Уже народ не безмолвствует, а вопиет, а вот высшая власть все помалкивает. Что печально - помалкивает о своих предвыборных обещаниях.
«Требуем русский язык!» - кричат граждане с мест. А глава фракции Партии регионов Ефремов переминается с ноги на ногу, краснеет перед микрофонами, телекамерами и говорит, что не сейчас, что сегодня надо находить консенсус с оппозицией по другим вопросам, а по языку парламентская коалиция не наберет необходимого числа голосов. Что интересно: когда регионалам нужно, они находят «квалифицированное большинство» в парламенте и получают, как мы видели недавно, и до 350 голосов.
Ну так предложите, что ли, гражданам самим определиться, если вы в Верховной Раде мнетесь и коль уж лидеры коалиции бессильны собрать необходимое количество голосов в парламенте! Ну вынесите вопрос на референдум с доступной гражданам формулировкой: о конституционном двуязычии.
Любые попытки улучшить, уравновесить языковую ситуацию иными способами (о коих чуть ниже) сталкиваются с отрепетированным идеологическим хором яворивских и компании, каковые и вещают со всех «усюд» от имени отечественной культуры. Что еще тревожнее - здравая и назревшая инициатива министра Д. Табачника о возвращении русского языка и русской литературы в образование вызывает неадекватную реакцию не только у национал-патриотов, но и в Администрации президента, а именно у Ганны Герман, которая явно выступает против подобных инициатив. Что удивительно: вполне безобидный для национал-патриотов законопроект о языках на Украине Ефремова-Симоненко-Гриневецкого встречается негодованием национально озабоченных писателей. Они же считают и разработанный Министерством образования, науки, молодежи и спорта проект концепции языкового образования в Украине неприемлемым и не имеющим права на существование.
В частности, с новым обращением к Д. Табачнику выступили литераторы Н. Билоцеркивец, Т. Заривна, Н. Рябчук, Л. Таран, И. Роздобудько, А. Ильченко, А. Днистровый, И. Карпа, Л. Денисенко и другие. «Опубликованный документ фактически дает основания для того, чтобы в сфере образования русский язык пользовался неоправданными преимуществами, существенно сокращая стимулы к изучению государственного украинского языка не только представителями других национальностей, проживающими на территории Украины, но и украинцами», - вновь заводят свою «волынку» господа писатели. Антиукраинским шагом в области образования считает новую инициативу Министерства образования и заместитель председателя Верховной Рады Н. Томенко, который казуистически цепляется за юридические формулы. Процитировав документ, гласящий, что русский - «это язык межнационального общения, один из распространенных международных языков, близкородственный украинскому», пан Томенко заявляет, что такой тезис противоречит конституционной норме. «В украинской Конституции нет определения «межнационального языка». В терминологическом значении языков есть украинский как государственный язык, и есть языки общения национальных меньшинств», - подчеркивает вице-спикер. И сразу видна желаемая вечная картина: чтобы русский язык так и оставался «языком общения национальных меньшинств». Главное для подобных мыслителей было в свое время загнать русский язык, который понимают все без преувеличения граждане Украины, а использует в повседневном общении далеко не малая их часть, в юридические рамки «языка меньшинств», а теперь этим же рычагом и орудовать.
Дальнейший ход творческой мысли пана Н. Томенко вызывает восхищение своей прозорливостью. «Я не удивлюсь, если следующей инициативой Минобразования или правительства в целом будет идея о превращении Украины в федеративное государство», - заявил этот государственный муж. Так и хочется воскликнуть: Да! да! Пора и этой темой активно заниматься, если нет желания получить какой-нибудь югославский сценарий на территории Украины. К сожалению, из министра Д. Табачника сегодня все кому не лень норовят сделать в своем роде сержанта ГАИ Швеца, которого, кстати, власти предержащие «отдали на съедение» улюлюкающим националистам самым позорным образом, без суда и следствия, чем создали прецедент: аналогичные провокации со стороны националистов могут иметь место и в последующем. Какую национально озабоченную газету сегодня ни открой, какой ангажированный телевизионный канал ни включи, отовсюду всхлипы: «Спасем нашу мову... Мова в опасности! Ее хотят убить, и уничтожить нас как нацию!..» Как-то очень болезненно это все выглядит, а кроме того, возникает ощущение, что эти акции управляются из единого центра. Вот какой интересной информацией с автором этих строк поделилась учительница харьковской школы. В школах Украины, которые называются украинскими (в отличие от русских, тающих на глазах, как весенний снег), то есть где ведется преподавание на украинском языке, русский язык в сетке программы отсутствует вообще! Это вам не «тоталитарное» советское время, когда в русских школах украинский язык изучался со второго класса по десятый и по нему сдавались выпускные экзамены! Это и не русский язык в украинских школах того же советского периода, когда, не претендуя на лидерство, он лишь дополнял гармоничное образование, получаемое учащимися на украинском языке. Двуязычие еще никому не вредило. Сегодня в некоторых украинских школах на усмотрение директоров и завучей с 5-го класса может быть разрешено преподавание русского языка факультативно (!) по 2 урока в неделю, иногда 1 и даже пол-урока в неделю. Иногда русский дают за счет второго иностранного. Бывает, что есть, к примеру, английский и немецкий, а русского нет. А зачем он нужен, правда? Это в общеобразовательных учебных заведениях восточных регионов Финляндии русский язык будет в ближайшее время введен в сетку обучения, а говорящему по-украински ребенку зачем нужна «собачья мова»? Нечего головы забивать! Русская литература в школах Украины изучается в рамках предмета, который назывался до нынешнего учебного года Зарубежной литературой, а с этого - Всемирной. Если говорить о Пушкине, то его в украинских школах изучают так: Пролог к «Руслану и Людмиле» в 5 классе (1 урок), в 6 классе Пушкина нет вообще, в 7-м - «Дубровский» (1 урок внеклассного чтения), в 8-м классе в предмете «Всемирная литература» нет ни одного урока, касающегося русской литературы! Отдельно скажем о 9 классе: 4 урока отведено на Пушкина (биография, основная лирика, «Евгений Онегин», 5-й урок - контрольный); столько же, по 4 урока с 5-м контрольным, - на Гоголя (только «Шинель»!) и Лермонтова. В 10 классе изучают Л. Толстого (только «Анна Каренина», 4-5 уроков), Достоевского («Преступление и наказание», 6 уроков), Чехову отведен 1 урок с рассказом «Скрипка Ротшильда». По 1 уроку - внеклассно (!) - отдано Тютчеву и Фету. Для сравнения, школьные программы планово отводят Уитмену, Верлену, Рембо - по 2, Бодлеру 3, Метерлинку с «Синей птицей» - 1 урок. Роману Золя «Карьера Ругонов» отведено 5 уроков, «Портрет Дориана Грея» О. Уайлда изучают 5 уроков (достойно, однако жаль, что ни одного урока при этом не отведено на «Портрет» Н.В. Гоголя). Вся тема Великой Отечественной войны представлена в школьном курсе повестью Шолохова «Судьба человека» (2-3 урока), а также 1 стихотворением (А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом»). Понятно, что ни «Повести о настоящем человеке», ни «Сына полка», ни «Молодой гвардии» дети не знают.
Вся русская проза ХХ века представлена 1-часовым экскурсом по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Изучают по 1 часу Пастернака, Маяковского, Ахматову. На Есенина, Цветаеву и Мандельштама даже этого времени не нашлось. На всю русскую поэзию второй половины ХХ века отведен 1 обзорный час, на уроке вспоминают поэтов-шестидесятников (Окуджаву, Вознесенского, Рождественского, Высоцкого и других). Следовало бы всерьез дать понять галицким соловьям, получающим зарплату с подачи Партии регионов, что есть в стране большой пласт населения, дорожащего русскими духовными, литературно-художественными ценностями . И, наконец, нельзя оставлять на наиважнейшем рубеже министра Д. Табачника в полном одиночестве. Сегодня он держится достойно, но, увы, выглядит «одним в поле воином», своего рода «фигурой» для побивания украинскими националистами. Остальной «правящий бомонд» бездействует. Не выйдет.
Убедительно и тревожно, потому что сверхактуально выглядят слова В. А. Будянского, опубликованные на сайте ForPost: «Единство страны невозможно при нарушении прав русскоязычных граждан на родной русский язык и соблюдении прав украиноязычных граждан на родной украинский язык. Нет двуязычия - нет единства. Только при двуязычии возможно единство Украины. Борьба за русский язык это также борьба с украинским национализмом, раскалывающим страну, сеющим вражду между украиноязычными и русскоязычными гражданами... До тех пор пока мы ее не изменим и не установим двуязычие, украинский национализм будет жить. Именно поэтому националисты оказывают бешеное сопротивление закону о языках. Только двуязычие покончит с ними раз и навсегда, защитит наши права и восстановит единство Украины. Пока "бандеровская армия" не перешла Днепр и не начала войну с Юго-Востоком и всей русскоязычной Украиной. За время нашего бездействия националисты вырастили ударный отряд экстремистов - тягнибоковцев, тризубовцев, готовых силой насаждать бандеризацию страны, в том числе с помощью взрывов, ненавидя и уничтожая наш родной русский язык и русскую культуру. Дальше отступать нам уже некуда. Или двуязычие - или бандеризация Украины».
Меж тем инициатива с мест радует и обнадеживает. Уже мэр Одессы Алексей Костусев пообещал изменить существующее в Одессе соотношение русских и украинских школ. В интервью газете «Сегодня» он заявил, что язык обучения для своих детей будут выбирать родители, поэтому заранее сказать, сколько в городе будет украинских школ, а сколько русских - невозможно, и если 90% одесситов захотят, чтобы их дети учились на русском, значит, 90% классов будет на русском, «никто никого насиловать не будет». На наш взгляд, вполне «по-европейски», как о том и мечтают украинские евроинтеграторы. Интересно, какие они приведут контраргументы в этом случае? Вместе с тем некоторые наблюдатели сомневаются, что министерская программа развития русского языка, которая, в частности, предусматривает свободу выбора языка обучения в школе, будет полностью реализована. «Я знаю, что сейчас комиссия при горсовете разрабатывает программу развития русского языка, в которой это предусмотрено. Говорят, что это неплохая программа и уже в ближайшее время будут проведены общественные слушания по этой программе. Но не стоит забывать, что в 2008 году уже была похожая программа, но она была заблокирована - депутат от «Нашей Украины» Леонид Капелюшный подал в суд на горсовет. Так что, какая бы красивая программа ни была, главное, чтобы она не осталась на бумаге, а действительно выполнялась», - заявила Мария Бильчак, координатор одесского общественного движения «Дозор» в интервью информагентству «Новый Регион». Председатель «Общественной организации «Русская община Северодонецка» Валерий Ситников рассказал, что в городе нарастает волна требований жителей о юридическом закреплении статуса русского языка. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., 93% жителей Северодонецка считают русский своим родным языком. Жители Северодонецка справедливо полагают, что нельзя воспитать патриотизм в молодых гражданах путем противопоставления родственных культур, разобщения наций.
Однако городские власти не торопятся принять предложенную «Программу развития регионального русского языка, русской культуры в Северодонецке на 2011-2015 гг.». Думаю, у них есть чему поучиться у ближайших соседей из Рубежного. Здесь горсовет, руководствуясь законами Украины, принял решение применять русский язык наряду с украинским в своей работе и делопроизводстве.
Подобное решение было принято в связи с тем, что большая часть населения города в повседневном общении и в отношениях с госструктурами изъясняется на русском языке. Есть аналогичные вести и из Крыма. Так, в Симферополе состоялось очередное заседание Всекрымской организации «Учителя за Русское Единство». Участники мероприятия, представляющие различные школы и вузы Автономной Республики Крым, совместно с крымским отделением Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ) поддержали Концепцию языкового образования на Украине и политику Министра образования, науки, молодежи и спорта Украины Д. Табачника в сфере образования. Об этом педагоги и высказались в совместном письме на имя министра, в котором была сформулирована просьба вернуть русский язык и русскую литературу в качестве вступительных экзаменов в вузы, работающие на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. В письме, в частности, говорится: «Мы поддерживаем один из ключевых тезисов Концепции о свободном выборе языка обучения, который расцениваем как неотъемлемую характеристику демократического общества, а также правомерное и справедливое расширение сферы использования русского языка в образовании.
Мы выступаем против насильственной украинизации, против разрушения сложившейся и доказавшей свою эффективность системы нашего высшего и среднего образования. Мы горячо одобряем Ваши действия, которые привели к восстановлению прав русского языка в образовании, возвращению предметов "русский язык" и "русская литература" в школьную и вузовскую практику, предоставили возможность иностранцам обучаться на русском языке, восстановили секции русской литературы и русского языка в МАН (Международной академии наук - автор), ввели внешнее независимое тестирование по русскому языку и Всеукраинскую олимпиаду по русскому языку для школьников».
Пока заметим, что в жизнь эти положения программы только начинают вводиться. И их эффективность нам придется отследить в перспективе, ведь образовательные структуры - весьма инерционны.
А сам министр образования, которого не сочтешь неактивным чиновником, уже в ходе конференции «Культурно-языковое многообразие Украины - фактор стабильности и опережающего развития», прошедшей недавно в Симферополе, заявил, что на Украине не должна проводиться политика насильственной украинизации. Он резонно подчеркнул, что украинизация и нарушение европейских норм языковой политики ведут «к оттоку мозгов из страны», а «насильственное выталкивание мозгов катастрофично для образования и культуры, потому что насильственное сворачивание двуязычия или многоязычия приводит к тому, что ряд людей считают для себя профессиональную научную, преподавательскую, творческую, культурную деятельность неинтересной, неперспективной. Так кто от этого выигрывает?»
Зададимся этим вопросом и мы, уважаемый читатель.