В Лондоне этого уже не носят

0
473
Время на чтение 7 минут

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с речью, в которой признал, что политика мультикультурализма провалилась. По его словам, "британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности, которая помешает развитию экстремизма в обществе" В октябре прошлого года канцлер Германии Ангела Меркель сказала примерно то же самое. Что же такое мультикультурализм и почему он провалился?

Согласно определению, мультикультурализм - политика, направленная на поддержание в рамках одного общества разных культур, традиций и обычаев, на поддержание и сохранение различий между теми или иными культурными общинами. В самом этом определении нет ничего ужасного - люди имеют право на свою культуру и обычаи, и та же Британия всегда была страной различных культур - шотландцы и валлийцы ревностно хранят свою национальную идентичность, и с гордостью вспоминают битвы, в которых они сражались с англичанами. В этом отношении Британия напоминает Россию - это тоже с самого начала многонациональная страна. Шотландские горцы известны своим буйным и задиристым характером  - как и своими зажигательными плясками. Однако Камерон, очевидно, имел в виду не Шотландцев, битвы с которыми остались в далеком прошлом и сделались предметом фольклора. 

Мультикультурализм исходит из определенных мировоззренческих предпосылок, некоторые из которых восходят к так называемому Просвещению - философскому движению, наиболее решительно заявившему о себе во Франции и Англии конца XVIII века. Для Просвещения было характерно противопоставление разума и свободы тому, что определялось как "деспотия" и "суеверие" - традиционный социальный порядок и традиционная религия. В рамках такого взгляда на мир традиция и религия должны быть преодолены, для того, чтобы построить лучший, более разумный и более свободный мир. Взгляд на человеческую историю как на арену борьбы сил прогресса и реакции, характерный для коммунизма, тоже восходит к этому философскому течению. Сегодняшние наследники Просвещения продолжают подвизаться против тех же врагов - традиционных, и, особенно религиозных начал общественной жизни, которые представляются им источником несправедливости и угнетения женщин и различных "меньшинств" - от гомосексуалистов до ведьм.  Как мы знаем, есть у революции начало, но нет у революции конца, и люди делаются все более и более изобретательными в поисках угнетения и попрания своих прав, тщательно выискивая, где бы еще подвергнуться дискриминации и возопить по этому поводу.

Источником угнетения, архиврагом, остается все та же христианская цивилизация, и Церковь особенно; предметом величайшего стыда, ужаса и отвращения - европейский политический, культурный, и, особенно, религиозный империализм. История рассказывается примерно так: раньше европейцы считали себя лучше других - они полагали себя носителями истинной веры и более высокой культуры, и считали себя вправе нести то и другое другим народам. Они совершили бесчисленные преступления против цивилизаций Азии и Африки, и коренных жителей обеих Америк. Конкистадоры и крестоносцы, те и другие под знаменем Креста,  залили планету кровью. Высокомерные и нетерпимые христианские миссионеры, презирая религии других народов как "язычество", а то и "бесопоклонство",  уничтожали уникальные культуры и искореняли мудрые вековые обычаи.

Но теперь силы прогресса все более теснят силы невежества и нетерпимости - мы понимаем, что считать нашу культуру и обычаи "лучше" есть тупое варварство; а человека, который считает, что Христианство чем-то превосходнее культа Вуду, надо немедленно гнать взашей - пока он кого-нибудь не сжег. Все культуры и религии одинаково хороши - все они заслуживают нашего радостного принятия и одобрения.

Такая версия истории подкрепляется яркими, эмоционально задевающими примерами прошлых злодейств, от которых мы должны теперь в ужасе шарахнуться - иногда вполне подлинных (европейцы действительно грешили немало) иногда несколько отретушированных. Так, что на каждого, кто попробует сказать, что Христианство - истинная вера, тут же падает тень этого кровожадного чудовища, Ричарда Львиное Сердце, а также Торквемады, Кортеса, и других кровавых-прекровавых злодеев, в компании которых ни один рукопожатный человек не хотел бы оказаться.

Практически сразу же выяснилось, что дружелюбное принятие всех культур и религий не включает в себя одну культуру - европейскую, и одну религию - христианство. Мультикультурность  стала проявлять себя не в том, что наряду с христианскими в публичном пространстве стали появляться и другие символы, а в том, что христианские символы стали удаляться, как  якобы оскорбляющие приверженцев других религий. Характерно,  что эта особенность "мультикультурности" была с энтузиазмом воспринята у нас - когда у нас говорят о "многонациональной и многоконфессиональной стране"  речь идет вовсе не о том, чтобы как-то уважить другие народы или вероисповедания, а о том, чтобы прижать православных.

Мультикультурный подход, однако, вскоре стал показывать трещины -  чем дальше, тем более заметные.

Его главная проблема оказалась в его слепом и высокомерном европоцентризме.  Это может показаться странным, а самими сторонникам мультикультурности - несправедливым и обидным, но это так. Неевропейские культуры - и нехристианские религии - рассматриваются просто в качестве декораций к борьбе с главным врагом прогресса - Церковью. Те же европейские левые, которые чрезвычайно негодуют на отказ Церкви рукополагать женщин в священный сан - и вообще исполнены праведного гнева на "мизогинию", то есть "женоненавистничество"  Церкви - горячо симпатизируют Исламу, совершенно не замечая положения женщин в исламской среде. Те же самые люди, которые яростно восстают против любого христианского участия в политике, горячо приветствуют культуры, в которых сам концепт разделения политики и религии вообще неизвестен. Ироническая ситуация, когда "геи и мусульмане" пишутся через запятую - ведь те и другие являются меньшинствами, угнетаемыми злобной христианской цивилизацией - отражает такой подход.

Христианин, который утверждает, что христианская вера - истинная, вызывает шикание, а тот, кто благовествует нехристианам - и вовсе может нарваться на полицейское преследование.

Между тем никаких возражений против учения Ислама и  миссионерских усилий мусульман не выдвигается; и тут между европейскими левыми и опекаемыми ими культурными меньшинствами возникает глубокое недоразумение.

Идеология Просвещения возводила себя на христианском фундаменте и только на нем и могла быть построена.  Такие само собой разумеющиеся вещи, как равенство всех людей, ценность личного выбора и личной свободы, восприятие Церкви и государства как разных институтов с разными задачами - результат развития именно христианской цивилизации. Они вовсе не разумеются сами собой за ее пределами.

Однако идеология Просвещения не может признать, что слишком многим обязана своему архиврагу - христианской традиции. Поэтому ее сторонники верят в ее универсальность - в то, что ее ценности могут и должны быть восприняты в совершенно другом культурном контексте, в цивилизациях, к формировании которых христианство не играло значительной роли. В самом деле, если ценности верховенства закона и прав человека есть порождение автономного человеческого разума, а христианство тут только мешало, в нехристианских культурах эти ценности должны успешно приживаться.

Этого, однако, не происходит - происходит нечто обратное, представители иммигрантских общин все менее склонны видеть себя частью европейского общества. Этому есть несколько причин, и одна из них - то высокомерно-покровительственное отношение, которое скрывается за разговорами о мультикультурности. Представители нехристианских культур рассматриваются как дети малые, не вполне ответственные за свои действия - поэтому им можно то, что ни в коем случае нельзя христианам. В рамках "мультикультурного" повествования любые проблемы - или даже преступления - представителей меньшинств обусловлены "белым расизмом",  и лучший способ бороться с ними - это продолжать искоренять "расизм".

Результат такого подхода оказывается весьма удручающим, и все больше европейских политиков это признает. Вернемся, однако, в любезное наше Отечество. У нас многие воспринимают западную Европу как образец благоустройства и приписывают это благоустройство той самой идеологии, которая провозглашается европейскими левыми - мультикультурализму, толерантности, политкорректности. Беда в том, что  поклонники европейкой моды рискуют убедиться, что в Париже (а равно Лондоне) этого уже не носят. Рецепты, которые мы пытаемся заимствовать из Европы, в самой Европе уже отвергнуты. 

Какие же уроки мы можем извлечь из этого опыта? В чем фундаментальная ошибка мультикультурализма? Не в положительном отношении к культуре меньшинств - а во враждебности к культуре большинства, к христианскому наследию Европы.

Общество может быть стабильным только тогда, когда в нем есть ярко выраженная и достаточно сильная несущая, основная культура. Для Европы это - христианская, для России, более узко - православная культура. Представители национальных и религиозных меньшинств, несомненно, имеют право на свою культуру и религию; было бы несправедливо и крайне глупо пытаться лишить их этого права. Но такое право имеют и представители большинства. Пытаться выдавливать из общественного пространства Православие под тем предлогом, что у нас "многонациональная и многоконфессиональная" страна - значит подражать уже вчерашней европейской моде. В Лондоне этого уже не носят.

http://www.radonezh.ru/analytic/13867.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Белозерский
Все статьи Сергей Белозерский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45