* * *
Рождественско-Богородичная обитель близ Киева сегодня не очень широко известна, однако весьма значима для русского православного мира - достаточно вчитаться в описания нашего великого и трагического прошлого.
Образы Рождества Богородицы и преп. Серафима Саровского. Внешние росписи Никольского храма монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Церковщине
Церковный историк С. В. Булгаков писал в своей известной книге «Русские монастыри в 1913 г.»: «...Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери явилась в 1654 г. в городе Вышгороде, но в 1662 г., во время войны с поляками и татарами, была пущена в Днепр и приплыла в Киев к Берегу Подола, где и была вынута из воды и перенесена в монастырь (Киево-Братский Богоявленский монастырь в Киеве, на Подоле - авт.)
...Монастырю принадлежит Гнилецкий, или Глушенский, Богородицкий скит, за селом Пироговым, в урочище «Церковщина», близ села Лесники, ныне Ходосовки, в 15 верстах от Киева, вниз по Днепру. Здесь в одном из холмов находятся древние пещеры, представляющие собою воспроизведение в меньшем размере пещер Лаврских. В центре их открыта была пещерная церковь с престолом и жертвенником, обделанными из глиняного материка. Древнее Лаврское предание возводит начало этих пещер к преподобному Феодосию Печерскому (†1074 - авт.), который ежегодно в течение Великого поста уходил на подвиги "в пещеру на село Лесники". В первой половине XII в. здесь был уже целый пещерный монастырь, которому принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались одни только пещеры. В 1835 г. урочище «Церковщина» было передано во владение Киево-Братского монастыря. В 1900 г. начато было восстановление Гнилецкого монастыря, а в 1902 г. освящена была церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на месте древнего храма».
Образ Богородицы Киево-Братской
* * *
История гласит, что весной 1832 года настоятель Киево-Братской обители архимандрит Иннокентий (Борисов, будущий святитель Херсонский, †1857; прославился своей выдающейся ролью в Крымской войне 1853-1856 годов), гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова, в 14 км к югу от центра Киева, обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные пещеры, похожие на древние Киево-Печерские. Отличие святитель обнаружил в том, что подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид, по видимости, обряда «афонский». Архимандрит Иннокентий добился устроения в хуторе Братской обители, и с 1835 года пещеры открылись для посещения. Паломникам стали доступными подземная церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.
Пещеры в урочище Церковщина. Афонский стиль усыпальницы
Тогда же появилась догадка, что здешние пещеры упоминаются в «Киево-Печерском Патерике» - сборнике житий первых подвижников Киево-Печерской Лавры. Предположением архимандрит Иннокентий поделился с Михаилом Максимовичем - своим другом, выдающимся историком, первым ректором Киевского Университета. В 1840 году Максимович обнаружил документы XVI-XVIII веков, свидетельствовавшие о правоте архимандрита Иннокентия. Оказалось, Гадючий лог прежде именовали Гнильцом или Гнилеччиной, и там до начала XVI века действительно существовал монастырь. Пытаясь восполнить пробелы в истории Глинецкой (Гнилецкой) обители, М. Максимович предположил, что монастырь возник на рубеже XI-XII веков и развивался подобно Лавре, т. е. вначале был пещерным, еще до монгольского разорения Киева (1240 год) стал наземным, а запустел из-за монгольских нападений на Киевщину в XIII-XV веках.
Предполагаемый вид храма рубежа XII-XIII веков в «Церковщине»
Историки сообщают нам, что дальнейшие исследования письменных источников привели к новым открытиям. В 1861 году свт. Филарет (Гумилевский; †1866), архиепископ Черниговский, выдвинул обоснованную гипотезу о том, что Гнилецкая обитель была местом пострига прп. Герасима Вологодского, который около 1147 года ушел из Киева на Север Руси и, основав в городе Вологде Свято-Троицкий Кайсаров монастырь (до наших дней не сохранился), почил в 1178 году.
В 1900 году началось возрождение Гнилецкой обители в виде скита Киево-Братского монастыря. К тому времени за урочищем окончательно закрепилось имя «Церковщина», произошедшее от вышеупомянутых руин при пещерах. Официально же обитель назвали «Скитом Пречистыя» (т. е. Пречистой), по аналогии с древним летописным наиманованием.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, 1900-1902 гг. в «Церковщине». Фото начала ХХ века
В 1902 году, когда в «Церковщине» была достроена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожена в советское время), а рядом - жилой корпус, в Скиту поселились иноки. Начальником обители стал игумен Мануил (в схиме - Серафим; †1920) - один из лучших учеников знаменитого прп. Ионы Киевского (†1902), коему на киевском днепровском берегу близ Выдубицкого монастыря (теперь там Ионинская обитель) в 1870-х годах дважды являлась Божия Матерь.
Известно, что молитвенниками за братию Церковщины были прп. Варнава Гефсиманский (†1906) и св. прав. Иоанн Кронштадтский (†1908). Свое особое молитвенное предстательство пред Богом о «Ските Пречистыя» засвидетельствовали, являясь иеромонаху Мануилу в видениях, прпп. Серафим Саровский (†1833) и Иона Киевский.
Строитель «Скита Пречистыя» игумен Мануил (в схиме Серафим)
Как указывали разные источники, «приютившаяся на фоне редкого по красоте пейзажа, простая и опрятная внешне, хозяйственно обустроенная, строгая во внутренней жизни, радушная к гостям, обитель вела просветительную, миссионерскую и благотворительную деятельность и прославилась на всю Российскую империю.
В 1917 году скит имел около 150 насельников, два подворья (в юго-западном предместье Киева Демиевке и возле Киево-Печерской лавры), два автономных отделения в городе Умани (находился тогда в составе Киевской губернии, ныне - райцентр Черкасской области), опекал в центре Киева часовню во имя Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (на улице Большой Житомирской) и памятник Крещению Руси («Колонна Магдебургского права» на берегу Днепра).
С 1918 года «Скит Пречистыя» стал самостоятельным монастырем.
«Скит Пречистыя» в урочище «Церковщина» в начале ХХ века
Как не вспомнить эмоциональное и поэтичное восклицание церковного писателя о Киево-Печерских подземельях, полностью применимое и к пещерам «Церковщины»: «О святые пещеры, как назвать вас? Несомненно, назовем вас небом. Потому, о святые пещеры, вы - небо, что, как небесную твердь украшают солнце, луна и звезды, так и вас украшают преподобные отцы наши Антоний и Феодосии с прочими преподобными, и из них кто как солнце, кто как луна, а кто как звезды. Но что называю вас небом! Вы много прекраснее небес, потому что на светилах небесных случается быть тьме, как сказано в Евангелии: "...солнце померкнет, и луна не даст света своего"(Мф. 24, 29). На ваших же светилах никогда не было тьмы, но "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5)».
Трудами братии Скита пещеры «Церковщины» были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли каменные иконостас и надпрестольный киворий и освятили в 1905 году во имя прп. Феодосия Печерского. С 1907 года началось строительство над входом в пещеры Свято-Никольского храма с приделами прпп. Антония Печерского (†1073) и Серафима Саровского на втором этаже.
Свято-Никольский храм в урочище «Церковщина». Современный вид
В 1919 году в обители укрывались от безбожников Владимир и Николай Жеваховы - родственники свт. Иоасафа Белгородского (†1754), из которых первый был прежде помощником киевского генерал-губернатора (в 1924 году принял монашество с именем Иоасафа, а в 1937 году, пребывая в архиерейском сане, стал священномучеником), второй - заместителем («товарищем») обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви (в 1919 году эмигрировал, †1938).
При посредничестве братьев церковным писателем С. Нилусом было создано автобиографическое произведение на основе записок старца Мануила и его письмоводителя послушника Саввы Буренко. Книга была издана в 1919 году, став последней публикацией автора.
С 1922 года в Церковщине рядом с монастырем разместили колонию малолетних преступников, которая постепенно вытеснила иноков из урочища. Во время немецко-фашистской оккупации (1941-1943 годы) богослужения в Церковщине возобновились, но на рубеже 1950-х были прекращены по настоянию органов советской власти. Впоследствии в урочище располагались больница, дом отдыха, а с 1969 года - санаторий МВД Украины «Хутор Вольный». Хутор Вольный находится на выезде из Киева в урочище «Церковщина».
В 1980 году археологами были исследованы фундаменты древнерусского каменного храма рубежа XII-XIII веков - на месте уничтоженной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1987 году пещеры и древнерусские храмовые фундаменты были объявлены памятниками археологии. В 1990 году сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории города Киева начали в пещерах археологические раскопки, и с 1992 года пещеры и древнерусские храмовые фундаменты «Церковщины» находятся в ведении этого музея.
В 1999 году музей заключил с монастырем в Голосеевской пустыни договор о совместных мероприятиях по возрождению пещер «Церковщины». Иноки Голосеевской обители начали совершать богослужения в пещерном храме прп. Феодосия Печерского и совместно с музеем охранять пещеры от проникновения вандалов. В 2001 году, когда исполнилось 900 лет основания Гнилецкого монастыря и 100 лет учреждения «Скита Пречистыя», МВД Украины передало Голосеевской пустыни один из корпусов санатория «Хутор Вольный» - здание недостроенного в начале ХХ века Свято-Никольского храма. В кельях при храме поселились иноки, и «Церковщина» стала скитом Голосеевской пустыни.
В подземном храме
В 2003-2005 годах трудами братии во главе со скитоначальником игуменом Тихоном (Софийчуком), прихожан и благотворителей Свято-Николаевский храм был достроен.
На переднем плане слева - настоятель Рождества-Богородичной обители игумен Тихон (Софийчук) на фоне Никольского храма
Так, век спустя, сбылось пророчество об этом храме. Еще в 1914 году о. Мануил говорил, указывая на место строительства Свято-Николаевского храма: «Никогда я не представлял себе, чтобы на этом месте был храм, но мне пророчески сказал об этом дедушка уставщика нашего левого клироса, брата Феодосия, он же отец нашего пасечника Петра, старец Палагута. Человек он был очень благочестивый и ежегодно присылал нам по 60-100 пудов хлеба, хотя своего и не имел, а сбирал по крупице с мира. Пред освящением пещерного храма в честь преподобного Феодосия я посылал ему приглашение приехать к нам и вместе с нами разделить нашу великую радость. Отчасти по болезни, отчасти и по другим обстоятельствам, он приехать не мог к назначенному дню. Когда же приехал, то со слезами говорил он мне: «В ночь после освящения у вас храма преподобного Феодосия (в 1905 году - авт.) я видел во сне такое видение: вижу я, на пещерный храм собираются со всех сторон светоносные юноши, и у каждого из них копье в руках, а на копьях по яркой звезде, и звезды эти одна от другой, как говорил св. апостол Павел, «разнствуют в славе своей». Я смотрел на них, недоумевал, что бы это значило. Смотрю: у источника стоит преподобный Феодосий Печерский и с ним старец Иона... Я подошел к ним, да и говорю: «Отцы святии, что это за светоносные юноши?» А преподобный Феодосий отвечает: «Сегодня в скиту в «Церковщине» освящен храм Преподобного Феодосия, а где стоит полк юношей, там будет построен собор».
Решением Священного Синода УПЦ МП в 2010 году скит в Церковщине получил статус мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.