время до критян дошли слухи о Христе - Боге, явившемся во плоти, живущем среди людей в Иерусалиме. Чтобы проверить основательность этих слухов, правитель Крита, приходившийся Титу дядей, послал его в Иерусалим. Здесь святой стал свидетелем многих чудес Христа, Его страданий и Воскресения. Он принял Святое Крещение от апостола Павла и был сопричислен к 70 апостолам, вместе со своим учителем проповедовал Христа в разных странах, а потом, при посещении Крита, был поставлен там епископом. Апостол Тит неусыпными трудами и чудесами обратил ко Христу многих язычников. Святой специально отправился в Рим, чтобы стать свидетелем страдальческого подвига апостола Павла, своего наставника, и предал погребению его святое тело. Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры Христовой, апостол Тит мирно почил о Господе на 94-м году жизни.

Частица мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (память - 27 сентября по н.ст.) также находится в мощевике собора. Святитель родился в Антиохии около 347 го­да, в семье военачальника. Еще в младенчестве потеряв отца, он воспитывался матерью в правилах христианского благочестия. Святой Иоанн рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. В 367 году он принял Святое Крещение, а после смерти матери - иночество. Удалившись в пустыню, он четыре года подвизался под руководством опытного наставника и писал богословские труды. В 386 году святой Иоанн был хиротонисан во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, глубоко потрясающим сердца слушателей, и за редкий дар богодухновенного слова его стали называть Златоустом. Он ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В 397 году его вызвали из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Одной из главных задач святого стало духовное совершенствование священства, и лучшим примером для своих подопечных был он сам. Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. 14 сентября 407 года во время многотрудного перехода святого Иоанна Златоуста из Армении на новое место ссылки - в глушь Абхазии - истощенный болезнями вселенский святитель, со словами «Слава Богу за все!», в Каманах отошел ко Господу.

Частица мощей святителя Иоанна Златоуста хранится и в Свято-Никольском мужском монастыре города Саратова.

В ковчеге Свято-Троицкого собора находится частица мощей святого первомученика архи­диакона Стефана (память - 28 сентября по н.ст.). Он был старшим среди семи диаконов, поставленных самими Апостолами, и первым, кто пролил кровь за проповедь Евангелия. Архидиакон Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудей­ских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали святого, будто бы он произносил хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением он предстал перед синедрионом и первосвященником. Святой произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли за город и стали побивать камнями, а святой мученик молился Господу о прощении своих убийц. Тело первомученика, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Хрис­та и приняли Святое Крещение.

Иконы преподобного Пимена Великого (память - 9 сентября по н.ст.) с частицами его мощей находятся в храме в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря и храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Преподобный Пимен родился около 340 года в Египте. С двумя своими братьями - Анувием и Паисием, он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Святой Пимен проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие. Для многих иноков, которые записывали его ответы для назидания себя и других, он стал духовным наставником и руководителем. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, египетский пустынник скончался около 450 года и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий.

В ковчеге Духосошественского кафедрального собора находятся частицы мощей Киево-Печерских преподобных: Аврамия, Трудолюбивого, в Ближних пещерах (память - 3 сентября по н.ст.), сщмч. Кукши и Пимена постника, в Ближних пещерах (память - 9 сентября по н.ст.), Павла Послушливого, в Дальних пещерах (память - 23 сентября по н.ст.), и преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (память - 15 сентября по н.ст.). Преподобный Феодосий - основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в городе Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он вел аскетическую жизнь и мечтал об иночестве. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и по­стригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Инок трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии. В 1057 году он был избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой святой Феодосий ввел общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители, довольствовался самой скудной пищей, а ночи проводил без сна в молитве. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.

Материал подготовила Инна Стромилова

Газета "Православная вера". № 18 (446), сентябрь, 2011 год

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57982&Itemid=3



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме