Пасхальная эра годичного круга

0
322
Время на чтение 6 минут
Пасха, столь долго ожидаемая, наступает, доводя до кульминации наше ожидание и исполняя его, а затем начинает постепенно, но стремительно удаляться. Предлагаем вниманию читателей портала богословские размышления в форме диалога, посвященные пасхальному времени Церкви и нашему месту в нем.

Два времени

Иеромонах Иосиф (Павлинчук): Христос Воскресе! Дни между Пасхой и Вознесением особенные. В этот период времени легкость и неземная радость переполняет сердца верующих. В храмах и домах звучат гимны Воскресшему Христу. Пасхальным приветствием поздравляют друг друга церковные и малоцерковные люди. Примириться, простить обиды и неправды легче бывает именно в эти дни. Но все-таки препятствия, сложности и непонимания застают иногда врасплох. От чего это происходит? Как с богословской точки зрения это объяснить? И возможно ли совмещать пасхальную радость с повседневными проблемами?

Диакон Августин Соколовски: Воистину Воскресе! В пасхальный период сосуществуют, соприкасаются и взаимно проникают друг друга два времени: время хронологическое - простое, обыденное, повседневное время, - которым живет каждый человек, и в особенности человек, не живущий во Христе, и время пасхальное, которое, по сути своей, является упразднением первого времени, поскольку оно пульсирует вечностью. Но вечность эта - не статическая вечность философских построений, в которой в реальности нет места человеку. Вечность пасхального времени подводит нас тому, что будет за концом истории. Время хронологическое и повседневное действует и в пасхальный период, приводя с собой свое. Так приходит осознание того, что пасхальное событие как бы уходит в тень все дальше и дальше уже с каждым днем Светлой Седмицы и на протяжении всей сорокадневной пасхальной эры годичного богослужебного круга.

День Победы

о. Иосиф: Однако очень интересно отметить, что следующее Воскресение после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого означает вместо Пасхи. Следовательно, Антипасха - праздник некоего восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи воскресшего Господа. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними(Ин. 20, 26). Не случайно здесь упоминание о восьмом дне или «после восьми дней». Воскресенье - одновременно и день первый, и день восьмой. Первый, как день творения, восьмой, как день выхода за пределы седмичного цикла, как разрыв обыденного кольца, разрыв законнической формальности и повседневности. Именно воскресение указывает на эту благодатную возможность преодолеть естественность, обреченность и безысходность.

о. Августин: В восьмой день Пасхи Торжество Воскресения приходит к нам снова, раскрываясь в воскресении человеческого сердца. Последовательность литургического воспоминания за неделю до Пасхи говорит нам о Лазаре. Друг Христов умер, но Господь воскрешает его, зная, что ценой этого воскресения станет Крест. Неверие Фомы - свидетеля Его смерти, не имеющего сил свидетельствовать о воскресении, -делается верой в приближении к Его ранам, отныне становящимся знамением победы. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11-13).

Дар веры

о. Иосиф: Слова Спасителя, обращенные к Фоме: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) - указывают нам на великую тайну перерождения, воскресения человеческой души. Именно в этот момент совершилось новое чудо. Неверующий Фома преображается, уверяется и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Обретение потерянной веры, чудо сопоставимое с воскресением физическим. Не случайно, о. Августин, вы упомянули о Воскресении Лазаря. Если Лазаря Господь воскресил телесно, то Фому духовно. Может, поэтому мы празднуем Антипасху, вторую Пасху?

о. Августин: Неделя Апостола Фомы - единственное воскресенье пасхального периода, непосредственно посвященное событию Воскресения Христова. Следующие за ним воскресные дни говорят нам о Христе, Его учениках, Его деле и слове. В этой логике литургического воспоминания открывается для нас особый смысл. Свидетелями Его воскресения были Апостолы. Мы же становимся свидетелями через пасхальное прочтение слова Божия, когда деяния и слова Христовы отныне свидетельствуют о прославленном Господе - Кириосе пасхального торжества, и через совершение Евхаристии - дела и Таинства Его воспоминания. Тем самым, и здесь мы вновь возвращаемся к событию явления Господа Апостолу Фоме; делается явным, что вера - не чудо, но абсолютный, неподотчетный дар Того, Кто входит в закрытые навсегда двери сердца. Беспричинность дара кажется анархией, но на недоступном нам уровне замысла Искупителя о человеке она оказывается оправданием в безусловном смысле этого слова.

о. Иосиф: Вера и неверие, свидетельство и отрицание, проповедь и оппозиция. Эти антонимы так близко соприкасаются и сплетаются в эти пасхальные дни, как никогда в другое время. Жены Мироносицы, апостолы, уверовавший Фома, неверующие фарисеи соприкасаются с величайшим событием истории - Воскресением Христовым. Каждый по-разному осознает это Чудо, для одних это источник радости, для других повод к смущению и печали. Воскресение - шов, разделяющий верующих с неверующими, но этот шов может соединить ограниченность с безграничностью Бога, сомнение с полной уверенностью. Решающим фактором на этой грани является стремление к конечной цели, к искренности собственных поступков и убеждений. Любой священник может засвидетельствовать, сколько искренне неверующих людей перед смертью обретали веру, сподобившись мирной христианской кончины. Может, поэтому на Фомину неделю приходится Радоница...

Пасхальная память

о. Августин: Литургический ритм пасхального цикла Древней Церкви, оговоренный канонами, предполагает первое глобальное поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей. Традиция Русской Церкви - совершать такое поминовение уже на девятый день после Пасхи. Историки Церкви скажут нам, что возможной причиной тому является совмещение поместного богослужебного ритма с одной из дохристианских славянских поминальных традиций. Отныне Радоница - пасхальное поминовение. Однако при неправильной расстановке акцентов она может отражать нашу неспособность жить исключительной логикой Пасхи и желание поскорей вернуться к годичной повседневности.

о. Иосиф: Православное сознание на протяжении многих столетий воспринимает поминовение на Радоницу исключительно в пасхальном понимании. Место Радоницы - в период пасхального торжества - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот - радоваться, что они находятся в руках Божьих, в руках Воскресшего Христа. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Во многих Поместных Православных Церквях именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Богослужение совершается по пасхальному чину. Верующими приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, часто возле могил совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.

Место Евхаристии

о. Августин: Если в языческом, религиозном, общечеловеческом восприятии могила или гробница является местом присутствия человека, то в восприятии христианском она - место отсутствия, свидетельство, что человека больше с нами нет. Именно поэтому евангельские свидетельства о Воскресении Христовом говорят об учениках, идущих на гроб Учителя. Потому что Его Гроб, в отличие от всякого человеческого захоронения, делается местом присутствия - присутствия Жизни и Воскресения, в противоположность небытию и уходу. В этом смысле важно помнить об аксиомах эсхатологической веры Церкви:

1. Мы не рождаемся в вечную жизнь как бы из кокона времени, но силой замысла Божия о Своем творении существуем в руках Его и после жизни.

2. У нас нет никакой возможности коммуникации с теми, кто жил, кроме как в сакраментальном общении Церкви - участии и совершении Евхаристии.

о. Иосиф: Празднование Пасхи начинается участием в Таинствах, в особенности в Таинстве Евхаристии. В огласительном слове на праздник Воскресения Христова Святитель Иоанн Златоуст обращается к своей пастве: «Итак, все - все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» Причастие является для нас важным свидетельством о Любви Божией к человеку. Приступая к одной Чаше и вкушая одну Пищу, мы соединяемся с Христом, а через него друг с другом, с церковной полнотой в союзе Веры, Любви и Надежны. Таким образом, сочетаясь с Церковью, мы едиными усты и единым сердцем хвалим и прославляем Небесного Отца.

И Духа пришествие

о. Августин: В евхаристическом событии объединяются реальности, каждая из которых присутствует в пасхальном свершении и различным образом являет себя в жизни Церкви в пасхальные дни. Евангельское повествование не дает нам никакого буквального свидетельства о крещении апостолов в сакраментальном смысле, в котором мы говорим о нашем крещении. Среди возможных попыток объяснения этого - указание на непосредственность присутствия первоначального Таинства - Господа нашего Иисуса Христа в их жизни и приобщении к Нему. Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин. 16, 7). Пасхальное время воспроизводит логику евангельского события, сообщающего нам вхождение в Его реальность силой непосредственности присутствия Христова, которая, однако, раскрывается нам в Таинствах. Поэтому пасхальное время, переживаемое нами исторически, стремится к своей кульминации в перспективе исторического события Сошествия Духа. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их (Откр. 22, 4). Прославленный Господь, Кириос Вознесения пасхального торжества, подает нам Духа, чтобы мы, Церковь и мир, могли видеть Его всегда и только так не потеряться в истории.

http://www.bogoslov.ru/text/1712947.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Августин Соколовски
Все статьи Диакон Августин Соколовски
Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Все статьи Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05