В эти дни Святая Православная Церковь отмечает один из величайших праздников - день Святой Троицы. Мы вспоминаем сошествие Святого Духа на Апостолов, которое явилось исполнением обетования воскресшего Спасителя: "но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:8)". Вот как Писание повествует об этом событии: "Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. .... При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1-4; Деян.1:14)"
Книгу Деяний Апостольских иногда называют "Книгой Деяний Святого Духа" - и действительно, Апостольская Церковь, которую мы видим в Деяниях, созидается Святым Духом. У Апостолов не было армии; у них не было какой-то мощной финансовой поддержки; это была просто небольшая группа людей, которая с самого начала столкнулась с яростным противодействием своей проповеди. И то, что Церковь Христова выросла из этого горчичного зерна в великое дерево, осеняющее все народы - чудо. Мы поем в Церкви: "Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса"; и действительно, находясь в Церкви, мы находимся внутри чуда - по всем человеческим планам и расчетам, Церкви быть не должно, и ей снова и снова предвещали исчезновение с лица земли. Она должна была исчезнуть, так и не родившись, после Распятия Господа; она должна была быть задушена в зародыше при гонениях на Апостолов; она должна была быть поглощена при распространении Ислама; она должна была отмереть при распространении безбожия; она должна была погибнуть от рук великих атеистических диктатур ХХ века.
Люди неверующие - с евангельских времен - часто требуют какого-нибудь "знамения с неба", какого-нибудь явного, неоспоримого чуда. Беда в том, что столкнувшись с этим чудом, они отказываются верить. Чудо, неоспоримое знамение Божиего присутствия в человеческой истории, у нас перед глазами - это Святая Православная Церковь. Церковь, в которой продолжает жить Святой Дух.
Дух, который созидает веру, надежду и любовь. Дух, который влагает в сердца людей твердую решимость следовать заповедям Божиим и твердое упование на вечное спасение. Дух, который изгоняет из сердец страх, уныние и отчаяние. Как говорил Святой Апостол перед лицом своей мученической кончины, "имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил.1:23)".
Эта всепобеждающая надежда возвещается и сейчас - потому что и сейчас люди остро нуждаются в ней. Мы можем еще раз в этом убедиться, обратившись к недавним новостям, например, к случаю с недавно запрещенной властями сектой "Алля-Аят". Организатором секты (как это нередко бывает) стал человек уже неоднократно судимый. Фархат Абдуллаев сообщал своим адептам, что он, ни много ни мало, как "божественная личность, создатель всего сущего" и обещал им исцеление от всех болезней - включая рак, СПИД и туберкулез - при помощи своих шарлатанских методик. Его бизнес процветал - люди платили сотни тысяч рублей, чтобы получить исцеление, которого, естественно, не поучали. Хуже того, несколько человек умерли из-за того, что, увлекшись учением секты, отказались от услуг обычной медицины.
Почему люди верят такого рода мошенникам? Ответ очевиден - от отчаяния. Страшный диагноз превращает смерть из чего-то, о чем человек совсем не думал, будучи поглощен житейскими попечениями, в что-то близкое и неизбежное. Испуганные люди начинают метаться, хватаясь за соломинку. По-человечески это очень понятно - все мы люди, и всем нам предстоит горечь смерти. Конечно, мы призваны ответственно относиться к своем у здоровью - избегать вредных привычек, вовремя обращаться к врачам - но все мы знаем, что в конце концов умрем. И все мы нуждаемся в надежде перед лицом смерти.
И вот Святой Дух дает истинную надежду и уверенность в том, что Христос победил смерть, и тем, кто принадлежит Ему, нечего бояться. Как говорит Апостол, "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:16-18)". Апостолы смело шли навстречу гонениям, боли, смерти - потому что Святой Дух исполнял их радостбю и надеждой. И эту радость и надежду и сегодня может обрести каждый, кто присоединится к Церкви Христовой и примет Святого Духа.