Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Цыганочка» с выходом и светлая печаль Леонида Быкова

Ангелина  Демьянок, Одна Родина

14.04.2011

Актер Михаил Ульянов писал о Леониде Быкове: «Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта».
 

  Леонид Федорович Быков  

Простые и проникновенные слова, конгениальные дарованию Леонида, нашел коллега Ульянов, сам - выдающийся русский актер, из подлинно народных, любимых.   Всенародным любимцем был и Леонид Федорович Быков, известный советский актер, режиссер, сценарист, заслуженный артист РСФСР и народный артист Украинской ССР, родившийся 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Донецкой области и трагически погибший в автокатастрофе в Киевской области 11 апреля 1979 года.    

  Дом, где родился Леонид Быков. Село Знаменское Донецкой области  

Отец и мать Леонида Быкова - украинцы, родом из одного села, Знаменского (тогда Черкасской волости Изюмского уезда Харьковской губернии). Федор Иванович, родился в 1898 году, Зинаида Панкратьевна - в июле 1907 года. Девичья фамилия Зинаиды тоже Быкова, так бывает у односельчан.   В 1929 году родители Быкова переехали в донбасский город Краматорск, где парень окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного Дома культуры. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей находился в эвакуации в Барнауле - центре Алтайского края. Свою первую кинороль сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины». Затем ярко проявился в роли Пети Мокина в фильме «Укротительница тигров». А в 1955 году уже получил главную роль в фильме «Максим Перепелица».
 

    Школа №6 г. Краматорск. В ней учились Леонид Быков, Иосиф Кобзон и Майя Булгакова  

Его начали любить с первых же ролей в кино. Среди лучших работ Быкова в кинематографе справедливо отмечают роль Богатырева («Дорогой мой человек», 1958), Акишина («Добровольцы», 1958), Алешки («Алешкина любовь», 1960), Гаркуши («На семи ветрах», 1962).   Оказывается, Э. Рязанов приглашал Л. Быкова на роль Деточкина в ленту «Берегись автомобиля», но актер после первой же пробы от роли отказался. И главную роль в фильме «Шинель», по Гоголю, у А. Баталова сыграл другой Быков - Ролан, поскольку Леонида не отпустили из Харькова на съемки.   Последние его работы, особенно «В бой идут одни "старики"», «Аты-баты, шли солдаты», конечно, умножили популярность, которая не ослабевает и после кончины актера.  

* * *  

Михаил Ульянов продолжил воспоминание: «...в нашей молодой и угловато-острой группе Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах. Эта обаятельнейшая человеческая черта освещала и его актерские работы. Его герой - комсомолец-доброволец Акишин смешной, добрый и очень чистый человек. «Негероичный» с виду, может быть, излишне мягкий, в трагическую минуту гибели подлодки, на которой служил, он проявляет поразительное мужество. Таким играл его Быков... Полно, играл ли? Просто был им в предполагаемых обстоятельствах, подарив ему свой светлый характер.

   

  Леонид Быков в роли Алексея Акишина. Фильм «Добровольцы», 1958 год  

«Добровольцы» - единственный фильм, где мы играли вместе. Такова уж наша актерская судьба. Я даже всех его фильмов не видел. Но посмотрев картину «В бой идут одни старики», искренне-горячо порадовался успеху в ней Быкова. Что-то было в этом фильме певуче-украинское и нежно-наивное. Что-то звучало в нем отголоском, эхом от «Добровольцев» - та же распахнутость, романтика, песенность. Но главное и самое прелестное в фильме - образ, созданный Леонидом Быковым с такой влюбленностью, с такой душевной щедростью! Он будто спел, а не сыграл свою роль. И дело не в музыкальности всего фильма. Секрет в певучей душевности, в бьющей через край талантливости, влюбленности в песню этого лихого геройского летчика».  

Героический и щемящий фильм. Сколько мальчишек, глядя на комэска Титаренко, блестяще сыгранного Быковым, решили связать свою жизнь с авиацией! Именно это произведение стало триумфом Леонида Быкова и как актера, и как режиссера.   

  Леонид Быков в роли комэска Титаренко. Фильм «В бой идут одни старики», 1973 год  

Быков мечтал быть и летчиком, и музыкантом. Немногим известен интересный факт из биографии Леонида Федоровича. В 1945 году, в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц...  

И кто теперь скажет, что он не стал и тем и другим, ведь миллионы советских людей запомнили его в самой известной его киноленте поющим летчиком, героем неба, асом. В этом смысле актерская планида счастлива - она позволяет проживать несколько жизней в одной.   Быков стал летчиком и в посмертной бронзе: недалеко от Аллеи Славы в Киеве, в поле зрения Киево-Печерской лавры и Вечного огня, а также днепровских далей, 6 ноября 2001 года открыт памятник: Леонид Быков в образе капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни "старики"». Надпись на постаменте на украинском языке гласит: «Військовим льотчикам присвячується. Леонід Биков». 
 

  Военным летчикам посвящается. Леонид Быков...  

Герой словно только что вернулся из полета и присел на кабину самолета. Вокруг памятника открытое пространство - словно взлетное поле. Автор памятника - Владимир Щур (им созданы также другие памятники Киева: фигуры Прони Прокоповны и Свирида Голохвастого на Андреевском спуске, Паниковского на Прорезной и архитектора Городецкого в Пассаже).   

Быков стремился в летчики, но... окончил Харьковский театральный институт.   

Зато его лучший друг Виктор Щедронов боевым летчиком стал, и погиб 11 апреля 1945 г. в Чехословакии. А через 20 лет Леонид Быков написал (вместе с Е. Оноприенко и А. Сацким) приношение памяти друга - сценарий к фильму «В бой идут одни "старики"», где погибшего товарища воплотил в образе Смуглянки, сохранив герою подлинную фамилию. Сценарий, из-за его «негероичности», цензура долго не пропускала.  

Приходилось за поддержкой обращаться к героям-летчикам. Эту ленту защищал в бюрократических коридорах различных учреждений культуры прототип Маэстро Виталий Попков, дважды Герой Советского Союза.   Буквально за одну ночь прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов, маршал авиации Александр Покрышкин «проглотил» сценарий и распорядился выдать киношникам целых 5 самолетов: четыре истребителя «Як-18» и чехословацкий «Z-326», внешне похожий на «Мессершмитт-109».  

Вот как вспоминал об этом участник тех съемок - оператор В. Кондратьев: «Для удобства воздушных съемок я придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полета. Быков мое изобретение одобрил и тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в деле. Пилот выписывал в небе «бочки» и «мертвые петли», а Леонид Федорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, я менял кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съемочного дня Быков буквально вывалился из самолета и плюхнулся на зеленую траву аэродрома. «Ну, как дела?» - спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим пленку - увидим!»  

В начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме». Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому.   

  Будем жить, пехота   

* * *    

Картину «В бой идут одни старики» Быков планировал снимать в Ленинграде, на студии «Ленфильм», где проработал 9 лет, но украинского режиссера настойчиво позвали в Киев, и в 1966 году он вернулся на Украину. Но на киностудии Довженко его встретили характерными для Киева словами: «Понаїхали тут генії! Своїх вистачає! А хто такий Биков?!» В итоге за 9 лет работы на киностудии имени Довженко ему было позволено снять только 2 фильма. К пятидесяти годам он сыграл 22 кинороли, снял 3 фильма и перенес 3 инфаркта.  

Этот киевский, «местечковый» подход имел место и по отношению к гению кино С. Параджанову, который, натерпевшись и нахлебавшись киевской «любовi», уехал в Тбилиси, где настигнувшей его украинской журналистке сказал в интервью, что ничего хорошего на Украине не будет - по причине непреодолимой зависти и хуторянства отдельных «митцiв». Как в воду глядел маэстро: ныне об украинском кино грустно вспоминать. На встрече творческой интеллигенции с Викторм Януковичем в марте 2006 года режиссер Николай Мащенко, генеральный директор и художественный руководитель киностудии имени Довженко, с горечью воскликнул: «Кина нэма!»  

На Всесоюзном фестивале в Баку в 1974 году фильм Леонида Быкова о поющей боевой эскадрилье получил почетный приз. На том же фестивале демонстрировался остросоциальный фильм Василия Шукшина «Калина красная», вызвавший недовольство у чиновников. Поэтому украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни "старики"» может стать первой вместо "Калины красной". И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его украинские коллеги по кинематографу, "уговаривать". На что получили ответ: "В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой фильм о войне, а его - это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля".  

На широкий экран фильм «В бой идут одни "старики"» вышел 12 августа 1974 года и уже к концу года собрал 44 300 000 зрителей, неожиданно заняв высокое 4-е место.   

* * *  

Н. Мащенко вспоминал, как они с Леонидом жили в одной комнате общаги Харьковского театрального института, где оба учились на актерском факультете, как остались на всю жизнь друзьями: «Это был нежной души человек, к Лене больше всего подходило пушкинское "печаль моя светла..." И фильмы у него такие же. В чем их обаяние? Бог его знает. Наверное, в личности Быкова».  

  Печаль моя светла...    

В Харьковский академический театр имени Т. Г. Шевченко молодого актера пригласил актер, режиссер и педагог Марьян Крушельницкий, один из основателей и классиков украинского советского театра. Быков был востребован в труппе, в течение 11 лет на харьковской сцене он был занят во многих спектаклях. Харьковчане-театралы до сих пор вспоминают финальную сцену в спектакле «Как закалялась сталь», где он играл роль Павла Корчагина. «Сейчас Павка, прикованный к постели, слегка приподнимется и произнесет свой финальный монолог: "Жизнь даётся человеку только один раз..." Корчагин отрывает голову от подушки, опирается на локоть - и вдруг... встает. Всматривается в зал. Еще шаг вперед. Глаза в глаза: "Жизнь дается человеку только один раз..." И зрители бесшумно поднялись с мест и выслушали монолог стоя. Потом была тишина. Сколько она длилась?! Актер не знает, не помнит. И внезапно, как обвал, - гром аплодисментов... "Что меня подняло тогда и повело к рампе, - не могу объяснить, - вспоминал актер. - Вероятно, интуиция"».   

* * *  

Фильм Л. Осыки о Быкове «...Которого любили все» (1982 год) кончается такими словами: «Хочется верить, что Леонид Быков не умер, а улетел на другую планету. И вернется». Через 12 лет последовал своего рода отклик: Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя «Быков».   В Краматорске его имя носит самолет СУ-27. В Василькове - МиГ-29, на борту которого написано «Маэстро. Леонид Быков». Есть бортовой журнал Леонида Быкова, летная книжка. Есть экипаж - лучший экипаж Украины, который летает на этом самолете. И есть целое звено, которое носит имя Леонида Быкова.   

  Жив маэстро!  

Леонид Быков не любил пафосных мемориалов и мраморных надгробий. Говорил когда-то, что не хочет лежать ни на одном из киевских кладбищ: «На любом сельском погосте. Холмик, крест и трава».   Тем не менее на Байковом кладбище в Киеве, где актер и похоронен, установлен его бюст, а в апреле 2002 года в Краматорске установлен бронзовый бюст Леонида Быкова работы скульптора С. А. Гонтаря. 

 

  Могила Леонида Быкова на Байковом кладбище в Киеве   

* * *  

Леня Быков был похож на своего отца, который, страдая пороком сердца, переживал только о том, что с таким «приговором» его не возьмут на фронт. Подобно ему, будучи студентом, Леня неудержимо рвался в Корею спасать гибнущих корейских детей.  

И еще свидетельство о его человеческих чертах, киноведа Л. Шахматовой, в статье из книги «Многонациональное советское киноискусство» (1982 год): «Держится предельно просто, глаза смотрят приветливо, дружелюбно и чуть-чуть насмешливо, говорит охотно, с полной доверительностью, как будто мы давно знакомы. Во всем облике - ничего специфически актерского, никакого знака профессии, а тем более «звездности». Нормальная доброжелательность человека, привыкшего с уважением относиться к чужой работе. Свой отказ смягчил извиняющейся улыбкой и какими-то очень естественными мотивами - ни малейшего намека на позу, рисовку: вот, мол, глядите, какой я отличный парень, скромница, вне общественной суеты и тщеславных забот.

... Редкое зрелище человеческой доброкачественности».   Актер Иван Миколайчук (ему и режиссеру Н. Мащенко, свои друзьям, Быков оставил письмо-завещание - автор) рассказывал о том, как умел Леонид помочь людям в трудную минуту, и делал это столь ненавязчиво, «случайно», что человек только позже спохватывался: да ведь это была тщательно продуманная акция помощи! Почти забытая ныне, вымирающая добродетель: стыдливость даже в добром поступке - из боязни ранить чужую гордость или чужую предполагаемую стыдливость».   

* * *  

В честь актера назван бульвар в Киеве. Семья Быкова не публикует архивы безвременно ушедшего актера и режиссера, полагая кончину его неслучайной. Его сын Лесь после смерти отца эмигрировал в Канаду.   Актера помнят, хранят светлую память о нем: 16 апреля 2011 года Российском центре науки и культуры в Киеве состоится вечер памяти Л. Ф. Быкова.

Приходите.

http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1874.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме