«Мера ангела»: размышление к празднику Собора бесплотных Сил

0
290
Время на чтение 5 минут

Авторы статьи поздравляют всех читателей портала с днем ангела и в своем диалоге предлагают размышления о предмете праздника - святых ангелах.

Земной ангел

Иеромонах Иосиф (Павлинчук): В церковном календаре имеется один особый день, день во многом уникальный и своеобразный - праздник в честь святых ангелов и архангелов. В христианском богословии эта тема очень мало раскрыта, но она всегда вызывала огромный интерес как у церковных писателей, богословов, так и у простых членов Церкви, интересующихся духовной жизнью. Если в самом начале литургического года мы торжественно праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста, прославляя тем самым вольные страсти Господа нашего Иисуса Христа, затем восхваляли Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего, то в празднике святых ангелов Церковь раскрывает третий аспект духовной жизни: служение ангелов в деле нашего спасения. Как формировался культ ангелов? Какие основания для этого имеются в Священном Писании? Почему часто жизнь подвижников и аскетов сравнивается с ангельской, а святость Богородицы названа «честнейшею херувим» и «славнейшею серафим»?

Диакон Августин Соколовски: Парадоксальным образом выведенное из богословской проблематики современности размышление об ангелах находит свое место в современном искусстве, мире музыки, литературы и кинематографии. Нередко ангелы здесь становятся людьми, перспектива переворачивается, и ради телесности они готовы отказаться от бессмертия. Так раскрывается то новое, что по многим причинам было недоступно предшествовавшим столетиям: раскрытие в философии и искусстве полноценности телесного бытия человека, осознание его экзистенциальной гравитации. При этом прежние категории целеполагания и устремления - бессмертие, вечность, бесстрастие - перестают восприниматься как полноценные и неизбежно важные. В отказе богословия размышлять над аспектами ангелологии мне видится неожиданное отражение подобного же прочтения реальности.

Небесный человек

о. Иосиф: Использование ангелологии в искусстве имеет два вектора: традиционно-христианский и мифологический. Последний преподносится в контексте секуляризации, или вернее, десакрализации духовного мира. Такое обесценивание сакрального образа представляется мне как некая профанация святости и величия ангельского служения. Даже если в этом контексте подчеркивается особая ценность бытия человеческого, то все-таки это никоим образом не может оправдывать умаления ангельского. Их назначение есть восславление Бога и воплощение славы Его. Ангелы призваны направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они - великая помощь спасающимся), их удел - славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Таким образом, исполняя волю Божию, они облекают в некоторые доступные для человека формы силу и величие Божества. Отсюда единство Бога и ангельского собора рассматривается как неразрывное, как некое целое. В служении ангельском Церковь видит великое счастье как для них самих, так и для людей, стремящихся подражать им. Прославляя преподобных отцов, гимнографы используют аллегорию «равноангельски пожив», «собеседник ангелов», «ангелом уподобился еси» и др.

о. Августин: Комментируя обилие эзотерической литературы на всемирной книжной выставке во Франкфурте, несопоставимое с количеством литературы философской и богословской, один из организаторов сказал журналистам: «Небо опустело». Действительно, выведенные из перспективы традиционного онтотеологического прочтения, ангелы становятся частью магического мировосприятия, приближаются к людям, становятся их собеседниками и сообщниками. В этом их гибель. Альтернативой здесь представляется возращение ангелов в мир метафизического усилиями проповеди и разъяснения. Однако и этого вряд ли достаточно. Ведь ангелы являются не столько частью иерархической машины славословия, сколько прототипом, прообразом и матрицей политического образования Божественного Царства - Его Града и Его Присутствия.

Articulus stantis et cadentis Ecclesiae

о. Иосиф: Говоря о Граде Божием, о матрице политического образования Царства Божия нельзя не вспомнить святителя Августина, так ярко описывающего его обитателей. «Также сказал Ты мне, Господи, громким голосом во внутреннее ухо мое, что не извечны и те создания, для которых Ты единственная радость. Упиваясь Тобой в неколебимой чистоте, нигде и никогда не выявляя изменчивость свою, всегда в присутствии Твоем, всей любовью привязанные к Тебе, не ожидая будущего, не переправляя в прошлое воспоминаний, они не подлежат сменам перемен и не разбрасываются во времени. Блаженны эти создания, причастны блаженству Твоему, блаженны потому, что вечно обитаешь Ты с ними и просвещаешь их. Не знаю, что вернее назвать "небом небес для Господа", как не эту обитель Твою, эти чистые умы, единые и согласные, в нерушимом мире святых духов, созерцающих сладость Твою без единого поползновения уйти, - этих граждан Града Твоего на небесах выше нашего неба» (Исповедь, 12,11,12). Это, наверное, единственный текст в патристической литературе, так поэтично описывающий мир ангельский. Как сильно он отличается от эзотерических, мистических, мифологических текстов.

о. Августин: «Ангелы - бюрократы Бога», - эта мысль одного из философов современности с редким богословским хладнокровием передает то, что постоянно воспроизводится нами в литургической традиции Церкви. Ангелы сослужат, Ангелы предстоят, Ангелы славословят, Ангелы доносят поручения, Ангелы во всем до самой мелкой детали выполняют волю Сидящего на престоле славы. В этом контексте раскрывается незамеченная дефицитарность современных учений о Церкви. Более традиционная, «структуральная экклезиология» рассматривает Церковь в качестве общества верных, скованного цепью апостольского преемства, отождествляемого с иерархией. Практически вытеснившая последнюю в современном богословском дискурсе «евхаристическая экклезиология» строит Церковь от совершения Таинства. Ни в одной из этих конструкций нет места ангелам.

Мера ангела ( Апок. 21, 17)

о. Иосиф: Да, в экклезиологическом богословии почти не упоминаются ангелы, они как бы находятся за его пределами, и может показаться, что им там места нет. Однако это не совсем так. В литургической жизни, в богослужебных текстах постоянно встречаются молитвы, гимны и песни, посвященные ангельскому чину. Особенный акцент приходится на гимнографию службы понедельника. В девятой песни канона минеи общей, посвященной святым ангелам, есть такие слова, обращенные Христу: «Тя, неизреченно соединившего небесным, Христе, земная и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем».

о. Августин: Действительно, преодоление статики богословских конструкций более всего проявляется в литургическом праздновании ангелов. День архангела Михаила высвобождает нас из схоластики выведенного за рамки непосредственности библейского слова девятистепенного разделения ангельского мира и приближает нас к силе Царства, неумолимо вступающего в историю мира победой Апокалипсиса. Образ первого снега, выпадающего в ноябрьские дни в наших широтах, может напомнить о светоносной ангельской победе начала истории, победе, к которой в конце истории присоединимся мы.

о. Иосиф: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, или просто день святых ангелов и архангелов, является своеобразным мостиком, связывающим небесное с земным, Церковь торжествующую с Церковью воинствующей. В иконографии ангелов, в ангельских (архангельских) именах и в числе ангельских чинов присутствует особая символика, да и сам день памяти подобран глубоко символически. Ноябрь - девятый месяц от марта (с которого в древности начинался год) - соответствует числу девяти чинов ангельских. Восьмой день месяца символически указывает на восьмой день - день вечности, день Царствия Небесного, пришедшего в силе. Именно ангелы возвестят нам эту радостную небесную весть.

Празднуя день ангелов, каждый из нас празднует день своего небесного покровителя. Пользуясь таким случаем, поздравляем каждого читателя портала «Богослов.Ru» с этим замечательным днем.

С днем Ангела!

http://www.bogoslov.ru/text/2264178.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Августин Соколовски
Все статьи Диакон Августин Соколовски
Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Все статьи Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40