Великое отречение

Папа Римский Бенедикт XVI по собственному желанию оставит пост главы Римско-Католической Церкви. Данный поступок, последний аналог которого случился шесть веков назад, потряс не только верных чад Римского престола, но и многочисленную светскую общественность. Своими рассуждениями, посвященными решению Бенедикта XVI, с порталом "Богослов.Ru" делится известный итальянский философ Джорджо Агамбен.

Агамбен, Джорджо (род. в 1942 г.). Итальянский философ. Окончил юридический факультет Римского университета La Sapienza. Научные интересы постепенно сместились с юриспруденции к философии. Диссертация Агамбена была посвящена Симоне Вейль. Участвовал в двух семинарах Мартина Хайдеггера, в 1966 и 1968 годах. Работая в Париже, часто встречался с Пьером Клоссовским, Итало Кальвино. В 1974-1975 годах проходил стажировку в Институте Варбурга у Фрэнсис Йейтс. Влияние Хайдеггера в дальнейшем было уравновешено воздействием трудов Вальтера Беньямина, труды которого Агамбен публиковал в Италии. Среди других мыслителей, повлиявших на Агамбена, - Якоб Таубес, его труды об эсхатологическом времени и мессианизме в культуре Запада. Преподавал в США, Франции, Германии.

Решение Бенедикта XVI должно быть воспринято с чрезвычайным вниманием всеми, чье сердце болезнует о политических судьбах человечества. Совершая «великое отречение»[1], он явил не «несмелость и боязливость», как, по-видимому, несправедливо писал Данте о Целестине V, но мужество, в наши дни обретающее особую ценность и смысл.

Для всех очевидно, что причины, названные понтификом в оправдание своего решения, верны лишь отчасти, но ни в коей мере не способны объяснить поступок, приобретающий в истории Церкви особое неповторимое значение. Жест этот обретает полноту смысла, когда в памяти встает 4 июля 2009 года - день, в который Бенедикт XVI возложил на гробницу Целестина в городе Сульмона паллиум[2], принятый им в момент своей интронизации - как доказательство того, что решение было обдуманным. Целестин мотивировал свое решение почти теми же словами, что и Бенедикт XVI, говоря о «слабости тела» и «своей немощи»[3]. Уже древние источники сообщают нам, что подлинная причина отречения заключалась в его возмущении «обманами и симонией при дворе».

Почему это решение кажется сегодня столь исключительным? Потому что оно со всей силой призывает обратить внимание на различение между двумя сущностными принципами нашей этико-политической традиции, сознание которого наше общество, кажется, полностью утратило. Это различение между легитимностью и законностью[4].

Кризис, переживаемый обществом, настолько глубок и тяжел именно потому, что под сомнение поставлена не только законность институций, но и их легитимность; не только, как это слишком часто принято повторять, правила и способы реализации власти, но сам принцип, придающий ей обоснование и легитимность.

Власти и институции в наши дни утратили легитимность не потому, что погрязли в отсутствии законности. Верно, скорее, обратное. Незаконность столь распространена и потому стала всеобщей, что власти утратили всякое сознание своей легитимности. Напрасна поэтому вера в возможность преодоления кризиса нашего общества действием, пусть и безусловно необходимым, власти судебной. Кризис, затрагивающий легитимность, не может быть преодолен только правом. Гипертрофия права, претендующего на юридизацию всех сфер жизни, выдает, в избытке формальной законности, утрату всякой сущностной легитимности.

Попытка модерна достичь совпадения законности и легитимности в стремлении гарантировать посредством позитивного права легитимность власти, оказалась совершенно недостаточной, о чем свидетельствуют процессы распада, в котором оказались наши демократические институции. Институции в обществе остаются живыми только если оба принципа - в нашей традиции также получившие имя права естественного и права позитивного, власти духовной и власти временной -  сохраняются и действуют в них без малейшей попытки своего совпадения.

Потому жест Бенедикта XVI столь важен. Человек, бывший по главе институции, обладающей наиболее древним и важным титулом легитимности, решением своим поставил под вопрос сам смысл этого звания. Этот жест обретает полноту своего значения, если вспомнить, как на Генеральной аудиенции 22 апреля 2009 года, говоря о тайне Церкви сегодня, он упомянул о великом богослове Тихонии[5], утверждавшем, что «Церковь является телом двусложным, часть которого принадлежит Христу, другая же - диаволу».

Перед лицом бюрократического церковного аппарата, который, в полном забвении о своей легитимности, упорно преследует цели экономики и светской власти, Бенедикт XVI предпочел воспользоваться властью только духовной, способом, который он самом счел возможным - отказавшись от Христова наместничества. Так сама Церковь в корне подвергнута испытанию. Мы не знаем, сможет ли она извлечь пользу из преподнесенного урока. Но без сомнения важно, чтобы светские власти восприняли это как повод по-новому задаться вопросом о собственной легитимности.

Перевод с итальянского и примечания диакона Августина Соколовски



[1] Агамбен использует словосочетание „il gran rifiuto" (ит. - «великий отказ, великое отречение»), исторически обозначающее отречение от римского апостольского престола Папы Целестина V (1209 (1215) - 1296 (192-ой по счету понтифик, на римской кафедре c 29 августа по 13 декабря 1294)), и восходящее к 60-му стиху третьей песни «Божественной Комедии» Данте Алигьери, повествующей об аде и, в частности, его преддверии, где присутствуют те, кто не совершил достойных славы добродетелей, примером чего Данте считает Целестина. Литургическая память Целестина, прославленного Римской Церковью в лике святых, совершается 19-го мая.

[2] Паллиум (лат. pallium - «покров», «накидка») - литургическое облачение латинской традиции, аналог омофора в византийском обряде.

[3] Согласно источникам, Целестин V взошел на епископскую кафедру и прочитал следующий текст: «Я, Папа Целестин V, движимый законными основаниями, по слабости тела, недостатку разумения, коварству народа и своей немощи, в желании обрести утраченный покой прежнего образа жизни, свободно и без принуждения полностью отрекаюсь от кафедры, от достоинства, обязанностей и почета, с ней связанных, и с этого момента предоставляю освященному собранию кардиналов полномочия по обретению и избранию, согласно канонам, пастыря Вселенской Церкви.» (http://www.operacelestiniana.org/public/index.php?CS=19&CI=189) (перевод с латыни диакона Августина Соколовски).

[4] Ит.: la legitimità et la legalità.

[5] Тихоний (Tychonius) (ок. 370 (380) - ок. 420) - богослов 4-го века, в полемике с Кафолической Церковью в Римской Африке отстаивавший интересы донатизма. Герменевтика толкования Писания, предложенная Тихонием, легла в основу классической патристической и средневековой экзегезы. Спасенный от забвения святителем Августином Иппонским (354-430), использующим и цитирующим Тихония в своих произведениях (в частности, в трактате «О христианской доктрине» (De Doctrina Christiana)), Тихоний вошел в историю как оригинальный и парадоксальный мыслитель, в частности, открыто признававший, что донатисты признают святость только тех, кто им выгоден (лат. : „quod volumus sanctum est").

http://www.bogoslov.ru/text/3151791.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Августин Соколовски:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019