Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Единственная проповедь

Алексей  Максимов, Православный Санкт-Петербург

21.09.2011


21 сентября - Рождество Богородицы …

МОЛИТВА
Не оставь меня в час нужды,

Светлая Дева Мария,
Не оставь меня в час вражды,
Не покинь меня в скорби
И в радости не покинь.
К Помощнице скорой
Шагаю в песках пустынь,
По улицам миллионных,
Одетых в смог городов,
Среди коробок бетонных
И смрадных морских портов,
Средь смокингов, лимузинов,
Дворцов, зловонных трущоб...
Гайд-парк, бульвар Капуцинов,
Район московских «хрущоб»,
Литейный... К дверям собора
Приближусь - среди святынь,
Помощница скорая,
Рабы своей не покинь!
Наталия КАРПОВА,
СПб, убита 5.02.1995

Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим, был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи? Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень полезен.

Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет меня. Что же именно?

Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле. Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не горе, а чувство вины. Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?..
Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и размножайтесь!» - и этот завет остался в генах наших как непреложный закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей - это не только радость, но и долг.

И вот ощущение неисполненного долга и порождает в таких людях смутное чувство вины. Рождая детей, мы уподобляемся Богу, породившему весь мир. Как Бог возлюбил мир прежде его создания, - мир, ещё не существующий, - так и мы любим своих детей ещё до их появления. Деторождение - это не только грубая биология, - это ещё и самая возвышенная любовь.

Что я говорю? Вы все сами это знаете.

И вот - бездетная семья. В наше время таких людей жалеют, пытаются лечить, дают возможность усыновления... И всё-таки они подсознательно чувствуют вину. В древнем же Израиле таких отнюдь не жалели. Не жалели их, не сочувствовали им, подозревали во всех возможных грехах... А поскольку все люди грешны, то подозрения, как правило, имели почву, - и никто не задумывался, почему одним грешникам Бог даёт детей, а другим не даёт.

Но Иоаким и Анна были праведниками, а это значит по крайней мере то, что перед ветхозаветным законом они оставались чистыми. Окружающие, несомненно, видели их праведность, и что же? Сдерживали люди свою страсть к осуждению? Вовсе нет, - страсть эта только больше разгоралась: «Если с виду они праведны, так уж, верно, втайне - страшные грешники! Хороши праведники, если Бог им детей не даёт!.. Небось втихомолку такие дела творят, что только держись!..» И такое осуждение никто не считал нужным скрывать: а зачем?.. Всем известно, что бездетным может быть только беззаконник, - надо ли на это глаза закрывать? Каждый знал о себе: «Уж какой я ни есть грешный, а мне-то Господь детей дал, стало быть, я этим людям не ровня!» Наверняка Иоаким и Анна по нескольку раз на дню слышали что-то подобное - и за спиной, и в лицо.

Теперь оцените же верность и силу праведных!.. Мало того, что они терпели поношение от внешних, - это полбеды... Им и внутренний голос совести не давал спать спокойно. Каждый день они строго, даже жестоко судили себя: «В чём мы провинились перед Господом? Не может быть, чтобы Бог так наказывал нас без всякой причины!..» Оцените терпение Иоакима и Анны!.. У кого из нас достало бы сил год за годом, день за днём хранить свою праведность среди всеобщего осуждения? Многие бы махнули рукой: «На что мне эта праведность? Что я от неё имею, кроме позора? Не лучше ли грешить, как люди, - без греха ничего в этом мире не добьёшься!..»

А святые терпели. Терпели, и более того: прощали окружающим их злобу, - потому, что какой это святой, если в нём нет любви к ближнему? Мы смогли бы простить безконечные, многолетние унижения? Терпели и верили Богу, хотя все сроки давно прошли, хотя история Авраама и Сарры уже в те годы казалась баснословной древностью, в которую только дети верят... Они верили. И за эту вышеестественную веру, вышеестественное терпение, вышеестественную любовь Господь послал им вышеестественный дар: Пресвятую Дочь, Мать Спасителя мира, нашу Заступницу и Ходатаицу...
Вот и вся моя проповедь.

Алексей МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме