Сегодня мы рассказываем о тех святых, память которых Русская Православная Церковь празднует в июне и мощи которых пребывают в саратовских храмах.
В мощевике Свято-Троицкого собора хранится частица мощей святого равноапостольного царя Константина (память - 3 июня по н.ст.). Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана 18-летним юношей он был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. В 312 году началась война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески - НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста.
После победы над Максентием император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 году, предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений. Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322). Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви. Со времени его царствования государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Одна из величайших заслуг Константина - созыв I Вселенского Собора в городе Никее в 325 году. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие Крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 года. История присвоила ему имя Великий, Церковь же именует его равноапостольным.
В Троицком мощевике хранится и частица мощей святого апостола Карпа (память - 8 июня по н.ст.). Святой апостол Карп из числа 70-ти - ученик и спутник святого апостола Павла. Во Втором послании к Тимофею Апостол упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он оставил фелонь и книги (2 Тим. 4, 13). Зная Карпа как человека добродетельного и обладавшего возвышенной чистотой ума, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской. Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит. По одним источникам, святой апостол Карп скончался мирно в Берии, по другим - он принял мученическую кончину в гонение императора Нерона.
Частица мощей святого апостола Варнавы от 70-ти (память - 24 июня по н.ст.) находится также в ковчеге Свято-Троицкого собора. Святой апостол Варнава вместе с апостолом Павлом долгое время проповедовал Евангелие в Малой Азии, затем на острове Кипр, и первый из апостолов отправился для проповеди в Италию: был в Риме и основал епископский престол в Медиолане. По возвращении на Кипр апостол Варнава продолжал проповедь о Христе Спасителе и этим возбудил против себя иудеев, которые побили его камнями. Скончался апостол Варнава около 62 года по Р.Х.
В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» хранится икона преподобной Евфросинии Полоцкой с частицей ее мощей (память - 5 июня по н.ст.). Преподобная Евфросиния, в миру Предислава, была дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предислава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо - место будущей обители, подвижница ничего не взяла кроме книг. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти святая со своим племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по святым местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину в 1173 году. Не позднее 1187 года тело преподобной Евфросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году - в Полоцк в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Икона преподобной Евфросинии находится также в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря. Здесь же и икона с частицей мощей святой благоверной великой княгини Анны Кашинской (память - 25 июня по н.ст.). Она была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского. Много скорбей выпало на долю святой Анны. Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим, и казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука она приняла монашество и перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах, происходящих по молитвам у мощей благоверной княгини Анны, дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года было принято решение открыть мощи святой. Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году отменяет канонизацию святой, запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви. Развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, и только в 1908 году почитание ее как святой было восстановлено.
Частица мощей благоверной княгини хранится также в мощевике Свято-Троицкого собора.
В Свято-Алексиевской обители в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» находится икона святителя Луки, исповедника Крымского (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей (память - 11 июня по н.ст.). Этот святой явил в своем лице пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Архиепископ Лука (в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 20-х годах прошлого столетия он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» - были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года состоялась тайная хиротония иеромонаха Луки во епископа. С этого времени начинается крестный путь владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача. С 1946 по 1961 год владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших.
Материал подготовила Инна Стромилова
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57260&Itemid=3