
Черниговская епархия имеет тысячелетнюю историю. «Повесть временных лет» сказывает: летом 992 года к великому киевскому князю Владимиру прибыл из Константинополя митрополит Леонт, а тем же летом поставил Чернигову епископа Неофита. Новообразованная епархия получила наименование Черниговской и Рязанской, стала самой обширной в пределах Руси. Влияние её распространялось на многие земли, которые теперь входят в состав Беларуси и России. Достаточно сказать, что территория Черниговского княжества расстилалась на северо-восток до Мурома. По степени влияния среди русского духовенства черниговский епископ слыл третьим.
Грозные события прошумевших веков не раз ставили епархию (впрочем, как и весь русский народ) в тяжелейшее положение. Не раз она приходила в упадок, но неизменно возрождалась. Было время, когда ею управляли епископы брянские и смоленские. Особенно пострадала она во времена польского владычества, когда в черниговских храмах хозяйничали монахи-иезуиты и доминиканцы. Новый этап в становлении и развитии Черниговской епархии начался при Богдане Хмельницком. Поляки были изгнаны с Сиверщины, а черниговцы в Спасо-Преображенском соборе торжественно присягнули на верность России (январь 1654 г.).
В 1992 году в Чернигове торжественно отмечали 1300-летие города и 1000-летие Черниговской епархии. Многое сменилось за столь почтенный возраст в епархии владык! Достоверно известно о 86 черниговских епископах. И жизнь многих из них являлась истинным примером служения Богу. Многие уже при жизни прослыли великими угодниками Божьими, а после смерти были причислены к лику святых. В знак глубокого уважения к святым Черниговской земли на подворье черниговского Елецкого женского монастыря установлен памятный знак. Выбито на нём 22 имени, есть даже женское. Это преподобная Ефросиния, княжна Суздальская (+1250), дочь князя Михаила Черниговского, трагически погибшего в Золотой Орде (+1246), но не предавшего на попрание язычникам православные идеалы. Прославлен Церковью в лике мученика, имя его тоже выбито на памятном знаке.
Восемнадцатым в этом списке - священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, убитый красноармейцами в 1918 году. Василий Дмитриевич Богоявленский (1867-1918) родился в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии. Отец был священником, поэтому неудивительно, что отрок пошёл его стезёй. Когда подрос, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. (Примечательно, что в этой же семинарии в своё время учился Филарет Гумилевский, в будущем архиепископ Черниговский.) После её окончания был рукоположен в сан иерея и остался в родной Тамбовской губернии. Здесь нашёл свою судьбу и женился на красавице Елизавете. Сохранилось предание, что великий Репин, поражённый красотой Елизаветы, писал её портрет. А через шесть лет переехал с семьёй в Казань, поступил в Казанскую духовную академию. После её окончания служил иереем Казанского кафедрального собора, в церкви Троице-Феодоровского женского монастыря.
Однако безвременно умирает жена, и отец Василий принимает постриг в Александро-Невской лавре. Имя остаётся прежнее. Осенью 1908 года его возводят в сан архимандрита и назначают ректором Черниговской духовной семинарии.
Ещё в 1700 году в центре Чернигова на Валу был открыт коллегиум. И хотя заведение находилось на попечении черниговской епархии, это было первое светское учебное заведение высшего типа на Левобережной Украине. А в 1786 году коллегиум преобразуют в семинарию и переводят на окраину города, за реку Стрижень, в комплекс одно-трёхэтажных зданий, некогда принадлежавших черниговскому полковнику наказному гетману Левобережной Украины П. Полуботку. С историей семинарии связаны имена известных в России людей. Её окончил выдающийся русский хирург, анатом профессор анатомии Петербургской медико-хирургической академии И. Буяльский. Именно он находился у постели смертельно раненного А. Пушкина. Здесь учился революционер-народник, изобретатель реактивного двигателя М. Кибальчич.
Ко времени назначения ректором семинарии архимандрита Василия в русском обществе уже бродил дух упадничества и уныния, связанный с Первой русской революцией 1905 года. Кризис морали, который можно охарактеризовать словом «декадентство», потряс православные устои государства. Упадническая мораль проникла в среду клира. В образовательном отношении уровень Черниговской духовной семинарии продолжал оставаться высоким, но степень духовно-нравственного развития семинаристов оставляла желать лучшего. Как вспоминал бывший семинарист, «ректор читал богословие живо и увлекательно, но мы все, да и он сам, наверное, понимали, что оно уже отошло и потеряло свое значение». Семинаристы открыто курили, никто за это их не преследовал. А ведь для человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, курение - большой грех! По статистическим данным из числа семинаристов, окончивших духовное заведение в 1900-1905 годах, лишь 46% выбрало своим поприщем церковное бытие. Неудивительно, что население Российской империи иронически и даже враждебно относилось к таким церковникам, по злой иронии судьбы надевшим церковное облачение, презрительно называя их попами.С первых дней пребывания в Чернигове Василий был активен не менее чем в бытность свою в Казани. Руководил работой братства св. князя Михаила Черниговского. Основной задачей братства являлось духовное просвещение населения. Большое внимание уделялось миссионерству - борьбе с раскольниками и сектантами, а также благотворительности. Ожидая приезд в Чернигов Николая II (осень 1911 г.), затеял издание книги «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-вековой её истории». Книга эта сегодня сохраняется в Черниговской областной библиотеке им. Короленко и доступна каждому. При нём в епархии стал выходить богословский журнал «Вера и жизнь», а братство св. кн. Михаила Черниговского выпускало газету «Черниговский церковно-общественный вестник». Благодаря его стараниям при Троицком монастыре была устроена духовная музыкально-певчая школа.
По инициативе Василия был построен Николаевский епархиальный дом (псевдороссийский стиль). В общий объём здания вошла часовня, посвящённая Александру Невскому, построенная ещё в 1870 году, а также большой зал для собраний. Здание это сохранилось до нашего времени, однако значительно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Восстановленное и перестроенное (надстроили третий этаж), оно сегодня является украшением центральной части города - в нём находится областная филармония.
Стараниями архимандрита были построены два новых обширных дома для паломников, прибывавших на поклонение мощам святителя Феодосия, организован туберкулёзный санаторий для воспитанников духовной семинарии. Об отце Василии отзывались как о прекрасном администраторе и умелом хозяйственнике.Непродолжительное время он был епископом Сумским, потом служил в Харьковской епархии. Однако затем опять вернулся на Черниговщину, став епископом Новгород-Северским. В мае 1911 году по кончине черниговского епископа Антония Соколова Василия назначают на его место. Осенью этого же года возводят в сан архиепископа.
Уже за первые два года пребывания на черниговской кафедре владыка с проповедями и богослужениями объездил всю епархию. Прямой и высокий путь служения Богу был открыт перед ним! Архиепископ Василий был членом Святейшего Синода, исполнял обязанности председателя издательского совета при Синоде. Его знал и ценил Николай II, посетивший в 1911 году Чернигов, чтобы поклониться мощам святителя Феодосия. (В 1918 году Василий активно выступал за освобождение арестованного большевиками царя и членов его семьи.)
С 1914 года в Европе правила бал Первая мировая война. В феврале 1917 года произошла буржуазно-демократическая революция. Временное правительство отнеслось с недоверием к монархически настроенным священникам. После прихода к власти большевиков недоверие не только возросло, но было реализовано в самой жестокой, отвратительной форме.
Архиепископа Василия по распоряжению Черниговского губернского исполкома дважды арестовывают. В марте 1917 года его отправляют в Петроград. Ему инкриминируют деятельность в Чернигове на посту председателя издательского совета Синода, обвиняют в превышении должностных полномочий и стремлении к наживе. Но за недоказанностью улик освобождают. Одновременно Временное правительство издаёт указ об освобождении Василия от обязанностей архиепископа Черниговского и Нежинского и присутствия в Синоде. Его назначают настоятелем находящейся в Тверской губернии Теребинской пустыни, потом переводят настоятелем в Заиконоспасский московский монастырь, основанный ещё Борисом Годуновым.
В это грозовое для русской жизни время, когда Церковь стали вытравливать из сознания русского народа калёным железом и пулей, Василий принимает участие в работе Всероссийского Поместного церковного Собора (Москва, 1917-1918). Безусловной заслугой Собора явилось восстановление патриаршества, упразднённого Петром I.
В августе 1918 года в Перми был убит архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), участник Всероссийского Поместного церковного Собора, на котором он был избран заместителем председателя Священного Синода. Чекисты вывезли архиепископа за пределы города и заставили рыть могилу. Когда он вырыл, попросил разрешения помолиться. Потом поклонился на все четыре стороны и со словами «Я готов» лёг в могилу...
Узнав о таком святотатстве большевиков, патриарх Московский и всея России Тихон послал в Пермь комиссию для расследования обстоятельств убийства. Главой комиссии был назначен епископ РПЦ Василий (Богоявленский). Вместе с ним в расследовании принимали участие ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) и Алексей Зверев, мирянин Московской епархии.
Комиссия уже возвращалась в Москву, когда между Пермью и Вяткой поезд остановили красноармейцы. Ворвавшись в вагон, они жестоко расправились с Василием и членами комиссии. Чтобы скрыть своё злодеяние, тела убитых выбросили в реку Каму. Но крестьяне близлежащего села нашли их и предали земле. К месту захоронения стал стекаться народ из окрестных сёл, прославляя невинно убиенных. Но и в могиле мученикам не настало покоя! Большевики, узнав, что тут собираются в молитвенном стоянии верующие, опять решились на святотатство: тела вырыли и сожгли.
В 2000 году в Москве проходил юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На нём были канонизированы для общего церковного почитания 1154 новомучеников и исповедников Российских. Среди них - архиепископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский), а также расстрелянные вместе с ним архимандрит Матфей и мирянин Алексей Зверев. На этом Соборе был причислен к лику новомучеников Российских также архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский).День памяти священомученика Василия (Богоявленского) - 27 августа (по н. ст.). Поминают его также в День Собора новомучеников и исповедников Российских (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января).
Святые земли Черниговской, молите Бога о нас!
http://rusedin.ru/2011/09/17/vasilij-bogoyavlenskij-%E2%80%93-novomuchenik-rossijskij/